Населённый пункт: Тюменская обл. ЯНАО г. Губкинский
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ-технологий в ДОУ"
Описание:
ИспользПедагог, психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап занятия можно оживить внедрением новых технических средств.
Использование ИКТ-технологий в ДОУ
Педагог, психологически и технически готов использовать информационные технологии в
преподавании. Любой этап занятия можно оживить внедрением новых технических средств.
Включение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволяет воспитателю организовать разные
формы учебно-познавательной деятельности, сделать эту деятельность активной и
целенаправленной. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации,
обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети
Интернет, а также средство доставки и хранения информации.
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить качество учебного
материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в
ДОУ первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными
компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью
информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает
необходимость применения педагогами информационно-коммуникативных технологий в
учебно-воспитательном процессе [11].
Использование ИКТ на различных занятиях позволяет: развивать умение детей дошкольного
возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать
практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие
обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать их
познавательную деятельность. Благодаря использованию ИКТ воспитатель переходит от
объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок
становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному
усвоению знаний детьми. ИКТ вызывает у дошкольника интерес; анимационные фрагменты
приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью
средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний; продвигает
ребёнка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребёнка;
позволяет вести обучение и воспитание в зоне ближайшего развития; создаёт благоприятные
условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном
процессе.
На занятиях в ДОУ использование ИКТ позволяет поднять процесс обучения и воспитания на
качественно новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать
информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов
видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебно-
воспитательного материала [15].
Большому влиянию работы детей с компьютером, в том числе и компьютерных игр,
подвергается мотивационная сфера, также влиянию подвергается когнитивная сфера, связанная
с деятельностью познавательных процессов, и личность ребенка. В литературе имеются
достаточно противоречивые данные о воздействии компьютера на развитие психических
особенностей ребенка. Это объясняется местом компьютера в структуре деятельности,
характером и длительностью работы с компьютером, возрастом детей и рядом других важных
условий. Анализ литературных данных показывает, что работа с компьютером действует
практически на все основные психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление,
воображение, общение, характер, способности и пр. В ряде случаев указанные качества
формировались целенаправленно [4].
Важные виды ИКТ, применяемых в учебно-воспитательном процессе:
Электронные энциклопедии, справочники, словари. Их главное достоинство в размещенных в
них сведений. Они подходят для получения точных фактических сведений об отдельных лицах
и событиях, для определения понятий и т.д.
Библиографические ресурсы - весь спектр источников, отражающих сведения о литературе.
Сюда входит книги и статьи из газет, журналов, карты, магнитные ленты, т.д.
Компьютерная презентация представляет собой последовательность сменяющихся друг друга
слайдов, на каждом из которых могут присутствовать текст, фотографии и рисунки, различные
графики, диаграммы. Это все может сопровождаться звуковым оформлением. Компьютерные
презентация обладают большой привлекательностью для самостоятельного изучения и,
проверки своих знаний, и занятий с непосредственным участием преподавателя.
Обучающие программы позволяют сделать процесс обучения и воспитания интересным и
наглядным. Развивают мышление и творческую деятельность учащихся. Эти программы могут
использоваться при изучении различных предметов. Программы позволяют учителю
демонстрировать изучаемых материал.
Компьютерное тестирование. Тесты позволяют получить оценки уровня ЗУНов и выявить
пробелы в подготовке дошкольников [16].
Использование ИКТ стало актуальным во всех сферах деятельности ДОУ. Одним из ведущих
при этом остается блок управления. Для эффективного руководства ДОУ были определены
главные критерии отбора информации: полнота, конкретность, достоверность,
своевременность.
Начинать информатизацию управления целесообразно с выделения задач организации учебно-
воспитательного процесса, в наибольшей степени требующих использования компьютерных
технологий.
Несмотря на положительное влияние применения ИКТ в управленческой деятельности, многие
ДОУ столкнулись с проблемой развития умения обучения администрации, воспитателей и
других работников ДОУ использованию компьютера.
В настоящее время одной из важных проблем является техническая оснащенность в ДОУ. К
сожалению, применение компьютеров в ДОУ, встречается с проблемами: материальные и
организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность ДОУ, в первую очередь
компьютерами, которые можно успешно использовать в обучении и т.п.
К другим проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, может
относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в
образование и воспитание детей.
Одной из наиболее важной проблемой, не решенной на сегодняшний день, является
обеспечение доступа образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных, с
географической точки зрения, местах к информационных ресурсам.
Следующей проблемой информатизации ДОУ является здоровьесбережения функция детей. Для
того чтобы педагог имел возможность проводить занятия с использованием ИКТ - технологий,
используя электронные учебные материалы, многочисленные ЦОРы, собственные разработки
занятий с использованием компьютера необходимо учитывать основные направления здоровья
сбережения дошкольников в данном направлении.
Но не менее серьезные проблемы могут возникнуть с психологическим здоровьем ребенка, если
у него разовьется «компьютерная зависимость».
Использование ИКТ на различных занятиях позволяет: развивать умение детей дошкольного
возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать
практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие
обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать их
познавательную деятельность. Благодаря использованию ИКТ воспитатель переходит от
объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок
становится активным субъектом учебной деятельности. ИКТ вызывает у дошкольника интерес;
анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.