Проект «Это интересно»
Срок реализации: сентябрь – май
Подготовительная группа
с. Тасеево
Актуальность
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а
тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания
приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает
детское экспериментирование. Экспериментирование является одним из
видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу
ребенка, на развитие его творческих способностей. Эксперименты дают
детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе
эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения и исключения. Необходимость давать отчет об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует
развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с
новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приемов и операций,
которые рассматриваются как умственные умения.
Можно сказать, что экспериментирование является неотъемлемой
частью образовательного процесса в детском саду.
Тип проекта:
По продолжительности – долгосрочный.
По составу участников проекта - групповой.
По направленности деятельности участников проекта –
исследовательско-творческий.
Проблема проекта:
В реальной действительности в дошкольных образовательных
учреждениях экспериментальная деятельность применяется не широко,
несмотря на многие позитивные стороны. Для нас данный метод работы
недостаточно хорошо изучен и нет богатой практики его применения. Исходя
из этого, мы решили, продолжить тему самообразования «Детское
экспериментирование как форма развития познавательного интереса
дошкольников», через реализацию данного проекта.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию и
размышлению.
Задачи:
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с
помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей,
моделей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной
деятельности;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости,
критичности, самостоятельности, элементарного самоконтроля и
саморегуляции своих действий;
- совершенствование правил техники безопасности при проведении
опытов и экспериментов.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный
Обсуждение цели, задач с детьми, родителями, специалистами;
Подбор методической литературы по теме проекта;
Подбор дидактического, демонстрационного материала,
наглядных пособий;
Составление перспективного плана работы с детьми и
родителями.
2 этап. Рефлексивно-диагностический
Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете
проделанной работы.
3 этап. Практический
Работа по проекту по плану с детьми, родителями,
специалистами.
Перспективный план работы с родителями:
Месяц
Мероприятие
Сентябрь
Родительское собрание (обсуждение цели, задач
проекта)
Октябрь
Информационный стенд «Экспериментирование,
что оно дает детям»
Цель: просвещение родителей по теме проекта
Ноябрь
Пополнение центра экспериментирования
пособиями, литературой
Декабрь
Январь
Домашнее задание «Это интересно». Совместное
мероприятие
Февраль
Папка-передвижка «Экспериментирование на
кухне»
Март
Апрель
Итоговое открытое мероприятие «Счастливый
случай»
Май
Родительское собрание
Цель: подведение итогов проекта, отчет о
проделанной работе
4 этап. Заключительный
Обработка и оформление материалов проекта
Презентация проекта
Ресурсное обеспечение проекта
1.
Кадровое обеспечение
Участники проекта:
- методист (методическая поддержка и консультирование);
- дети подготовительной группы;
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
2.
Информационное обеспечение
- видео презентации;
- наглядно-дидактические пособия;
- энциклопедии.
3.
Материально-техническое обеспечение
- фотоаппарат;
- компьютер;
- проектор;
- детская лаборатория;
- магнитофон.
Риски.
1.
Несоблюдение сроков реализации проекта.
2.
Проблема привлечения родительской общественности.
3.
Недостаточность оборудования, наглядных пособий.
Выводы.
Результаты и выводы будут прописаны после реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми
Сро
к
Цель
Тема
Задачи
Сент
ябрь
«На
ша
лабо
рато
рия»
Развитие
познавательной
активность
детей в процессе
самостоятельног
о выполнения
опытов по
схеме.
«Что мы уже
умеем?»
- вызывать интерес у детей к
самостоятельной
исследовательской
деятельности;
- побуждать детей
формулировать выводы по
итогам экспериментов с опорой
на полученные ранее
представления и собственные
предположения;
- развивать активность,
взаимопомощь.
Окт
ябрь
«Воз
дух»
Расширение
представлений
детей о
свойствах
воздуха.
«Есть ли
запах у
воздуха?»
«Куда дует
ветер?»
(рабочая
тетрадь стр.
19,20)
- Показать, что воздух не имеет
запаха, но способен передавать
запахи;
- познакомить детей с
определением направления
ветра;
- развивать интерес к явлениям
природы; - воспитывать
внимательность
«Реактивный
шарик»,
«Вертушка»,
- выявить, что воздух обладает
упругостью;
- понять, как может
«Соломенны
й буравчик»
(Дыбина
О.В. стр.143,
144)
использоваться сила воздуха
(движение);
«Свечка в
банке», «Как
задуть свечу
из воронки»
(Дыбина
О.В. стр.145)
- выявить, что при горении
изменяется состав воздуха;
- выявить, что для горения
нужен кислород;
- познакомиться со способами
тушения огня;
- выявить особенности
воздушного вихря
«Большие –
маленькие»,
«Сухим из
воды»
(Дыбина
О.В. стр.146,
147)
- выявить, что воздух при
охлаждении сужается, а при
нагревании расширяется;
- продемонстрировать
существование атмосферного
давления.
Ноя
брь
«Сил
а
тягот
ения
»
Ознакомление
детей с силой
тяготения.
«Сила
тяготения –
что это?»
(ТугушеваГ.
П.,
Чистякова
А.Е. стр. 47)
- дать детям представление о
существовании невидимой
силы – силы тяготения;
- способствовать развитию
наблюдательности, умения
делать выводы;
- развивать умение фиксировать
полученные выводы в виде схем
и др.
Ноя
брь
«Ине
рция
»
Ознакомление
детей с
физическим
свойством -
инерция
«Упрямые
предметы»
(ТугушеваГ.
П.,
Чистякова
А.Е. стр. 48)
- на примерах познакомить
детей со свойством инерции;
- развивать познавательный
интерес, умение работать
сообща.
«Хитрости
инерции»
(ТугушеваГ.
П.,
Чистякова
А.Е. стр. 55)
- показать возможность
практического использования
инерции в повседневной жизни.
Ноя
брь
Сам
осто
ятел
ьная
рабо
та
Закрепление
полученных
ранее знаний.
«Прозрачнос
ть воды»
«Способност
ь воды
отражать
окружающие
предметы»
(рабочая
тетрадь стр.
5,6)
- подвести к выводу, что
«чистая вода - прозрачная»,
«грязная – непрозрачная»;
- показать, что вода отражает
окружающие предметы.
Дека
брь
«Ма
сса»
Познакомить
детей с понятие
масса тела.
«Что такое
масса?»
(ТугушеваГ.
П.,
Чистякова
- выявить свойство предметов –
массу;
- познакомить с прибором для
измерения массы – чашечными
весами;
А.Е. стр. 56)
- научить способам их
использования.
Дека
брь
«Дли
на»
Познакомить
детей с мерами
длины.
«Чем можно
измерить
длину?»
(ТугушеваГ.
П.,
Чистякова
А.Е. стр. 74)
- познакомить детей с условной
мерой длины;
- дать понятие «единица
измерения»;
- познакомить с
измерительными приборами
(линейка, сантиметровая лента);
- развивать познавательную
активность детей за счет
знакомства с мерами длины в
древности (локоть, фут, пас,
ладонь, палец, ярд).
Дека
брь
Сам
осто
ятел
ьная
рабо
та
Развитие
познавательной
активности
детей в процессе
самостоятельног
о выполнения
опытов по
схеме.
«Все обо
всем»
(ТугушеваГ.
П.,
Чистякова
А.Е. стр. 77)
- поощрять детей за
самостоятельное
формулирование выводов по
итогам экспериментов с опорой
на полученные ранее
представления и собственные
предположения;
- развивать аккуратность;
- развивать взаимопомощь.
Дека
брь
–
янва
рь
Продолжать
знакомить детей
со свойствами
воды.
Создавать
«Путешестви
е капельки»
(ТугушеваГ.
П.,
Чистякова
- познакомить с круговоротом
воды в природе;
- выявить причины выпадения
осадков;
- расширять представления
«Вод
а»
условия для
развития
мышления,
социальных
навыков.
Продолжать
учить делать
предположения
и выводы.
А.Е. стр. 70)
детей о значении воды;
- развивать социальные навыки.
«Прозрачнос
ть воды»
«Способност
ь воды
отражать
окружающие
предметы»
(О.В.
Попова)
- учить делать выводы на
основе полученных знаний;
- показать способность воды
отражать окружающие
предметы
«Куда
исчезает
вода»
«Фонтанчик
и»
(О.В.
Попова)
- доказать, что вода имеет
свойство впитываться и
испаряться;
- определить, какие материалы
лучше впитывают воду;
- создавать условия для
развития любознательности,
самостоятельности.
«Почему
осенью
много луж?»
«Вода –
растворитель
»
(О.В.
Попова)
- закрепить представления
детей о свойствах воды;
- развивать любознательность,
воспитывать
самостоятельность;
- создавать условия для
развития познавательного
интереса в процессе
экспериментирования;
- познакомить со свойствами
жидкостей.
Фев
раль
«Вод
а»
«Звенящая
вода»
«Можно ли
склеить
бумагу
водой?»
«Разноцветн
ые растения»
(О.В.
Попова)
- показать детям, что
количество воды в стакане
влияет на издаваемый звук;
- показать, что вода обладает
склеивающим действием;
- развивать познавательный
интерес ребенка в процессе
экспериментирования с
жидкостями;
- показать сокодвижение в
стебле растения.
Фев
раль
«Зву
к»
Познакомить
детей с
физическим
явлением – звук.
Способствовать
развитию
наблюдательнос
ти, внимания.
Создавать
условия для
развития
познавательного
интереса.
О
«дрожалке»
и «пищалке»
«Спичечный
телефон»
(ТугушеваГ.
П.,
Чистякова
А.Е. стр. 94;
О.В. Дыбина
стр.158)
- познакомить детей с понятие
«звук»;
- выявить причину
возникновения звука –
дрожание предметов;
- познакомить с простейшим
устройством для передачи звука
на расстояние.
«Как сделать
звук
громче?»
«Почему
- выявить причины
происхождения низких и
высоких звуков (частота звука);
- выявить причины разного
мышонок не
услышал
щуку?»
(Тугушева
Г.П.,
Чистякова
А.Е. стр. 95;
О.В. Дыбина
стр.159, 160.)
восприятия звуков человеком и
животными
«Как видят
летучие
мыши?»
(О.В.
Дыбина
стр.161)
«Ушки на
макушке»
(О.В. Попова
стр.27)
- выявить возможности
измерения расстояния с
помощью звука;
- продолжать знакомить детей с
особенностями своего
организма, развивать интерес к
своему организму;
- воспитывать культурно-
гигиенические навыки.
Мар
т
«Теп
лота
»
Познакомить
детей с
физическим
явлением –
температура.
Показать на
примерах
изменения
агрегатных
«Горячо -
холодно»
«Волшебные
превращения
» (подарок
на 8 марта)
(О.В.
Дыбина стр.
161-163)
- объяснить изменение объема
веществ (предметов) в
зависимости от их
температуры;
- объяснить изменение
агрегатных состояний веществ
в зависимости от изменений
температуры (твердые –
жидкие)
состояний
веществ в
зависимости от
температуры.
«Как не
обжечься?»
(О.В.
Дыбина стр.
165)
- выявить, что предметы из
разных материалов нагреваются
по-разному;
- познакомить с таким
понятием, как
«теплопроводность»;
- создавать условия для
развития наблюдательности,
мышления, самостоятельности.
Мар
т
«Орг
аны
чувс
тв»
Продолжать
знакомить детей
с особенностями
и
возможностями
человеческого
организма.
«Руки-
помощники»
«Для чего
нужны
глаза?»
(О.В. Попова
стр. 28, 29)
- развивать любознательность;
- воспитывать
самостоятельность;
- развивать желание узнать о
себе что-то новое;
- воспитывать культурно-
гигиенические навыки.
«Нюхаем,
пробуем,
трогаем,
слушаем»
«Чудесный
мешочек»
(О.В. Попова
стр. 24, 25,
26)
- закрепить представления
детей об органах чувств, их
назначении;
- учить детей узнавать
предметы тактильно;
- воспитывать внимательность,
самостоятельность.
Апр
ель
«Зем
Знакомить детей
с солнечной
системой,
«Далеко –
близко»
«Чем ближе
- познакомить детей с тем, как
удаленность от Солнца влияет
на температуру воздуха;
ля.
Косм
ос»
космосом.
Познакомить с
влиянием
Солнца на
температуру
воздуха.
– тем
быстрее»
(О.В.
Дыбина стр.
166, 167.)
- узнать, как расстояние до
Солнца влияет на время
обращения планеты вокруг
него;
«Почему в
космос
летают на
ракете?»
(Тугушева
Г.П.,
Чистякова
А.Е. стр 102)
«Модель
солнечной
системы»
(папье-маше)
(О.В.
Дыбина
стр.179)
- уточнить представления детей
о принципе работы реактивного
двигателя;
- показать значение воздуха для
полета самолета;
- создавать условия для участия
в коллективной работе,
самостоятельно определять
алгоритм деятельности;
- закрепить знания детей о
солнечной системе;
- научить делать поделки из
папье-маше.
Итоговое
мероприятие
по теме: ига
«Счастливый
случай»
- создавать условия для
развития мышления,
воображения и творчества
детей;
- вовлекать родителей в жизнь
группы;
- создавать атмосферу
сотрудничества, взаимопомощи.
Май
«Дел
аю
все
сам»
Обобщить ранее
полученные
знания.
«Сделай по
схеме»
«Мы
фокусники»
- совершенствовать умение
детей работать по схемам;
- совершенствовать умение
детей делать выводы,
заключения;
- развивать познавательный
интерес.