Напоминание

"Союжетно-ролевые игры в образовательной среде экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Постнова Светлана Петровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 151

Населённый пункт: г. Ульяновск

Наименование материала: статья

Тема: "Союжетно-ролевые игры в образовательной среде экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Описание:

Описана организация сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4660

Опубликовано 01.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Постнова Светлана Петровна, воспитатель МБДОУ д/с № 151, г. Ульяновск.
Союжетно-ролевые игры в образовательной среде экологического

воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра, по мнению С.Л. Новоселовой, Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой,Е.В. Зворыгиной, С.Н. Николаевой и др., как спонтанное самоорганизующее действие детей позволяет увидеть все положительные и отрицательные стороны накопленного опыта детей. Сюжетно-ролевая игра показывает степень осознанного отношения ребенка ко всему окружающему. Поэтому с помощью сюжетно-ролевой игры можно четко и ясно выяснить коррекционную воспитательную работу. Чтобы сюжетно-ролевая игра приобрела нужное направление, мы постепенно и последовательно формируем предпосылки к развертыванию сюжета. Анализируя научно- методическую литературу организации сюжетно-ролевых игр, можно отметить, что она проходит три этапа: 1) этап сюжетно-дидактических игр; 2) этап сюжетно-ролевых игр, где взрослый берет на себя второстепенные роли; 3) этап, где сюжетно-ролевые игры организуются по инициативе детей. Чтобы соединить задачу сюжетно-ролевых игр и экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь необходимо определить игру, которая позволяет решать задачи экологического направления с учетом возможностей детей осознанных игровых действий. Например, сюжетно-ролевая игра «Научная экспедиция в пустыню», где пустыней является песочница. Из накопленного опыта дети знают, что в пустыне водятся пресмыкающиеся (змеи, ящерицы), насекомые (жучки, паучки) и небогатая растительность. В задачу научной экспедиции входило пересечь пустыню по диагоналям и зафиксировать все виды живого организма встречающихся на пути. Экспедиция по пустыне должна быть очень хорошо оснащена, где дети вместе продумывают, кого взять в
экспедицию (распределение ролей), на чем передвигаться (верблюды), чем заполнять рюкзаки (еда, питье, оснащение для добывания воды из глубоких колодцев и т.п.). Активное обсуждение среди детей вызвало обмундирование самих членов экспедиции. На каждое наименование одежды дети отвечали на главный вопрос - «какой?». Например, нужен головной убор. Вопрос: «Какой?». Дети предлагают много вариантов, знакомые из их опыта. Чтобы точнее определить, какой же головной убор нужен для путешествия по пустыне, можно напомнить о климатических условиях данной местности (жара, ветер поднимает песчинки, которые попадают в глаза и т.п.). При необходимости рассмотреть фотографии людей, живого мира пустыни. Обсудить проблемную ситуацию – заболел верблюд или закончилась вода. При решении проблемы заболевшего верблюда, дети приходят к одному мнению, что его нужно лечить. Встают новые вопросы: «Что?», «Как?», «Чем?», «Как долго?», «Продолжить путь или остановиться?» и т.п. После таких подробных разбирательств конкретных ситуаций до экспедиции, позволяет развивать сюжет, обогащать его новыми проблемными ситуациями - закончилась вода, укусила змея и т.п. Таким образом, во время игровых действий сюжетно-ролевой игры «Научная экспедиция в пустыню», дети не только четко выполняют свои роли, но и уже могут самостоятельно вносить свои выдуманные действия. Например, ребенок, принимая на себя роль повара, придумывала названия своих «экзотических» блюд: «Травяная соломка», «Цветочный тортик» и т.п. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» началась развиваться с сюрпризного момента. В группу принесли большой посылочный ящик, в котором находились животные - игрушки: зайцы, лиса, волк, кабан, лось, косуля, бобер – подарок от ульяновских охотников. Перед детьми стояла задача – разместить зверушек по своим местам в соответствии с природными условиями. Когда постепенно всех обитателей разместили по своим местам, то наша группа стала называться «Зоопарк». Дети подхватили это название и, возвращаясь домой, рассказывали родителям о том, что у нас в группе
«зоопарк». Таким образом, организовывая предметную среду для сюжетно- ролевой игры, мы с детьми не только вспомнили названия и внешний вид диких животных, но и выяснили необходимые средства для существования этих животных, как каждого в отдельности, так и совместное сосуществование. За животными необходимо было ухаживать: кормить, поить, следить за здоровьем, убирать место обитания. Так определились игровые роли сюжетной игры «Зоопарк». Для расширения игровых действий, используя метод последовательного накопления атрибутов, было предложено написать письмо к сибирским охотникам с просьбой прислать к нам их обитателей тайги (медведя, тигра, оленя). На такое письмо от охотников Сибири пришел ответ, что они согласны, но для их животных необходимо было создать определенные условия. Мы вместе с детьми стали изучать о жизни данных зверей, где самым первым помощником оказались художественные произведения, фотоальбомы с изображение животных. Большое значение имела художественная литература, которая обогащала детей не только знаниями о животных, их внешним видом, но и действиями описанных героев в той или иной ситуации. Малыши с завороженными лицами следили за развивающими событиями, которые подстерегали кролика по имени «Рваное ушко», с сочувствием относились к собаке Жуку (В. Осеева «Кто хозяин»). Часто в произведении можно было выяснить и роли, необходимые по уходу за животными. Например, в рассказе «Корова», Чарушин, описывая, как и что жует Пеструха, поясняет, что от этого молоко, которое надоит доярка, будет слаще и вкуснее. По ходу игровых действий было заметно, как дети используют те навыки, которые приобрели в ходе проигрывания драматических этюдов и драматического творчества. Таким образом, у детей старшего дошкольного постепенно возрастал интерес к организации сюжетно-ролевых игр, позволяющих обогатить и систематизировать знания о природе, увидеть мир как экологическую
систему, сформировать интереса к живым организмам, осознанное и гуманное отношение к природе.


Яндекс.Метрика