" Реализация здоровьеразвивающих технологий в образовательной деятельности ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"
Автор: Червякова Татьяна Николаевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 44
Населённый пункт: Североморск
Наименование материала: опыт работы
Тема: " Реализация здоровьеразвивающих технологий в образовательной деятельности ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"
Описание:
В опыте работы раскрыта актуальность применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста, представлена система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО
Червякова Татьяна Николаевна,
заместитель заведующего
МБДОУ д/с № 44
ЗАТО г. Североморск
Мурманской области
Реализация здоровьеразвивающих технологий
в образовательной деятельности ДОО в
условиях реализации ФГОС ДО
Здоровье детей в любом
обществе и при любых социально-
экономических и политических
ситуациях является предметом
первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд
нации, научный и экономический потенциал общества.
Стратегия и тактика здоровьесберегающей деятельности в
образовательных учреждениях отражены во всех нормативно-правовых
документах, регламентирующих дошкольное образование.
Так, в ФГОС ДО в разделе «Требования к условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования» указывается, что в
ДОО должна быть создана образовательной среда, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей.
Конкретно задачи по сохранению и укреплению здоровья детей,
формированию привычки к ЗОЖ и обеспечению безопасности указаны в трех
образовательных областях.
Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого?
Существует целый спектр мероприятий: разнообразные формы и
виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников. Среди них особое значение имеют здоровьесберегающие
технологии. Они, как показывает практика, эффективны для сохранения и
укрепления здоровья детей и формирования у них привычки к ЗОЖ.
«Технология»
дословно значит
«наука о мастерстве».
Здоровьесберегающая технология –
упорядоченная система действий,
выполнение которых способствует сбережению здоровья, накоплению
физических и психических ресурсов ребенка.
Все здоровьеразвивающие технологии условно можно разделить на четыре
группы:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
здоровьесберегающие образовательные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка.
1
Медико-профилактические . Это технологии, обеспечивающие сохранение и
приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала
ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств. К ним относятся следующие
технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка
рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль
питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития
дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в
детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований
СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные . Технологии, направленные на физическое
развитие и укрепление здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии. Это прежде всего
технологии воспитания валеологической культуры дошкольников. Цель этих
технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и
жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать,
поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи
здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и
помощи.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка. Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье
ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение
эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия
ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и
семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей не
должна быть одноразовой акцией. Мы твердо уверены, что ее нужно
проводить регулярно, планово, систематически. Для целенаправленной
систематической работы в нашем ДОУ разработана и успешно реализуется
целевая программа «Здоровье», в которую включены здоровьеразвивающие
технологии. Педагогическим коллективом накоплен опыт комплексного
подхода при решении задач сохранения и укрепления здоровья
воспитанников, воспитания у них привычки к ЗОЖ.
Внедрение технологий ведется нами не ради модных тенденций. Наша
цель: внедрить здоровьесберегающие технологии, с помощью которых можно
организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно
обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему
использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья
и повышения его уровня, приобщения к физической культуре и здоровому
образу жизни.
См. Приложение 1
«Использование здоровьеразвивающих технологий в
образовательном процессе МБДОУ д/с№44».
2
Как видно из данной таблицы, педагоги ДОУ внедряют как
традиционные здоровьесберегающие технологии: утренняя, бодрящая,
дыхательная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз,
психогимнастика, самомассаж, закаливание, так и технологии парциальных
программ данной направленности. Я коротко остановлюсь на реализуемых в
нашем д/с технологиях.
Утренняя гимнастика
Проводится, согласно Системы физкультурно-оздоровительной работы,
на свежем воздухе, кроме понедельника, т.к. проводится осмотр детей и с
учетом природно-климатических условий Крайнего Севера, т.е. в дни
непогоды – в помещении.
Бодрящая гимнастика
Одно из ее назначений: повышение двигательной активности.
Второе назначение: работа по профилактике заболеваний. С этой целью
включаются упражнения на профилактику нарушений осанки, стопы,
сердечнососудистых заболеваний, заболеваний органов дыхания и др.
В бодрящую гимнастику периодически включаются элементы всех
видов здоровьесберегающих технологий и реализуемых парциальных
программ.
Закаливание, исходя из имеющихся в нашем д/с условий, проводим по
технологии Б.С. Толкачева «Метод физической реабилитации» - обширное
умывание.
В нашем ДОУ реализуется
технология «Гигиеническое обучение и
воспитание детей дошкольного возраста по вопросам предупреждения
стоматологических заболеваний» I Ленинградского мединститута.
Сравнительная характеристика стоматологической заболеваемости
населения, проживающего в условиях Крайнего Севера и в зоне с
относительно благоприятными климатическими условиями, показывает, что
зубы у жителей нашего региона наиболее уязвимы для поражения кариесом.
Наряду с низкой концентрацией фтора в питьевой воде существуют и другие
факторами риска возникновения стоматологических заболеваний:
низкий уровень ультрафиолетового излучения;
несбалансированное питание детей, недостаточное потребление с пищей
витаминов и минеральных веществ; увлечение так называемым «фаст-
фудом» (быстрой едой), недостаточная информированность населения по
вопросам профилактики стоматологических заболеваний.
ВТК составлен перспективный план реализации данной технологии.
Считаем, что благодаря активным профилактическим мероприятиям,
проводимым педагогами ДОО в соответствии с рекомендациями авторов
технологии, отмечаются положительные сдвиги у наших воспитанников, у
которых идет формирование постоянных зубов: показатели
распространённости кариеса у них не увеличиваются.
3
Здоровье и безопасность человека тесно взаимосвязаны.
В
Госстандарте
дошкольного образования цели и задачи по безопасности
указаны в двух образовательных областях ФГОС ДО.
«Социально-коммуникативное развитие»:
формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе.
«Физическое развитие»:
ознакомление с правильным, не наносящем
ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки, повороты в обе стороны); становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.)
Наша ДОО реализует основную образовательную программу
дошкольного образования, разработанную в соответствии с требованиями
ФГОС ДО и с учетом концептуальных положений
примерной основной
образовательной программы дошкольного образования «Радуга».
В «Радуге» выделен специальный раздел «Правила личной безопасности», но
лишь в старшем дошкольном возрасте, и в нем не отражены все компоненты
безопасного поведения дошкольников.
Поэтому программа требует дополнения и раскрытия:
последовательности задач и содержания;
объема информации;
методов работы в разных возрастных группах.
На Совете педагогов ДОУ было принято решение:
внедрять
парциальную программу
«Основы безопасности детей дошкольного
возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной. Содержание данной
программы затрагивает
все виды опасностей
окружающего мира и
направлена на передачу детям знаний о правилах безопасности и
приобретение опыта безопасного поведения в социально-опасных ситуациях.
Для реализации данного направления образовательной работы в ДОУ
имеется в наличии полный учебно-методический комплект программы
«Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Составлен
тематический перспективный план реализации данной программы.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная среда
должна обеспечивать эмоциональное благополучие детей. Общеизвестно, что
жизнь детей в детском саду достаточно монотонна и однообразна
(завтрак,
зарядка, занятия, прогулка, обед, сон и т.д.)
, а длительное (10-12 часов)
пребывание приводит к переутомлению, ведь жизнь детей четко
зарегламентированна. Данные медицинской науки свидетельствуют, что
длительное пребывание ребенка в угнетенном, подавленном состоянии
отрицательно влияет на состояние сердечнососудистой и нервной систем.
Авторы программы «Радуга» ввели в жизнь д/с традиции, которые позволяют
детям сбросить накопившееся напряжение, успокоиться, почувствовать себя
нужными и любимыми детьми и воспитателями, а также получить
положительные эмоции.
4
Прочно вошли в жизнь нашего д/с традиции:
ежедневные;
еженедельные;
ежемесячные.
Я хотела бы подробнее остановиться на технологии М.Л. Лазарева,
изложенной в программе «Здравствуй!».
Если обратиться к примерной программе «Радуга», на основе которой
составлена наша ООП и парциальной программе «Здравствуй!», то станет
ясно, что цели обеих программ – одинаковые.
В программе «Радуга» присутствует валеологический
подход и
направленность на сохранение здоровья детей, а программа «Здравствуй!»
обогащает и дополняет ее, дает инструментарий, технологию работы с
детьми по формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков
здорового образа жизни.
Программа
Цель программы
РАДУГА
Научный руководитель – Е.В.
Соловьева
Примерная основная
образовательная программа
дошкольного образования
Сохранение и укрепление
здоровья детей, формирование у них
привычки к здоровому образу жизни.
ЗДРАВСТВУЙ!
М. Л. Лазарев
Программа
формирования здоровья детей
дошкольного возраста
Помочь педагогам и родителям
организовать с детьми дошкольного
возраста оздоровительную работу,
направленную на формирование у них
мотивации здоровья и поведенческих
навыков здорового образа жизни.
Для успешной реализации программы «Здравствуй!» в ДОУ
необходимо тесное взаимодействие между музыкальным руководителем,
инструктором по физической культуре, воспитателями и родителями. В
нашей ДОО разработана и успешно реализуется система взаимодействия
педагогов по реализации программы «Здравствуй!».
См. Приложение 2 -
Таблица « Взаимодействие участников образовательного процесса
при
реализации программы «Здравствуй!» М.Л. Лазарева».
Оздоровительные занятия проводятся трех видов:
урок здоровья;
пятиминутка здоровья;
оздоровительная пауза.
5
Урок здоровья – детям дается познавательный материал в сочетании с
практическими заданиями. Имеет обучающий характер.
Минутка здоровья,
как и оздоровительные паузы, проводится с целью
тренинга,
необходимого для развития навыков ребенка, закрепление сформированных
знаний.
Программа «Здравствуй!» является эффективной педагогической
технологией, направленной не только на укрепление здоровья детей, но и на
создание у них устойчивого приоритета здоровья. Программа оказывает
комплексное воздействие на следующие сферы жизнедеятельности ребенка:
Ý
интеллектуальную: трансляция детям знаний и контроль их усвоения;
Ý
эмоциональную: через вокально-речевую, игровую и ролевую
деятельность;
Ý
двигательную: через совершенствование движений;
Ý
деятельностную: путем воплощения в материальный продукт различных
сторон изучаемого материала /аппликация, рисование и др./.
Главное, на чем мне хотелось бы акцентировать внимание. Любая
оздоровительная методика может быть дана ребенку только через осознание
им ее необходимости. Любые попытки воздействовать на организм ребенка в
обход его сознания никогда не принесут настоящего стойкого
оздоровительного эффекта. Поэтому необходимо формировать у
дошкольников мотивацию здоровья. Ценность программы «Здравствуй!» в
том, что главная ее цель – формирование у детей мотивации здоровья и
поведенческих навыков здорового образа жизни.
Не могу не отметить значение использования в образовательном
процессе ИКТ.
Они предоставляют принципиально новые возможности
совершенствования образовательного процесса.
Возможности и преимущества, связанные с использованием ИКТ
в образовательном процессе:
значительное повышение качества демонстрационных материалов;
возможность показа видеофрагментов;
возможность формирования у дошкольников информационной культуры,
т.е. формирования общего представления об информационных процессах в
окружающем мире и источниках информации;
возможность компактного хранения больших объемов информации;
экономия времени педагогов при подготовке к образовательным
мероприятиям и при составлении планов и отчетов.
С 2012 года в детском саду используется интерактивная доска SMART
Board FX – DUO. Интерактивная доска используется педагогами ДОУ для
организации практически всех видов непосредственно образовательной
деятельности. При тематическом планировании используется прием
интерактивных путешествий
В настоящее время в ДОО создается медиатека наглядных,
демонстрационных электронных материалов к НОД.
Внедрение здоровьеразвивающих технологий, как и образовательный
процесс в целом, ведется в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
6
Взаимодействие с родителями ведется по двум направлениям:
I - Теоретическое просвещение (Родительский университет) и практическое
обучение родителей приемам здоровьеразвивающих технологий.
Информационно-просветительские формы направлены на обогащение знаний
родителей об особенностях развития и воспитания детей. Их специфика
заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а
опосредованное — через средства печати, организацию выставок.
II - Организация продуктивного общения –
ситуативно-деловое общение на
основе общего дела (подготовки к празднику, конкурсу, разработке проекта и
т.д.).
Яркий пример организации продуктивного общения с семьями
воспитанников – это участие родителей в реализации здоровьеразвивающей
технологии – программы «Здравствуй!» М.Л. Лазарева.
Особо хочу отметить, что педагоги нашей ДОО активно используют
интерактивные формы взаимодействия, которые не только способствует
повышению активности участников взаимодействия, но и создает условия
для развития диалогового общения, формирования взаимопонимания,
взаимодействия, совместного решения общих, значимых для каждого
участника образовательного процесса задач.
На протяжении всего периода пребывания ребенка в д/с ведется
мониторинг его здоровья, что позволяет отследить эффективность
использования здоровьесберегающих технологий и системы ФОР в целом.
Система мониторинга здоровья представлена таблице:
Физическое
развитие
от
1,5
до 7
лет
Освоение основной
образовательной
программы ДОО:
- Авторы примерной
программы
«Радуга»;
- Н.В. Алябьева
«Диагностика
психофизического и
функционального
состояния
дошкольника».
инструктор
по физической
культуре
воспитатели,
ст. м/сестра,
заместитель
заведующего
сентябрь-октябрь;
апрель-май
В соответствии
с Приказом
Минздрава России,
Минобразования
России
от 30.06.1992 г.
№186/272
«О
совершенствовании
системы
медицинского
обеспечения детей
в образовательных
учреждениях»
Здоровье
Диспансерное
обследование
врачами детской
поликлиники
старшая
медсестра
в соответствии
с Приказом
Минздрава
России,
7
Минобразования
России
от 30.06.1992 г.
№186/272
«О
совершенствован
ии системы
медицинского
обеспечения
детей
в
образовательных
учреждениях».
Об эффективности использования здоровьесберегающих технологий
можно судить по показателям заболеваемости детей.
Результатом
целенаправленной систематической физкультурно-оздоровительной работы
и реализации здоровьесберегающих технологий является стабильно низкий
показатель заболеваемости наших воспитанников в рейтинге детских садов
города и региона.
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ
Пропуски одним ребенком по болезни
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014
год
2015 год
ЗАТО
г.
Североморск
18,6
17,0
17,0
16,06
15,4
10,66
МБДОУ
д/с № 44
15,3
14,6
15,0
14,1
14,9
11,1
Примечание: в 2015 году детей раннего возраста 38,6% от общего числа
воспитанников
Нам и нашим детям выпало жить за Полярным кругом. Кольское
Заполярье по природно-климатическим условиям очень сурово и поэтому
требует серьезного подхода к проблемам организации жизни, сбережению и
укреплению здоровья детей-северян.
Как показывает опыт работы нашей ОО, внедрение здоровьесберегающих
технологий и вся система физкультурно-оздоровительной работы позволяет
достичь положительной динамики в снижении заболеваемости и высоких
результатов по физической подготовленности детей в соответствии с
целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.
ЛИТЕРАТУРА:
8
1. М.Л. Лазарев Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей
дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошк. образов.
учреждений. – М.: Академия здоровья, 1997. – 376 с.
2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие
по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 144 с.
3. Гигиеническое обучение и воспитание детей дошкольного возраста по
вопросам предупреждения стоматологических заболеваний. I Ленинградский
медицинский институт им. Академика И.П. Павлова, 1985 г.
4. Толкачев Б. С. Физкультурный заслон ОРЗ.
2-е изд., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1992. — 176 с., ил. — (Физкультура
и здоровье).
9
Приложение 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников
Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий
Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе ДОО
в образовательном процессе ДОО
Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательном
процессе
ДОО
Виды
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
Время
проведения в режиме дня
Особенности
методики проведения
Ответственны
е
Утренняя
гимнастика
Ежедневно во всех возрастных группах
5-10 мин
Форма проведения различна:
понедельник – в спортивном зале,
вторник – пятница – на улице
(старшая, подготовительная группа;
средняя со II половины учебного года)
Воспитатели,
инструктор по
физической культуре
Бодрящая
гимнастика
Ежедневно после дневного сна,
5-10 мин
Форма проведения различна:
упражнения на кроватках, обширное умывание;
ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из
спальни в группу (при разнице температуры в поме
-
щениях)
и другие в зависимости от условий ДОУ
Воспитатели,
инструктор по
физической культуре
Дыхательная
гимнастика
В различных формах
физкультурно-оздоровительной
работы
Обеспечить проветривание помещения.
Педагог должен дать детям инструкции по
проведению гигиены полости носа перед
проведением процедуры
Все педагоги
10
Пальчиковая
гимнастика
С младшего возраста
индивидуально,
либо с подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем детям,
особенно с речевыми проблемами.
Проводится в любое удобное время.
Воспитатели
Гимнастика
для глаз
Ежедневно по 3-5 мин в любое
свободное время; в зависимости от
интенсивности
зрительной нагрузки, с младшего
возраста
Рекомендуется использовать
наглядный материал, педагог
должен показать, как выполнять упражнения
Все педагоги
Психогимнастика
В любом подходящем помещении.
В зависимости от состояния детей и
целей педагог определяет интенсивность
технологии.
Для всех возрастных групп.
Можно использовать спокойную классическую
музыку
(П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы
Воспитатели,
инструктор по
физической культуре,
педагог-психолог
Релаксация
В любом подходящем помещении. В
зависимости от состояния детей и целей
педагог определяет интенсивность
технологии,
Для всех возрастных групп
Можно использовать спокойную классическую
музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки
природы
Воспитатели,
инструктор по
физической культуре,
педагог-психолог
Самомассаж
В зависимости от поставленных
педагогом целей, сеансами либо в
различных формах физкультурно-
оздоровительной работы
Необходимо объяснить ребенку важность процедуры
и дать детям элементарные знания о том, как не
нанести вред своему организму
Воспитатели,
ст. медсестра,
инструктор по
физической культуре
Подвижные и
спортивные игры
�
Как часть физкультурного занятия
на прогулке
в групповой комнате - с малой и
средней
степенью подвижности
Ежедневно для всех возрастных групп
Игры подбираются в соответствии с возрастом
ребенка местом и временем ее проведения.
В ДОО используем лишь элементы спортивных игр.
Воспитатели,
инструктор по
физической культуре
Динамические паузы
Во время занятий, 2-5 минут, по мере
утомления детей
Рекомендуется для всех детей в качестве
профилактики
борьбы с утомлением. Могут включать в себя
элементы гимнастики для глаз, дыхательной
гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Воспитатели
11
Закаливание
Ежедневно
после бодрящей гимнастики
Обширное умывание по технологии Б.С.
Толкачева
Ребёнок должен:
Открыть кран с водой, намочить правую ладошку
и провести ею от кончиков пальцев до локтя
левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой
рукой.
Намочить обе ладошки, положить их сзади на
шею и провести ими одновременно к подбородку,
сказать «раз».
Намочить правую ладошку и сделать круговое
движение по верхней части груди, сказать «раз».
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться
насухо.
Воспитатели
Использование
в
образовательном
процессе
здоровьесберегающих
технологий
парциальных
программ
Урок
здоровья
по программе
«Здравствуй!» М.Л.
Лазарева
1 занятие в месяц
с детьми старшего дошкольного возраста
Дается познавательный материал в сочетании с
практическими заданиями.
Имеет обучающий характер.
Воспитатели
Пятиминутка
здоровья
по программе
«Здравствуй!» М.Л.
Лазарева
Проводится
в соответствии с циклограммой
свободной нерегламентированной
деятельности
Предполагают тренинг,
необходимый для развития навыков ребенка,
закрепление сформированных знаний
Воспитатели,
инструктор по ФК,
музыкальный
руководитель,
педагог-психолог
Оздоровительная
пауза
по программе
«Здравствуй!» М.Л.
Лазарева
12
Занятие
по разделу
«Безопасность»
по программе
«Основы безопасности
детей дошкольного
возраста»
Стеркиной Р.Б., Князевой О.Л.,
Авдеевой Н.Н.
1 занятие в месяц
с детьми II младшей, средней, старшей,
подготовительной групп
Проводятся занятия по разделам:
Ребенок и другие люди
Ребенок и природа
Ребенок дома
Здоровье ребенка
Эмоциональное благополучие ребенка
Ребенок на улице
На занятиях по ОБЖ дети тренируются
самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать
на нее, опираясь на полученные ранее знания и
собственный опыт. Ребенок овладевает способностью
быть предусмотрительным, оценивать и
анализировать ситуацию, видеть возможные
последствия тех или иных действий.
Воспитатели,
педагог-психолог
Работа по ОБЖ:
Беседы по
иллюстрациям.
Дидактические игры.
Подвижные игры.
Сюжетные игры.
Проводится
в соответствии с циклограммой
свободной нерегламентированной
деятельности
Работа направлена на формирование
представлений об адекватном поведении в
неожиданных ситуациях, навыков
самостоятельного принятия решений.
Воспитатели,
педагог-психолог
13
Приложение 2
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ!» М.Л. ЛАЗАРЕВА в МБДОУ д/с № 44
14
15
16