Постнова Светлана Петровна,
воспитатель МБДОУ д/с № 151,
г. Ульяновск.
Союжетно-ролевые игры в образовательной среде экологического
воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра, по мнению С.Л. Новоселовой, Е.М. Гаспаровой,
Е.Е. Кравцовой,Е.В. Зворыгиной, С.Н. Николаевой и др., как спонтанное
самоорганизующее действие детей позволяет увидеть все положительные и
отрицательные стороны накопленного опыта детей. Сюжетно-ролевая игра
показывает степень осознанного отношения ребенка ко всему окружающему.
Поэтому с помощью сюжетно-ролевой игры можно четко и ясно выяснить
коррекционную воспитательную работу. Чтобы сюжетно-ролевая игра
приобрела нужное направление, мы постепенно и последовательно
формируем предпосылки к развертыванию сюжета. Анализируя научно-
методическую литературу организации сюжетно-ролевых игр, можно
отметить, что она проходит три этапа: 1) этап сюжетно-дидактических игр; 2)
этап сюжетно-ролевых игр, где взрослый берет на себя второстепенные роли;
3) этап, где сюжетно-ролевые игры организуются по инициативе детей.
Чтобы соединить задачу сюжетно-ролевых игр и экологического
воспитания детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь
необходимо определить игру, которая позволяет решать задачи
экологического направления с учетом возможностей детей осознанных
игровых действий.
Например, сюжетно-ролевая игра «Научная экспедиция в пустыню»,
где пустыней является песочница. Из накопленного опыта дети знают, что в
пустыне водятся пресмыкающиеся (змеи, ящерицы), насекомые (жучки,
паучки) и небогатая растительность. В задачу научной экспедиции входило
пересечь пустыню по диагоналям и зафиксировать все виды живого
организма встречающихся на пути. Экспедиция по пустыне должна быть
очень хорошо оснащена, где дети вместе продумывают, кого взять в
экспедицию (распределение ролей), на чем передвигаться (верблюды), чем
заполнять рюкзаки (еда, питье, оснащение для добывания воды из глубоких
колодцев и т.п.). Активное обсуждение среди детей вызвало обмундирование
самих членов экспедиции. На каждое наименование одежды дети отвечали на
главный вопрос - «какой?». Например, нужен головной убор. Вопрос:
«Какой?». Дети предлагают много вариантов, знакомые из их опыта. Чтобы
точнее определить, какой же головной убор нужен для путешествия по
пустыне, можно напомнить о климатических условиях данной местности
(жара, ветер поднимает песчинки, которые попадают в глаза и т.п.). При
необходимости рассмотреть фотографии людей, живого мира пустыни.
Обсудить проблемную ситуацию – заболел верблюд или закончилась вода.
При решении проблемы заболевшего верблюда, дети приходят к одному
мнению, что его нужно лечить. Встают новые вопросы: «Что?», «Как?»,
«Чем?», «Как долго?», «Продолжить путь или остановиться?» и т.п. После
таких подробных разбирательств конкретных ситуаций до экспедиции,
позволяет развивать сюжет, обогащать его новыми проблемными ситуациями
- закончилась вода, укусила змея и т.п.
Таким образом, во время игровых действий сюжетно-ролевой игры
«Научная экспедиция в пустыню», дети не только четко выполняют свои
роли, но и уже могут самостоятельно вносить свои выдуманные действия.
Например, ребенок, принимая на себя роль повара, придумывала названия
своих «экзотических» блюд: «Травяная соломка», «Цветочный тортик» и т.п.
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» началась развиваться с сюрпризного
момента. В группу принесли большой посылочный ящик, в котором
находились животные - игрушки: зайцы, лиса, волк, кабан, лось, косуля,
бобер – подарок от ульяновских охотников. Перед детьми стояла задача –
разместить зверушек по своим местам в соответствии с природными
условиями. Когда постепенно всех обитателей разместили по своим местам,
то наша группа стала называться «Зоопарк». Дети подхватили это название и,
возвращаясь домой, рассказывали родителям о том, что у нас в группе
«зоопарк». Таким образом, организовывая предметную среду для сюжетно-
ролевой игры, мы с детьми не только вспомнили названия и внешний вид
диких животных, но и выяснили необходимые средства для существования
этих животных, как каждого в отдельности, так и совместное
сосуществование.
За животными необходимо было ухаживать: кормить, поить, следить за
здоровьем, убирать место обитания. Так определились игровые роли
сюжетной игры «Зоопарк». Для расширения игровых действий, используя
метод последовательного накопления атрибутов, было предложено написать
письмо к сибирским охотникам с просьбой прислать к нам их обитателей
тайги (медведя, тигра, оленя). На такое письмо от охотников Сибири пришел
ответ, что они согласны, но для их животных необходимо было создать
определенные условия. Мы вместе с детьми стали изучать о жизни данных
зверей, где самым первым помощником оказались художественные
произведения, фотоальбомы с изображение животных.
Большое значение имела художественная литература, которая
обогащала детей не только знаниями о животных, их внешним видом, но и
действиями описанных героев в той или иной ситуации. Малыши с
завороженными лицами следили за развивающими событиями, которые
подстерегали кролика по имени «Рваное ушко», с сочувствием относились к
собаке Жуку (В. Осеева «Кто хозяин»). Часто в произведении можно было
выяснить и роли, необходимые по уходу за животными. Например, в рассказе
«Корова», Чарушин, описывая, как и что жует Пеструха, поясняет, что от
этого молоко, которое надоит доярка, будет слаще и вкуснее.
По ходу игровых действий было заметно, как дети используют те
навыки, которые приобрели в ходе проигрывания драматических этюдов и
драматического творчества.
Таким образом, у детей старшего дошкольного постепенно возрастал
интерес к организации сюжетно-ролевых игр, позволяющих обогатить и
систематизировать знания о природе, увидеть мир как экологическую
систему, сформировать интереса к живым организмам, осознанное и
гуманное отношение к природе.