"Методы диагностики особенностей игровой деятельности у детей с нарушениями слуха "
Автор: Задумкина Екатерина Алексеевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет"
Населённый пункт: Череповец
Наименование материала: методика
Тема: "Методы диагностики особенностей игровой деятельности у детей с нарушениями слуха "
Описание:
Подобрана диагностическая методика, состоящая из 11 критериев игровой деятельности. За основу этой методики мы взяли схему изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста, авторами которой являются Л.Б. Баряева, А.П. Зарин и Н.Д. Соколова. По каждому из критериев мы предложили выставить баллы от 1(низкий уровень проявления критерия) до 4 (высокий уровень проявления критерия) и итоговая сумма этих баллов определяет уровень игровой деятельности ребенка, характеристику которых мы позаимствовали в исследованиях Е. О. Смирновой и О. В. Гударевой.
Методы диагностики особенностей игровой деятельности у детей с нару-
шениями слуха
В современном мире значительно увеличилось количество детей с на
-
рушениями слуха, и, учитывая это, необходимо изучить их особенности, а в
частности особенности игровой деятельности, и выяснить, чем она отличает -
ся от игровой деятельности нормально развивающихся сверстников.
За основу предлагаем взять схему изучения игровой деятельности до
-
школьников авторов Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин и Н.Д. Соколовой [1]. Мы мо -
дифицировали ее в части уровней оценивания и анализа результатов, которые
позаимствовали у Е. О. Смирновой и О. В. Гударевой [2]. Так же мы предло
-
жили использовать балловую систему в оценке уровня сформированности
отдельного критерия игры.
Цель: выявление уровня сформированности процесса игровой дея
-
тельности.
Материал: игрушки.
Метод оценивания: наблюдение за игровой деятельностью ребенка, и
анализ результата.
Ход работы: взрослый предлагает ребенку поиграть с игрушками.
например: «Посади куклу коляску и покатай». Если ребенок выполняет эти
действия, взрослый предлагает следующее действие, связанное с сюжетом:
«Посади ее за стол и покорми».
Помощь: если ребенок не начинает играть самостоятельно, взрослый
выполняет действие, предлагает ребенку продолжить, а затем выполнить сле -
дующее действие. То есть взрослый пытается включить ребенка в совмест
-
ную игру.
Критерии оценивания:
• Особенности общей и мелкой моторики (мешают игре или не меша
-
ют).
• Наличие интереса к игрушкам, а так же действиям с ними;
характер этого интереса: разлитой (когда ребенок перескакивает с од -
ной игрушки на другую), избирательный.
• Устойчивость интереса.
• Адекватно ли употребление игрушек (использование предмета в со
-
ответствии с его назначением. Есть ли неадекватные действия, перечислить).
• Характер игровых действий:
- манипуляции (не являются специфически игровыми, это действия, в
ходе которых узнаются свойства предметов):
- специфические - направлены на выявление свойства предмета двига -
ет машину назад и вперед, рассматривает колеса),
- неспецифические - постукивание, покусывание, бросание (колотит
куклу, нагромождает кубики и бросает);
- процессуальные (действия, которые не направлены на конечный ре -
зультат игры, ребенок получает удовольствие от самого процесса действия);
- сюжетные (действия, которые связанны между собой логикой сюже -
та).
• Пользуется ли ребенок каким - то изобразительным действием с
воображаемыми предметами.
• Использует ли в игре предметы-заместители, понимает их роль в
процессе игры.
• Как ребенок сопровождает свою игру речью, составляет ли она с иг
-
ровыми действиями единое целое, какими видами речи пользуется: фиксиру -
ющая; регулирующая; планирующая.
• Продолжительность игры.
• Особенности эмоционально-волевой сферы: активность или пас
-
сивность ребенка во время игры, возбудим он или вял, с удовольствием ли иг -
рает или из-за подчинения.
• С кем вступает в контакт в процессе игровой деятельности: со взрос -
лыми, с детьми.
По каждому критерию игровой деятельности, в зависимости от каче
-
ства того или иного показателя, мы предлагаем выставлять баллы от 1 до 4.
1 балл ставится, если ребенок показал очень низкий уровень проявле -
ния данного критерия, а 4, если ребенок показал очень высокий уровень.
Суммарное количество этих баллов определяют уровень игровой дея -
тельности ребенка. Соответствие приведено в таблице 1.
Таблица 1
Уровни игровой деятельности
Суммарное количество баллов по всем кри-
териям
Уровень оценивания игровой деятельности
1-11
I
12-22
II
23-33
III
34-44
IV
Уровни оценивания:
I уровень: Основное содержание игры составляют бытовые действия с
предметами или игрушками. Используются только реалистические игрушки.
Элементы воображения отсутствуют.
Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющихся опера -
ций. Они могут осуществляться в определенной последовательности, хотя
четкое соблюдение ее значения не имеет.
Роли определяются предметами или характером действий. Дети не на-
зывают себя именами людей, роли которых исполняют.
Дети играют рядом или поодиночке. Самостоятельная игра, как прави -
ло, кратковременна. Стимулом ее возникновения иногда становится игрушка
или предмет-заместитель, ранее использованный ребенком в игре.
II уровень: Основное содержание игры составляют действия с предме -
тами, на первый план выдвигается соответствие игрового действия реально
-
му. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно. Основные
сюжеты — бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется.
Логика действий соответствует их последовательности в реальной
действительности. Разнообразие действий увеличивается и выходит за преде -
лы какого-либо одного типа (например, не только «кормление», но и приго
-
товление обеда). Нарушение последовательности действий фактически не
принимается, но и не опротестовывается.
Роль обозначается словом. В процессе игры дети иногда называют
себя или партнера игровым именем. Но речевое общение с ролевых позиций
отсутствует, хотя появляются отдельные фразы, соотнесенные с ролью.
Правило еще явно не вычленяется.
Возникает первое взаимодействие между участниками по поводу ис
-
пользования общей игрушки или характера действия. Объединения детей
кратковременны и малочисленны (2—3 ребенка).
Игрушки заранее не подбираются, чаще дети используют одни и те же.
III уровень: Основным содержанием игры становится выполнение
роли и вытекающих из нее действий. Начинают выделяться действия, переда -
ющие характер отношений к другим участникам игры.
Роли четко обозначены и называются до начала игры. Они определяют
и направляют поведение ребенка. Появляется ролевая речь, обращенная к
партнеру по игре, но иногда проявляются и обычные внеигровые отношения.
Логика, характер действий определяются ролью. Нарушение логики
действий вызывает протесты со ссылкой на то, что «так не бывает».
Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои дей -
ствия, хотя оно еще не полностью определяет поведение. Нарушение правил
лучше замечается со стороны.
Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Игра чаще
протекает как совместная деятельность, хотя взаимодействие чередуется с
партнерскими действиями, не связанными друг с другом, но соответствую
-
щими роли. Продолжительность игры увеличивается, сюжеты становятся бо -
лее разнообразными.
IV уровень: Основное содержание игры составляет выполнение дей
-
ствий, связанных с отношением к другим людям, роли.
Роли четко определены и названы до начала игры. В соответствии с
ней ребенок строит свое поведение до конца игры. Ролевые функции детей
взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер.
Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность
реальных отношений. Игра эмоционально окрашена. Дети увлечены и вовле -
чены в игру. В словах и действиях присутствуют элементы творчества.
Нарушение логики действий отвергается. В процессе игры ребенок
следует строгим правилам, которые определяют его поведение.
Объединения устойчивы и строятся на основе интереса детей к одним
и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей.
В игре часто выделяется подготовительный этап: распределение ро
-
лей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление.
Список литературы:
1.
Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в
интеллектуальном развитии: Учеб.--метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой,
А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996.
2.
Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современ-
ных дошкольников//Вопросы психологии,2004, №1.