Напоминание

"Это интересно"

Автор: Абукова Ирина Геннадьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9 "Лесовичок"

Населённый пункт: Красноярский край село Тасеево

Наименование материала: проект

Тема: "Это интересно"

Описание:

Проект по организации экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы ДОУ.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4658

Опубликовано 01.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Проект «Это интересно»
Срок реализации: сентябрь – май Подготовительная группа с. Тасеево

Актуальность
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Эксперименты дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и исключения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Можно сказать, что экспериментирование является неотъемлемой частью образовательного процесса в детском саду.
Тип проекта:
По продолжительности – долгосрочный. По составу участников проекта - групповой. По направленности деятельности участников проекта – исследовательско-творческий.

Проблема проекта:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях экспериментальная деятельность применяется не широко, несмотря на многие позитивные стороны. Для нас данный метод работы недостаточно хорошо изучен и нет богатой практики его применения. Исходя из этого, мы решили, продолжить тему самообразования «Детское экспериментирование как форма развития познавательного интереса дошкольников», через реализацию данного проекта.
Цель:
способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); - расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности; - поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий; - совершенствование правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный
 Обсуждение цели, задач с детьми, родителями, специалистами;  Подбор методической литературы по теме проекта;  Подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий;
 Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
2 этап. Рефлексивно-диагностический
 Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 этап. Практический
 Работа по проекту по плану с детьми, родителями, специалистами.
Перспективный план работы с родителями:

Месяц

Мероприятие
Сентябрь Родительское собрание (обсуждение цели, задач проекта) Октябрь Информационный стенд «Экспериментирование, что оно дает детям» Цель: просвещение родителей по теме проекта Ноябрь Пополнение центра экспериментирования пособиями, литературой Декабрь Январь Домашнее задание «Это интересно». Совместное мероприятие Февраль Папка-передвижка «Экспериментирование на кухне» Март Апрель Итоговое открытое мероприятие «Счастливый случай» Май Родительское собрание Цель: подведение итогов проекта, отчет о проделанной работе
4 этап. Заключительный

 Обработка и оформление материалов проекта  Презентация проекта
Ресурсное обеспечение проекта

1.
Кадровое обеспечение Участники проекта: - методист (методическая поддержка и консультирование); - дети подготовительной группы; - родители воспитанников; - воспитатели группы.
2.
Информационное обеспечение - видео презентации; - наглядно-дидактические пособия; - энциклопедии.
3.
Материально-техническое обеспечение - фотоаппарат; - компьютер; - проектор; - детская лаборатория; - магнитофон.
Риски.

1.
Несоблюдение сроков реализации проекта.
2.
Проблема привлечения родительской общественности.
3.
Недостаточность оборудования, наглядных пособий.
Выводы.
Результаты и выводы будут прописаны после реализации проекта.

Перспективный план работы с детьми
 
Сро

к

Цель

Тема

Задачи

Сент

ябрь
  «На ша лабо рато рия»  Развитие познавательной активность детей в процессе самостоятельног о выполнения опытов по схеме.  «Что мы уже умеем?»   - вызывать интерес у детей к самостоятельной исследовательской деятельности;  - побуждать детей формулировать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;  - развивать активность, взаимопомощь. 
Окт

ябрь
 «Воз дух»    Расширение представлений детей о свойствах воздуха.  «Есть ли запах у воздуха?»  «Куда дует ветер?»  (рабочая тетрадь стр. 19,20)  - Показать, что воздух не имеет запаха, но способен передавать запахи;  - познакомить детей с определением направления ветра;  - развивать интерес к явлениям природы; - воспитывать внимательность  «Реактивный шарик», «Вертушка»,  - выявить, что воздух обладает упругостью;  - понять, как может
«Соломенны й буравчик»  (Дыбина О.В. стр.143, 144) использоваться сила воздуха (движение);  «Свечка в банке», «Как задуть свечу из воронки»  (Дыбина О.В. стр.145)  - выявить, что при горении изменяется состав воздуха;  - выявить, что для горения нужен кислород;  - познакомиться со способами тушения огня;  - выявить особенности воздушного вихря  «Большие – маленькие»,  «Сухим из воды»  (Дыбина О.В. стр.146, 147)  - выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется;  - продемонстрировать существование атмосферного давления. 
Ноя

брь
 «Сил а тягот ения »   Ознакомление детей с силой тяготения.  «Сила тяготения – что это?»  (ТугушеваГ. П., Чистякова А.Е. стр. 47)  - дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения;  - способствовать развитию наблюдательности, умения делать выводы;  - развивать умение фиксировать полученные выводы в виде схем
и др. 
Ноя

брь
 «Ине рция »  Ознакомление детей с физическим свойством - инерция  «Упрямые предметы»  (ТугушеваГ. П., Чистякова А.Е. стр. 48)  - на примерах познакомить детей со свойством инерции;  - развивать познавательный интерес, умение работать сообща.  «Хитрости инерции»  (ТугушеваГ. П., Чистякова А.Е. стр. 55)  - показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. 
Ноя

брь
 Сам осто ятел ьная рабо та  Закрепление полученных ранее знаний.  «Прозрачнос ть воды»  «Способност ь воды отражать окружающие предметы» (рабочая тетрадь стр. 5,6)  - подвести к выводу, что «чистая вода - прозрачная», «грязная – непрозрачная»;  - показать, что вода отражает окружающие предметы. 
Дека

брь
 «Ма сса»  Познакомить детей с понятие масса тела.  «Что такое масса?»  (ТугушеваГ. П., Чистякова  - выявить свойство предметов – массу;  - познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами;
А.Е. стр. 56)  - научить способам их использования. 
Дека

брь
 «Дли на»  Познакомить детей с мерами длины.  «Чем можно измерить длину?»  (ТугушеваГ. П., Чистякова А.Е. стр. 74)  - познакомить детей с условной мерой длины;  - дать понятие «единица измерения»;  - познакомить с измерительными приборами (линейка, сантиметровая лента);  - развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). 
Дека

брь
 Сам осто ятел ьная рабо та  Развитие познавательной активности детей в процессе самостоятельног о выполнения опытов по схеме.  «Все обо всем»  (ТугушеваГ. П., Чистякова А.Е. стр. 77)  - поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;  - развивать аккуратность;  - развивать взаимопомощь. 
Дека

брь



янва

рь
 Продолжать знакомить детей со свойствами воды.  Создавать  «Путешестви е капельки»  (ТугушеваГ. П., Чистякова  - познакомить с круговоротом воды в природе;  - выявить причины выпадения осадков;  - расширять представления
 «Вод а» условия для развития мышления, социальных навыков. Продолжать учить делать предположения и выводы. А.Е. стр. 70) детей о значении воды;  - развивать социальные навыки.  «Прозрачнос ть воды»  «Способност ь воды отражать окружающие предметы»  (О.В. Попова)  - учить делать выводы на основе полученных знаний;  - показать способность воды отражать окружающие предметы   «Куда исчезает вода»  «Фонтанчик и»  (О.В. Попова)  - доказать, что вода имеет свойство впитываться и испаряться;  - определить, какие материалы лучше впитывают воду;  - создавать условия для развития любознательности, самостоятельности.    «Почему осенью много луж?»  «Вода – растворитель »  (О.В. Попова)  - закрепить представления детей о свойствах воды;  - развивать любознательность, воспитывать самостоятельность;  - создавать условия для развития познавательного интереса в процессе экспериментирования;
 - познакомить со свойствами жидкостей. 
Фев

раль
 «Вод а»   «Звенящая вода»  «Можно ли склеить бумагу водой?»  «Разноцветн ые растения»  (О.В. Попова)  - показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук;  - показать, что вода обладает склеивающим действием;  - развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями;  - показать сокодвижение в стебле растения. 
Фев

раль
 «Зву к»  Познакомить детей с физическим явлением – звук. Способствовать развитию наблюдательнос ти, внимания. Создавать условия для развития познавательного интереса.  О «дрожалке» и «пищалке»  «Спичечный телефон»  (ТугушеваГ. П., Чистякова А.Е. стр. 94; О.В. Дыбина стр.158)  - познакомить детей с понятие «звук»;  - выявить причину возникновения звука – дрожание предметов;  - познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.  «Как сделать звук громче?»  «Почему  - выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука);  - выявить причины разного
мышонок не услышал щуку?»  (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. стр. 95; О.В. Дыбина стр.159, 160.) восприятия звуков человеком и животными    «Как видят летучие мыши?» (О.В. Дыбина стр.161)  «Ушки на макушке»  (О.В. Попова стр.27)  - выявить возможности измерения расстояния с помощью звука;  - продолжать знакомить детей с особенностями своего организма, развивать интерес к своему организму;  - воспитывать культурно- гигиенические навыки. 
Мар

т
 «Теп лота »   Познакомить детей с физическим явлением – температура. Показать на примерах изменения агрегатных  «Горячо - холодно»  «Волшебные превращения » (подарок на 8 марта)  (О.В. Дыбина стр. 161-163)  - объяснить изменение объема веществ (предметов) в зависимости от их температуры;  - объяснить изменение агрегатных состояний веществ в зависимости от изменений температуры (твердые – жидкие)
состояний веществ в зависимости от температуры.  «Как не обжечься?»  (О.В. Дыбина стр. 165)  - выявить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному;  - познакомить с таким понятием, как «теплопроводность»;  - создавать условия для развития наблюдательности, мышления, самостоятельности. 
Мар

т
 «Орг аны чувс тв»  Продолжать знакомить детей с особенностями и возможностями человеческого организма.  «Руки- помощники»  «Для чего нужны глаза?»  (О.В. Попова стр. 28, 29)  - развивать любознательность;  - воспитывать самостоятельность;  - развивать желание узнать о себе что-то новое;  - воспитывать культурно- гигиенические навыки.  «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»  «Чудесный мешочек»  (О.В. Попова стр. 24, 25, 26)  - закрепить представления детей об органах чувств, их назначении;  - учить детей узнавать предметы тактильно;  - воспитывать внимательность, самостоятельность. 
Апр

ель
 «Зем  Знакомить детей с солнечной системой,  «Далеко – близко»  «Чем ближе  - познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха;
ля. Косм ос» космосом. Познакомить с влиянием Солнца на температуру воздуха. – тем быстрее»  (О.В. Дыбина стр. 166, 167.)  - узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него;   «Почему в космос летают на ракете?»  (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. стр 102)  «Модель солнечной системы» (папье-маше)  (О.В. Дыбина стр.179)  - уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя;  - показать значение воздуха для полета самолета;  - создавать условия для участия в коллективной работе, самостоятельно определять алгоритм деятельности;  - закрепить знания детей о солнечной системе;  - научить делать поделки из папье-маше.  Итоговое мероприятие по теме: ига «Счастливый случай»  - создавать условия для развития мышления, воображения и творчества детей;  - вовлекать родителей в жизнь группы;  - создавать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.

Май
 «Дел аю все сам»  Обобщить ранее полученные знания.  «Сделай по схеме»  «Мы фокусники»  - совершенствовать умение детей работать по схемам;  - совершенствовать умение детей делать выводы, заключения;  - развивать познавательный интерес.              


Яндекс.Метрика