Напоминание

"Взаимосвязь учителя-логопеда с психологом"

Автор: Цгунян Рузанна Славиковна

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение: МДОУ №7 "Семицветик"

Населённый пункт: город Георгиевск

Наименование материала: статья

Тема: "Взаимосвязь учителя-логопеда с психологом"

Описание:

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=469

Опубликовано 13.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда
в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.
Основная функция педагога-психолога
в дошкольном образовательном учреждении - это создание условий, способствующих:  охране физического и психического здоровья детей,  обеспечению их эмоционального благополучия,  свободному и эффективному развитию способностей каждого ребёнка. Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Л.С. Выготский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений" . То есть,
не существует

речевых расстройств, при которых
вследствие межсистемных связей
не

отмечались бы другие психологические нарушения
. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:  меньший объём запоминания и воспроизведения материала,  неустойчивость внимания,  быстрая отвлекаемость,  истощаемость психических процессов,  снижение уровня обобщения и осмысления действительности;  у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей:  повышенная возбудимость,  раздражительность или общая заторможенность,  замкнутость,  обидчивость,  плаксивость,  многократная смена настроения.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно- содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога
в нашем детском саду является:  создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.  обеспечение целостность и единство коррекционно -развивающего пространства в содержательном и организационном планах.
Формирование групп
Работа с детьми начинается заранее, ещё до комплектования логопедических групп. В эти группы поступают дети, имеющие речевые дефекты, в основном из массовых групп нашего учреждения. Поэтому мы уже владеем определёнными сведениями о личностных особенностях развития каждого ребёнка, претендующих в логопедические группы, из ранее проводимой диагностики предыдущего возрастного этапа. Дети, имеющие речевые дефекты, углублённо обследуются не только учителем- логопедом, но и педагогом-психологом по методикам М.М. Семаго, а так же Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. На основании этих данных, составляются индивидуальные психолого- педагогические характеристики для предоставления их на ПМПк. Педагог-психолог обязательно присутствует на заседании ПМПк с целью выполнения двух функций:  "охранной" (разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребёнку)  диагностической (посредством метода наблюдения за ребёнком в новой ситуации диагностируется эмоционально-волевая сфера, что даёт полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребёнка одновременно). Таким образом, ещё до поступления в логопедические группы детей, мы имеем полную необходимую информацию на детей-логопатов для составления их социально-психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения. Исключение составляют вновь прибывшие дети из других дошкольных учреждений или семьи. Поэтому на начало учебного года в первую очередь обследуются эти дети. После плановой диагностики детей проводится совместное совещание.
Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребёнка.
Работа с родителями
Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога-психолога и учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями. Поэтому в этом направлении педагогом-психологом проводятся:  просветительская работа,  консультации,  оформление информационных стендов. Общие вопросы выносятся на родительские собрания, а вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы с ребёнком, проводятся в виде индивидуальных консультаций, бесед. Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребёнку. Подбор коррекционных программ, методик для детей осуществляется педагогом-психологом по результатам диагностики. Частота развивающих занятий обычно составляет 1-2 раза в неделю в зависимости от потребностей ребёнка. Мы считаем, что тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога- психолога может быть возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и чётком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса. Содержание работы совместного плана учителя-логопеда и педагога-психолога распределяется условно на три периода (в соответствии с программой для речевых групп детского саду) и осуществляется, учитывая все формы взаимодействия: с детьми, педагогами и родителями (приложение №1,приложение №1). Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду:  коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога- психолога активизируется речевое высказывание детей);  интегрированные занятия с детьми;
 родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития. Диагностика эмоциональной сферы и познавательной дошкольников проводится совместно. Нами был составлен план обследования, данные которого, мы заносим в специальную карту развития воспитанника. Приложение №1
Совместный план работы учителя-логопеда и педагога-психолога

Время

проведения

Взаимодействие с

педагогами
Цель: Создание единого коррекционно- развивающего пространства
Взаимодействие с

детьми
Цель: Установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии и их коррекция.
Взаимодействие с

родителями
Цель: Установление сотрудничества (установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка) 1 период (сентябрь – ноябрь) Разработка совместного диагностического блока методик. Проведение психолого-медико- педагогического консилиума ( ПМПК) по итогам диагностики. Составление календарно- тематического плана коррекционной работы. Проведение диагностики: уровня развития эмоциональной сферы развития познавательных процессов, развитие речи. Составление карт развития ребенка. Коррекционно- развивающие занятия: логопедические с детьми, коррекция познавательных процессов у детей. Интегрированные занятия (учитель – логопед + педагог- психолог) Родительское собрание "Давайте познакомимся" Родительское собрание "Итоги диагностики и задачи обучения на учебный год". Консультация "Создание речевой среды в семье". 2 период (декабрь – Проведение ПМПК. Обсуждение Коррекционно- развивающие занятия Родительское собрание "Развиваем речь
март) результатов коррекционно- развивающей работы с детьми за I период обучения. Консультация "Развитие эмоциональной лексики". с учителем-логопедом и педагогом- психологом. Промежуточная диагностика речевого развития детей (учитель-логопед). Познавательного развития (педагог- психолог). Индивидуальные занятия по развитию эмоциональной сферы. Интегрированные занятия (учитель- логопед + педагог- психолог). ребенка". Консультация "Мир эмоций". З период (март-май) Проведение ПМПК. Обсуждение результатов коррекционно- развивающей работы с детьми за учебный год. Кор.-разв. занятия с учителем-логопедом и педагогом- психологом. Проведение диагностики (педагог- психолог, учитель- логопед). Интегрированные занятия (учитель- логопед +педагог- психолог). Родительское собрание "Итоги повторной диагностики". Родительское собрание "Рекомендации на летний период"


Яндекс.Метрика