Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№188 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно – эстетическому
направлению развития воспитанников»
«Бодрячок»
Рабочая оздоровительная программа
Согласовано:
Заведующая дошкольным отделом
Поликлиники №
___________________________
«___» ______________ 20 ___ г.
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ №
___________________________
«___» _____________20 ___ г.
Кемерово
Пояснительная записка
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – основа формирования
личности. Ю.Ф. Змановский определяет здоровье, как состояние устойчивости,
невосприимчивости к экстремальным, т.е. неожиданно возникающим и необычным
патологическим воздействиям.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит, созревание и
совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его
адаптационные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям,
наблюдается интенсивное физическое развитие, выраженное в динамике освоения
различных видов движений, достижений в крупной и мелкой моторике.
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность.
Современная ситуация, характеризующаяся социальными потрясениями, падением уровня
жизни, экологическим неблагополучием, остро ставит проблему сохранения и укрепления
здоровья. Сравнительный анализ медицинского обследования детей, поступающих в ДОУ,
выявил, что количество абсолютно здоровых детей с каждым годом уменьшается. Так же
увеличилось количество детей, поступающих в ДОУ, с хроническими заболеваниями
Это создаёт необходимость внедрения в практику работы дошкольного учреждения,
целевой программы «Бодрячок», раскрывающий одно из важных направлений целостной
системы воспитания: сохранение и укрепление здоровья, реализуемой в ДОУ.
Данная программа включает оздоровительный комплекс, обеспечивающий такой
уровень здоровья, при котором возможно успешное осуществление физической и
умственной деятельности. Отражает важные подходы к комплексному решению вопросов
оздоровления подрастающего поколения.
Цель данной программы : гармоничное физическое развитие, формирование интереса и
ценностного отношения к занятиям физической культуры, а так же основ здорового образа
жизни.
Задачи:
Оздоровительные:
- охранять и укреплять здоровье детей;
-создавать условия для приобщения детей к здоровому образу жизни;
-обогащать двигательный опыт с учётом возрастных и индивидуальных возможностей;
- обеспечивать физический и психологический комфорт и благополучие;
- пропаганда здорового образа жизни, повышение психолого – педагогической культуры
родителей.
Программа состоит из 4 блоков:
1-й «Создание условий для оздоровления и физического развития детей»;
2-й «Система лечебно – профилактической работы»;
3-й «Организация рациональной двигательной деятельности в ДОУ».
4-й «Работа с педагогами и родителями по освоению и использованию
здоровьесберегающих технологий».
Ожидаемые результаты при реализации программы
1. Создание условий, способствующих развитию и сохранению здоровья воспитанников,
укрепление материально – технической базы ДОУ в соответствии с гигиеническими
требованиями.
2.Формирование развивающей предметно – пространственной среды, ориентированной на
повышение мотивации к здоровому образу жизни у детей.
3. Реализация системы медико - физиологического и психолого – педагогического
мониторинга за состоянием здоровья воспитанников по социально – психологической и
физиологической адаптации.
4. Внедрение в практическую деятельность современных медико – психолого -
педагогических и социальных технологий и проектов оздоровления детей.
5. Повышение эффективности профилактики распространённых болезней детей.
6. Снижение количества заболеваний и функциональных нарушений у воспитанников.
7. Создание единого образовательного пространства, информационной среды для
взаимодействия разных структур по вопросам сохранения и укрепления здоровья, используя
сайт ДОУ для обратной связи с родителями и общественностью.
Данную программу можно использовать для планирования воспитательно -
образовательного процесса в ДОУ воспитателям, инструкторам по физической культуре и
тем, кто занимается оздоровительной работой с детьми старшего дошкольного возраста.
1-й блок
«Создание условий для оздоровления и физического развития детей»
Под созданием условий для оздоровления и физического развития детей понимается
организация предметно – пространственной среды, обеспечение оптимального режима
двигательной активности, рациональное построение распорядка дня. Ребёнок должен иметь
возможность реализовывать свои потребности в игре движении в воплощении своих
фантазий. роль взрослых состоит в том чтобы открыть перед детьми весь спектр
возможностей среды.
Организация учебно – воспитательного процесса в ДОУ основывается на единых
требованиях к охране здоровья, физическому и общему развитию ребёнка:
- интегрирование содержание занятий физической культурой с повседневной
самостоятельной двигательной активностью;
- максимального приближение процесса физического воспитания к игровой деятельности;
- доступность разных видов деятельности и форм организации образовательного процесса
восприятию, возможностям и степени подготовленности детей;
-положительная эмоциональная окрашенность разных форм учебно – воспитательной
работы, способствующих развитию детей;
- использование комплексов физических упражнений, направленных на профилактику
нарушений ОДА, плоскостопия и других отклонений в развитии.
Созданная материально – техническая база в ДОУ для оздоровления и физического
развития детей включает: совмещённый физкультурный и музыкальный зал, с
соответствующим оборудованием, спортивным инвентарём. Медицинский кабинет, кабинет
педагога – психолога и логопеда. В группах создаются спортивные уголки с оборудованием
для спортивных игр.
В целях профилактики психоэмоционального напряжения работа строится по
принципу психогигиены (Е.А.Аркина, В.М.Бехтерева): создание условий для преобладания у
детей чувств жизнерадостности и бодрости, веры в себя, свои силы. Возможности, уважения
к людям и самоуважения, полноты жизни, увлекательной деятельности. Педагоги
используют классическую музыку для регулирования двигательной активности и
психологической разгрузки, подвижные игры с преобладанием бега, прыжков и упражнений,
способствующих появлению положительных эмоций, создаются уголки «уединения».
Предметно – пространственная развивающая среда обеспечивает возрастную
потребность детей в двигательной активности (Приложение 4).
Выполнение режима дня - едущий фактор укрепления здоровья ребёнка – и стремление к
полной реализации возможности:
- полного удовлетворения потребности в движении;
- достаточной индивидуальной умственной нагрузки;
- преобладания положительных эмоциональных впечатлений.
Дневной сон и постепенное пробуждение детей должен быть достаточный по
продолжительности . Это определяется возрастными и индивидуальными потребностями,
для засыпания создаются максимально комфортные условия: устраняются световые и
звуковые раздражители, включается «усыпляющая» музыка.
Питание . Питание организуется с учётом «Норм питания в детском саду, яслях, санаторных
дошкольных учреждений», технологических карт, также в соответствии с рекомендуемыми
Госсанэпиднадзором нормами и условиями хранения и реализации продуктов. Меню
составляется с учётом сезонных изменений: летне – осенний и зимне – весенний периоды и
разработанных карт блюд.
Процесс приёма пищи организуется с учётом временных периодов с привитием важных
гигиенических навыков:
- мыть руки перед едой;
- после еды полоскать рот;
- пользоваться столовыми приборами;
-тщательно пережёвывать пищу;
- аккуратно есть;
- сохранять правильную осанку во время еды.
Прогулка как обязательный элемент режима дня – надёжное средство укрепления
здоровья, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах,
разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.
Длительность пребывания на свежем воздухе варьируется от сезона года.
Занятия. При организации занятий учитывается продолжительность согласно возрасту,
даётся время на отдых, включаются задания разного уровня сложности, варьируется
индивидуальная интеллектуальная нагрузка. (Приложение 5).
Медицинский контроль за развитием детей – составная часть системы оздоровительно –
воспитательной работы с детьми. В результате систематического контроля удаётся не только
определить физический уровень развития ребёнка, но и увидеть его первоначальное
отклонение в его развитии, поведении, своевременно скорректировать, воспитательное
воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.
Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в ДОУ - включает:
- динамическое наблюдение за состоянием здоровья, уровнем физического развития и
функционального состояния детей при углубленных медицинских осмотрах;
- медико – педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой
проведения и организацией физкультурных занятий, контроль за системой закаливания;
- контроль за санитарно – гигиеническим состоянием места проведения занятий,
спортивного оборудования, одежды и обуви;
- санитарно – просветительную работу по вопросам физического воспитания, закаливания,
здорового образа жизни, осуществляемую медицинскими работниками, воспитателями,
инструктором по физкультуре.
2-й блок
«Система лечебно – профилактической работы»
Система лечебно – профилактической работы – это комплекс медико – педагогических
мероприятий, целенаправленных и включающие в себя:
- на раннее выявление отклонений в состоянии психического развития ребёнка, так же
- профилактические мероприятия;
- профосмотры детей (вновь поступивших, плановые, перед профпрививками, узкими
специалистами и др.,);
- ведение индивидуальной карты ребёнка;
- профилактика ОРВИ (витаминизация, фитотерапия);
- использование фитонцидных свойств чеснока, лука в период повышенной заболеваемости
ОРЗ;
- полоскание зева после приёма пищи кипячёной водой;
- использование фитоадаптагенов (экстракта элеутерококка);
- сокращение времени пребывания ребёнка в ДОУ для вновь поступивших детей до 2-3 ч с
постепенным удлинением.
Лечебно – оздоровительные мероприятия:
- диспансеризация детей;
- противорецидивное лечение (полоскание зева отваром трав противовоспалительного
действия;
- витаминотерапия;
- дыхательная гимнастика;
- проведение точечного массажа по А.А.Уманской;
- С – витаминизация третьего блюда.
Закаливание – одно из средств специфической защиты организма. Оно обеспечивает
тренировку защитных сил организма и повышение устойчивости к воздействию постоянно
меняющихся факторов.
Для обеспечения эффективности системы закаливающих процедур в течение пребывания
ребёнка в детском саду проводятся:
- чёткая организация теплового и воздушного режима помещения;
- рационально не перегревающая одежда детей;
- соблюдение режима прогулок во все времена года, 2 раза в день 3-4 часа;
- гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя водой, полоскание зёва);
- хождение босиком в группе и на улице (в летний период);
- воздушные ванны по ребристой дорожке (15-20 секунд);
- игры с массажными мячиками;
- ходьба по мокрой и сухой дорожкам (15 – 20 секунд);
- обширное умывание.
Соблюдаются следующие принципы закаливания:
- проведение закаливающих процедур только при условии, если ребёнок здоров;
- закаливание не проводится при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций
(страх, плач, беспокойство);
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- проведение процедур регулируется постепенно и последовательно с увеличением времени
проведения закаливания;
- систематичность и постоянство процедур.
Сон без маечек – проводится круглый год при температуре в спальне, не ниже +14*С.
Игры с массажными мячиками - используются в организованной и самостоятельной
деятельности для активизации нервных окончаний кистей рук, улучшения кровообращения
периферийных отделов организма. Игры проводятся как индивидуально с детьми ,так и в
парах – дети массируют друг друга по очереди.
Ходьба по мокрой и сухой дорожкам. Дорожки шьются из старых махровых полотенец. Их
должно быть 2-3 штуки по 3-4 метра. Для проведения процедур одна дорожка намачивается
(вторая остаётся сухой). Дети топают несколько секунд по мокрой дорожке., затем прыгают
на сухую и тщательно вытирают стопы. Хорошо использовать игры – речёвки.
Подготавливает и расстилает дорожки помощник воспитателя.
Обширное умывание. Ребёнок должен:
– открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до
локтя левой руки, сказать «раз», то же проделать левой рукой;
- намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести им одновременно к
подбородку, сказать «раз»;
- намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать
«раз»;
- намочить обе ладошки и умыть лицо;
- ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно,
каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз, два». В
старшей группе они старательно умываются из – под крана.
План лечебно – профилактических процедур
Таблица 1
Месяц
Название
сентябрь
1. Экстракт элеутероккока
2. Обязательная С – витаминизация (ежедневно)
3. Массаж
октябрь
ноябрь
1. Поливитамины 1-2 драже в день в течение 2-х недель
2. Массаж
3. Полоскание горла водой
декабрь
1. Настой шиповника по 100грв день в течение 1 месяца
январь
1. Оксолиновая мазь в течение 2-х недель (закладывание в нос)
2. Интерферон в течение 5дней (в каждый носовой проход)
3. Ароматерапия
4. Массаж
февраль
1. Кислородный коктейль
2. Полоскание горла водой
март
1. Поливитамины 1-2 драже в день в течение 2-х недель.
2. Экстракт элеутероккока по 1 капле на год жизни в 3 –е блюдо в
обед в течение 2 недель
апрель
1. Кислородный коктейль
май
Полоскание горла водой
3-й блок
«Организация рациональной двигательной деятельности в ДОУ»
Организация рациональной двигательной деятельности в ДОУ – главный
источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования
физических и интеллектуальных способностей ребёнка.
Формирование культуры двигательной деятельности служит основой приобщения ребёнка к
здоровому образу жизни. Это содействует всестороннему развитию всех органов и систем и
в первую очередь двигательного аппарата, улучшает выносливость организма ребёнка.
Организация двигательной деятельности имеет следующие формы: утренняя гимнастика,
физкультурные занятия, занятия оздоровительным бегом, физминутки на занятиях с
преобладанием статистических поз, гимнастики пробуждения после сна, физкультурные
досуги, праздники, музыкальные занятия, двигательная активность на прогулке,
самостоятельное выполнение движений в свободное время.
Модель двигательного режима в ДОУ
Таблица 2
Вид занятий
Особенности организации
Длительность, мин
Утренняя гимнастика
В тёплое время года на
открытом воздухе
8-25 мин.
Двигательная разминка
Ежедневно во время
большого перерыва между
занятиями (с преобладанием
статических поз)
7-10 мин.
Подвижные игры и
физические упражнения на
прогулке
Ежедневно во время утренней
прогулки, подгруппами,
подобранными с учётом
уровня двигательной
активности детей.
25 – 30 мин.
Физкультминутка
Ежедневно по мере
необходимости, в
зависимости от вида и
содержания занятия
3-5 мин.
Индивидуальная работа по
развитию движений
Ежедневно во время прогулок
12 – 15 мин.
Гимнастика после дневного
сна
По мере пробуждения и
подъёма детей
10 мин.
Логоритмическая гимнастика
2 раза в неделю по
подгруппам (проводится
логопедом)
-
Учебные занятия по
физической культуре
Согласно сетке занятий,
возрасту детей, времени года
-
Самостоятельная
двигательная активность
Ежедневно, под руководством
воспитателя, в помещении и
на открытом воздухе
Зависит от индивидуальных
особенностей детей.
Неделя здоровья
1раз в год
-
Каникулы (с 25.12 – 1.01) и
(1.06 – 31.08)
Праздники, досуги,
спортивные развлечения
Физкультурно – спортивные
праздники
4 раза в год
75 – 90 мин.
Физкультурные занятия с
родителями
По желанию родителей и
детей и педагогов
-
Участие родителей в
спортивно – оздоровительных
мероприятиях
Во время подготовки и
проведения физкультурных
праздников, недель здоровья,
посещения открытых занятий
-
Утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика снимает остаточное торможение после
ночного сна, активизирует деятельность организма. В тёплое время года она проводиться на
свежем воздухе. Гимнастика вызывает положительные эмоции и радостное ощущение, даёт
высокий оздоровительный эффект. Организуется ежедневно до завтрака. В соответствии с
возрастом детей длительность гимнастики увеличивается от 5-6 до 12-15 минут. В практике
рекомендуется различные варианты проведения утренней гимнастики: игрового характера, с
использованием полосы препятствия, с включением оздоровительных пробежек.
Организованная двигательная активность протекает виде физкультурных занятий - ведущей
формы обучения детей двигательным умениям и навыкам.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Со старшей группы проводится третье занятие на
воздухе. Занятие содержит 3 части: вводную, основную, заключительную. Цель вводной
части – подготовить организм к возрастающим нагрузкам основной части, повысить
эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание. Цель основной части –
развитие основных двигательных навыков, достижения максимального тренирующего
эффекта на организм ребёнка. Цель заключительной части – постепенное приведение
организма в относительно спокойное состояние, восстановление частоты сердечных
сокращений, дыхания.
Гимнастика пробуждения. Проводится после дневного сна, помогает улучшить настроение
детей, поднять мышечный тонус.
Виды гимнастики
Таблица 3
Разминка в постели и
самомассаж
Гимнастика игрового
характера
Пробежки по массажным
дорожкам
Дети постепенно
просыпаются под звуки
мелодичной музыки. Затем,
лёжа на спине поверх одеяла,
выполняют 5-6 упражнений
общеразвивающего характера.
После выполнения движения
по указании. Воспитателя
встают и выполняют в разном
темпе несколько разных
движений (ходьба на месте,
обычным ,гимнастическим
шагом, бег на месте). Затем
все переходят в групповую
комнату и под музыку
выполняют произвольные
танцевальные движения.
Заканчивается гимнастика
комплексом дыхательных
упражнений.
Состоит из 3-6 имитационных
упражнений. Дети подражают
движениям птиц, животных,
растений, создают различные
образы.
Эти упражнения сочетаются с
контрастными воздушными
ваннами и проводятся не
менее 2 – х раз в неделю.
В начале дети просто
проходят дорожку в
спокойном, затем в быстром
темпе и переходят на бег,
чередующийся с ходьбой,
дыхательными
упражнениями. Заканчивается
комплекс спокойной ходьбой
по массажной дорожке. По
продолжительности
гимнастика длится 5-7 минут.
Физкультминутки . Физкультминутки организуются с целью предупреждения
переутомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки
головного мозга, не участвовавшие в предшествующей деятельности, и дают отдых тем,
которые работали). Они улучшают кровообращения, снимают утомление мышц, нервной
системы, активизирует мышление, создают положительные эмоции и повышают интерес к
занятиям. Физкультминутки проводятся в начале переутомления ( 8-я, 13-я, 15-я, мин
занятия – в зависимости от возраста детей вида деятельности, сложности учебного
материала). Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным
содержанием занятия.
Основные формы проведения физкультминуток
Таблица 4
Физкультминутки .
Содержание
В форме
общеразвивающих
упражнений
Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же
признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-3-4
упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку
можно прыжками, бегом на месте или ходьбой
В форме подвижной игры
Подбираются игры средней подвижности, не требующие
большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям
правилами
В форме дидактической
игры с движением
Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по
ознакомлению с природой, с ЗКР, математики
В форме танцевальных
движений
Используются между структурными частями занятия по
аудиозапись, пение воспитателя или детей
В форме выполнения
движений под текст
стихотворений
Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом
В форме любого
двигательного действия и
задания
Возможно отгадывание загадок не словами, а движением;
использование различных имитационных движений спортсменов,
трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едим на
машине)
С целью предупреждения утомления детей в ДОУ проводятся дни
здоровья, организуются каникулы. В эти дни проводятся занятия эстетического
цикла. Двигательный режим насыщается играми, музыкальными
развлечениями, спортивными играми и упражнениями, соревнованиями,
досугами, физкультурными занятиями, трудом в природе, художественным
творчеством.
4-й блок
«Работа с педагогами и родителями по освоению и использованию
здоровьесберегающих технологий»
Работа с педагогами и родителями по освоению и использованию
здоровьесберегающих технологий – постоянное совершенствование мастерства по освоению
методик оздоровления детей и всей физкультурно – оздоровительной работы с
дошкольниками.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии направленные на сохранение
здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Виды здоровьесберегающих технологий рекомендуемые в ДОУ:
- динамические паузы, подвижные и спортивные игры, различные гимнастики,
проблемно – игровые занятия, коммуникативные игры, самомассаж, логоритмические игры
и фонетическая ритмика.
Совместная работа с семьёй строится на следующих положениях:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья и физического
развития детей, рекомендациями педагога – психолога и учителя – логопеда.
- целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические требования,
необходимость рационального режима и полноценного, сбалансированного питания,
закаливания и т.д..
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной работы в д/у и
семье, обучение основным методам профилактики детской заболеваемости;
- проведение дней открытых дверей для родителей с просмотром и организацией
разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих и лечебных процедур;
- совместные физкультурные досуги, праздники, участие в занятиях клуба «Первоклашка» и
других форм работы.
План мероприятий по реализации программы «Бодрячок»
Таблица 5
Мероприятия
Время
проведения
Ответственные
Работа с педагогами по ознакомлению и освоению
методик оздоровления детей:
- лекция врача – педиатра «Закаливание это
серьёзно»;
- консультация «Физкультминутки»;
- практическое занятие «Точечный массаж»;
- дыхательная гимнастика
ноябрь
сентябрь
октябрь
декабрь
Старший
воспитатель
Старший
воспитатель
Старший
воспитатель
Работа с родителями:
- ознакомление родителей с результатами
диагностики состояния здоровья и физического
развития;
- с содержанием с физкультурно – оздоровительной
работы в детском саду и семье, обучение основным
методам профилактики детской профилактики;
- круглый стол «Здоровье ребёнка в ваших руках;
- проведение открытых дверей для родителей с
просмотром разнообразных занятий в
физкультурном зале и на воздухе, закаливающих и
лечебных процедур
2 раза в год
после
проведения
диагностики.
Родительские
собрания
Апрель
Май
Старшая медсестра
Воспитатели групп,
Старшая медсестра
Инструктор по
физкультуре,
Воспитатели.
Старший
воспитатель,
психолог, старшая
медсестра
Улучшение материально – технических условий:
- Обновление медицинских аптечек в группах,
неотложной помощи в медкабинете
- Обновление технического оборудования на
пищеблоке
- Пополнение спортивных уголков в группах
спортивным инвентарём
- Разнообразить атрибуты и оборудование для
проведения подвижных игр
-Подготовка игровых площадок к летнему
оздоровительному сезону
- Заключение договора о сотрудничестве между
МБДОУ и детской поликлиникой № 16
ежеквартально,
по мере
необходимости,
ежегодно,
постоянно,
ежегодно
Старшая медсестра
Завхоз
Старший
воспитатель,
Воспитатели
Воспитатели,
Старшая медсестра
Литература
Программа олимпийского образования дошкольников «Путешествие в
Олимпию» (автор С.О.Филиппова)
СанПиН 2.4.1.3049-13. 2 ……
Цквитария, Т.А. В помощь старшему воспитателю. Книга 2: Диагностика,
предметно – пространственная среда. / Т.А. Цквитария,– М.:ТЦ Сфера, 2014. –
128 с.- (Управление детским садом). (4)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утверждён приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 //
российская газета. 2013.25 ноября.
Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 15.05.2013 № 26 //Российская газета.2013. 19 июля.
С.Н. Антипина «Дифференцированный подход при организации физического
развития мальчиков и девочек в условиях ДОУ» г. Кемерово
Приложения
Приложение 4
Рекомендации по созданию развивающей двигательной среды
Необходимыми элементами пространственно - предметной среды как одного из
условий развития самостоятельной двигательной активности служат
следующие пособия: подвесные атрибуты для дыхательной гимнастики,
вертикальные кольцебросы, «тир» или «мишень», стимулирующие движения,
связанные с бросанием, прокатыванием, метанием предметов, схемы, модели
ситуаций опасных и полезных для здоровья, уголки для уединения.
Среда конструируется в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Вертикальное пространство выстраивается в соответствии с принципами
доступности, дополнительности, результативности и повышенной трудности.
Принцип доступности обуславливает расположение предметов в пространстве
так, что это даёт возможность достичь их независимо от высоты расположения
и уровня физических качеств ребёнка. Эффективно использовать спортивный
комплекс для развития движений старшего дошкольного возраста: верёвочная
лестница, кольца, перекладина, канат.
Принцип дополнительности состоит в том, что дошкольник может
использовать каждый предмет многофункционально (это обеспечивает его
физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие).
В вертикальном пространстве можно разместить: шведскую стенку,
баскетбольное кольцо, горку. В переходах из групповой комнаты в раздевалку, в
стенах могут быть повешены атрибуты для упражнения в подпрыгивании.
Игрушки, пособия размещаются таким образом, что ребёнок должен
приложить свои усилия, проявить самостоятельную двигательную активность.
Для зрительной гимнастики на уровне глаз ребёнка в разных частях комнаты
располагаются картинки изображающие сюжет сказки.
В горизонтальное пространство дополнительно вносятся лабиринты, классики,
шахматные доски, разнообразные дорожки в виде следов, цветков, линий,
нарисованных на полу.
В групповой комнате используются небольшие перегородки – барьеры, которые
свободно переносятся, атрибуты для самостоятельного преобразования
внешности ребёнком. Обязательно размещение зеркал для того, чтобы ребёнок
мог видеть себя, как он двигается, как выглядит.
Так же в горизонтальном пространстве оборудуется место для упражнений в
прокатывании мяча.
Приложение 5
Обеспечение соответствия суммарной нагрузки возрастным физиологическим и
индивидуальным возможностям детей
При построении образовательного пространства необходимо устанавливать
учебную нагрузку, руководствуясь ориентирами:
- максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня
в младших и средних группах не должно превышать двух, а в старшей и
подготовительной к школе группах – трёх занятий;
- их продолжительность в младшей и средней группах – не более 10-15 минут, в
старшей – 20-25, в подготовительной к школе – 25 – 30 минут;
- в середине занятий необходимо проводить физкультминутки;
- перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут;
- занятия детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня могут
проводиться после дневного сна, но чаще 2-3 раза в неделю;
- длительность этих занятий - не более 30 минут, и если они статического
характера, в середине занятия следует провести физкультминутку;
- занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции)
недопустимо вести за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон;
В неделю их должно быть не более двух. Продолжительность таких занятий –
20 – 25 мин., участие ребёнка более чем в двух дополнительных занятиях не
целесообразно.
Комплексная диагностика уровня индивидуального здоровья детей
Задачи
Мероприятия
1. Определение исходных показателей
состояния здоровья и физического развития
детей
2. Лонгитюдное исследование развития
состояния здоровья
3. Мониторинг здоровья
* Определение антропометрических
показателей физического развития
дошкольников (младший дошкольник – 4 раза
в год, старший – 2 раза в год)
*Наблюдение и анализ самочувствия вновь
поступивших детей в период адаптации к
условиям дошкольного учреждения
* Оценка состояния здоровья детей врачами
детской поликлиники № 16 (педиатр, окулист,
невропатолог, логопед, ЛОР, кардиолог,
пульманолог, хирург, гинеколог, аллерголог).
* Оценка состояния физического и
психического здоровья детей старшей и
подготовительной к школе групп
специалистами «Медико – психологического
центра» при подготовке к обучению в школе.
* Изучение уровневых характеристик
физической подготовленности.
* Оценка двигательной активности.
* Экспресс – диагностика качества динамики
и физического развития детей.
* Оценка комплексных изменений
психического, сенсомоторного развития
дошкольника в динамике
Организация психолого – педагогического сопровождения системы физкультурно –
оздоровительной работы
Задачи
Мероприятия
1. Формирование устой чивой положительной
мотивации к физкультурно – спортивным
занятиям
2. Выработка у детей осознанного отношения
к своему здоровью
3. Воспитание потребности в здоровом образе
жизни
* Использование элементов аутогенной
тренировки на физкультурных занятиях
* Обеспечение условий полноценного сна
* Осуществление индивидуальной
психокоррекционной работы педагогом –
психологом ДОУ
* Использование элементов психогимнастики
на занятиях
* Использование сюжетно – ролевых игр, игр
– драматизаций
* Организация совместных праздников для
родителей с детьми
* Проведение родительских собраний 2 раза в
год
* Осуществлять контроль за развитием
здоровье сберегающей среды с учётом
разработанных критериев
* Осуществлять анализ состояния здоровья
детей на основе проведённой
диспансеризации
Организация питания
Задачи
Мероприятия
1. Рационализация режима питания
2. Обеспечение пищи в отношении её
белкового, жирового, витаминного состава
* Включение в рацион детей растительных
волокон и клетчатки
* Включение второго завтрака (ежедневно)
* С – витаминизация
* Соблюдение технологии приготовления
пищи, сохраняющей пищевую ценность
продуктов
* Составление меню – раскладки с учётом
энергетического баланса
* Соблюдение десятидневного меню
* Строго соблюдать режим питания
* Дополнительная витаминизация: кисель.
Соки, овощи, фрукты, продукты
искусственно обогащённые йодом
Изучение спроса предлагаемых блюд – опрос.
* Проведение конкурсов – дегустаций
полезных и вкусных блюд
*Конкурсов детских рецептов.
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно
– образовательном процессе
Здоровье – самая главная ценность.
Разве может быть что – то важнее здоровья ребёнка?
Для того, чтобы реализовать здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни
необходимо создать ряд организационных и материально – технических условий:
Маркировка мебели, составление карты
рассаживания детей за столы. Подбор
мебели по размерам
каждый ребёнок занимает своё место за
столом, в соответствии с картой рассаживания
Учёт группы здоровья. Составление
паспорта здоровья группы
Ведётся экран заболеваемости. Отмечаются:
здоровые дети, частоболеющие, ОВЗ, с
проблемами в развитии
3. Образовательная деятельность педагога
с детьми в режимные моменты,
самообслуживания и трудовой
деятельности
*организация питания
*организация приёма пищи
* организация одевания и раздевания
Закаливание воздухом.
Использование методик организации
гимнастик после сна
*гимнастика после сна
* прогулки
*солнечные ванны
* игровая оздоровительная гимнастика после
дневного сна (гимнастика в постели), с
принятием воздушных ванн, упражнения с
нестандартным спортивным оборудованием
Дыхательная гимнастика. Дыхательно –
звуковая гимнастика
*Набор упражнений и комплекс игр для
дыхательной гимнастики
*Комплексы упражнений дыхательной
гимнастики на формирование силы вдохов и
выдохов, укрепление иммунитета и
профилактики простудных заболеваний
Дифференцированная работа с детьми,
часто болеющими простудными
заболеваниями
*Консультации для родителей по
фитотерапии, ароматерапии, апифитотерапии
и т.д..)
* Народные рецепты
*Рецепты при вирусной инфекции
Закаливание водой: хождение по мокрой и
сухой дорожке. Обширное умывание
* полоскание горла водой
* мытьё рук до локтя
* использование сезонных комплексов
закаливания.
Организация двигательной деятельности
ребёнка в течение дня.
*Учёт необходимых условий, места
проведения, одежды, игрушек, пособий,
побуждающих к движениям.
Подвижные и малоподвижные игры.
Подвижные игры с речевым
сопровождением
*составление картотек. Изготовление
атрибутов к подвижным играм
Утренняя гимнастика
* Использование гимнастических предметов,
атрибутов и пособий
Босохождение – ходьба босиком является
своеобразным точечным массажем,
*По плану воспитателя, во время
закаливающих процедур
тонизирует организм и активизирует
терморецепторы
* систематическая ходьба по ковру с
последующим понижением температуры
воздуха с 22 градусов до 20, для детей 3-4 лет
с 18 до 16 градусов; длядетей5-6лет с 14до 13
градусов
Ежедневная прогулка
*длительность прогулок 3-4 часа в день.
*Структура прогулок должна быть наполнена
разнообразной содержательной
деятельностью
Спортивные праздники. Досуги и
развлечения
«Всемирный день здоровья». «Папа, мама и я
– спортивная семья», «Быть здоровыми
хотим». «День Витаминки», Физкульткрно –
музыкальный праздник для старших
дошкольников «Что нас делает здоровыми» и
т.д.
Физминутки
Комплексы упражнений, направленные на
снятие напряжения и усталости на занятиях
Точечный самомассаж для профилактики
ОРЗ.
*Комплексы упражнений для самомассажа
Упражнения для профилактики зрения
*Комплексы упражнений глазодвигательной
гимнастики
* Набор упражнений и видеоматериалов,
презентаций для снятия
усталости и утомления глаз у детей
*Упражнения для массажа глаз
Профилактика нарушений осанки
Комплексы упражнений и нестандартное
оборудование для работы с детьми
Корригирующая гимнастика для
профилактики плоскостопия
Хождение по корригирующим дорожкам
Развитие мелкой моторики
* Подбор материалов, пособий,
н/оборудования для развития мелкой
моторики
*Пальчиковые игры
Ознакомление и чтение художественных
произведений здоровьесберегающего и
спортивного содержания.
Чтение художественной литературы в
соответствии с программой
+ Презентация ……………..