Напоминание

" Реализация здоровьеразвивающих технологий в образовательной деятельности ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"

Автор: Червякова Татьяна Николаевна

Должность: заместитель заведующего

Учебное заведение: МБДОУ д/с № 44

Населённый пункт: Североморск

Наименование материала: опыт работы

Тема: " Реализация здоровьеразвивающих технологий в образовательной деятельности ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"

Описание:

В опыте работы раскрыта актуальность применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста, представлена система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4751

Опубликовано 09.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Червякова Татьяна Николаевна, заместитель заведующего МБДОУ д/с № 44 ЗАТО г. Североморск Мурманской области
Реализация здоровьеразвивающих технологий

в образовательной деятельности ДОО в

условиях реализации ФГОС ДО
Здоровье детей в любом обществе и при любых социально- экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Стратегия и тактика здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях отражены во всех нормативно-правовых документах, регламентирующих дошкольное образование. Так, в ФГОС ДО в разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» указывается, что в ДОО должна быть создана образовательной среда, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей. Конкретно задачи по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию привычки к ЗОЖ и обеспечению безопасности указаны в трех образовательных областях. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого? Существует целый спектр мероприятий: разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Среди них особое значение имеют здоровьесберегающие технологии. Они, как показывает практика, эффективны для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования у них привычки к ЗОЖ. «Технология» дословно значит «наука о мастерстве». Здоровьесберегающая технология – упорядоченная система действий, выполнение которых способствует сбережению здоровья, накоплению физических и психических ресурсов ребенка. Все здоровьеразвивающие технологии условно можно разделить на четыре группы:  медико-профилактические;  физкультурно-оздоровительные;  здоровьесберегающие образовательные;  технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. 1

Медико-профилактические
. Это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные
. Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии. Это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия

ребенка.
Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей не должна быть одноразовой акцией. Мы твердо уверены, что ее нужно проводить регулярно, планово, систематически. Для целенаправленной систематической работы в нашем ДОУ разработана и успешно реализуется целевая программа «Здоровье», в которую включены здоровьеразвивающие технологии. Педагогическим коллективом накоплен опыт комплексного подхода при решении задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников, воспитания у них привычки к ЗОЖ. Внедрение технологий ведется нами не ради модных тенденций. Наша цель: внедрить здоровьесберегающие технологии, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщения к физической культуре и здоровому образу жизни. См. Приложение 1 «Использование здоровьеразвивающих технологий в образовательном процессе МБДОУ д/с№44». 2
Как видно из данной таблицы, педагоги ДОУ внедряют как традиционные здоровьесберегающие технологии: утренняя, бодрящая, дыхательная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, психогимнастика, самомассаж, закаливание, так и технологии парциальных программ данной направленности. Я коротко остановлюсь на реализуемых в нашем д/с технологиях.
Утренняя гимнастика
Проводится, согласно Системы физкультурно-оздоровительной работы, на свежем воздухе, кроме понедельника, т.к. проводится осмотр детей и с учетом природно-климатических условий Крайнего Севера, т.е. в дни непогоды – в помещении.
Бодрящая гимнастика
Одно из ее назначений: повышение двигательной активности. Второе назначение: работа по профилактике заболеваний. С этой целью включаются упражнения на профилактику нарушений осанки, стопы, сердечнососудистых заболеваний, заболеваний органов дыхания и др. В бодрящую гимнастику периодически включаются элементы всех видов здоровьесберегающих технологий и реализуемых парциальных программ. Закаливание, исходя из имеющихся в нашем д/с условий, проводим по технологии Б.С. Толкачева «Метод физической реабилитации» - обширное умывание. В нашем ДОУ реализуется
технология «Гигиеническое обучение и

воспитание детей дошкольного возраста по вопросам предупреждения

стоматологических заболеваний»
I Ленинградского мединститута. Сравнительная характеристика стоматологической заболеваемости населения, проживающего в условиях Крайнего Севера и в зоне с относительно благоприятными климатическими условиями, показывает, что зубы у жителей нашего региона наиболее уязвимы для поражения кариесом. Наряду с низкой концентрацией фтора в питьевой воде существуют и другие факторами риска возникновения стоматологических заболеваний: низкий уровень ультрафиолетового излучения; несбалансированное питание детей, недостаточное потребление с пищей витаминов и минеральных веществ; увлечение так называемым «фаст- фудом» (быстрой едой), недостаточная информированность населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. ВТК составлен перспективный план реализации данной технологии. Считаем, что благодаря активным профилактическим мероприятиям, проводимым педагогами ДОО в соответствии с рекомендациями авторов технологии, отмечаются положительные сдвиги у наших воспитанников, у которых идет формирование постоянных зубов: показатели распространённости кариеса у них не увеличиваются. 3
Здоровье и безопасность человека тесно взаимосвязаны. В Госстандарте дошкольного образования цели и задачи по безопасности указаны в двух образовательных областях ФГОС ДО. «Социально-коммуникативное развитие»: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. «Физическое развитие»: ознакомление с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Наша ДОО реализует основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом концептуальных положений примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга». В «Радуге» выделен специальный раздел «Правила личной безопасности», но лишь в старшем дошкольном возрасте, и в нем не отражены все компоненты безопасного поведения дошкольников. Поэтому программа требует дополнения и раскрытия:  последовательности задач и содержания;  объема информации;  методов работы в разных возрастных группах. На Совете педагогов ДОУ было принято решение: внедрять парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной. Содержание данной программы затрагивает
все виды опасностей
окружающего мира и направлена на передачу детям знаний о правилах безопасности и приобретение опыта безопасного поведения в социально-опасных ситуациях. Для реализации данного направления образовательной работы в ДОУ имеется в наличии полный учебно-методический комплект программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Составлен тематический перспективный план реализации данной программы. В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная среда должна обеспечивать эмоциональное благополучие детей. Общеизвестно, что жизнь детей в детском саду достаточно монотонна и однообразна (завтрак, зарядка, занятия, прогулка, обед, сон и т.д.) , а длительное (10-12 часов) пребывание приводит к переутомлению, ведь жизнь детей четко зарегламентированна. Данные медицинской науки свидетельствуют, что длительное пребывание ребенка в угнетенном, подавленном состоянии отрицательно влияет на состояние сердечнососудистой и нервной систем. Авторы программы «Радуга» ввели в жизнь д/с традиции, которые позволяют детям сбросить накопившееся напряжение, успокоиться, почувствовать себя нужными и любимыми детьми и воспитателями, а также получить положительные эмоции. 4
Прочно вошли в жизнь нашего д/с традиции:  ежедневные;  еженедельные;  ежемесячные. Я хотела бы подробнее остановиться на технологии М.Л. Лазарева, изложенной в программе «Здравствуй!». Если обратиться к примерной программе «Радуга», на основе которой составлена наша ООП и парциальной программе «Здравствуй!», то станет ясно, что цели обеих программ – одинаковые. В программе «Радуга» присутствует валеологический подход и направленность на сохранение здоровья детей, а программа «Здравствуй!» обогащает и дополняет ее, дает инструментарий, технологию работы с детьми по формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Программа Цель программы РАДУГА Научный руководитель – Е.В. Соловьева Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. ЗДРАВСТВУЙ! М. Л. Лазарев Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Для успешной реализации программы «Здравствуй!» в ДОУ необходимо тесное взаимодействие между музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями и родителями. В нашей ДОО разработана и успешно реализуется система взаимодействия педагогов по реализации программы «Здравствуй!». См. Приложение 2 - Таблица « Взаимодействие участников образовательного процесса при реализации программы «Здравствуй!» М.Л. Лазарева». Оздоровительные занятия проводятся трех видов:  урок здоровья;  пятиминутка здоровья;  оздоровительная пауза. 5
Урок здоровья – детям дается познавательный материал в сочетании с практическими заданиями. Имеет обучающий характер. Минутка здоровья, как и оздоровительные паузы, проводится с целью тренинга, необходимого для развития навыков ребенка, закрепление сформированных знаний. Программа «Здравствуй!» является эффективной педагогической технологией, направленной не только на укрепление здоровья детей, но и на создание у них устойчивого приоритета здоровья. Программа оказывает комплексное воздействие на следующие сферы жизнедеятельности ребенка: Ý интеллектуальную: трансляция детям знаний и контроль их усвоения; Ý эмоциональную: через вокально-речевую, игровую и ролевую деятельность; Ý двигательную: через совершенствование движений; Ý деятельностную: путем воплощения в материальный продукт различных сторон изучаемого материала /аппликация, рисование и др./. Главное, на чем мне хотелось бы акцентировать внимание. Любая оздоровительная методика может быть дана ребенку только через осознание им ее необходимости. Любые попытки воздействовать на организм ребенка в обход его сознания никогда не принесут настоящего стойкого оздоровительного эффекта. Поэтому необходимо формировать у дошкольников мотивацию здоровья. Ценность программы «Здравствуй!» в том, что главная ее цель – формирование у детей мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Не могу не отметить значение использования в образовательном процессе ИКТ. Они предоставляют принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса. Возможности и преимущества, связанные с использованием ИКТ в образовательном процессе:  значительное повышение качества демонстрационных материалов;  возможность показа видеофрагментов;  возможность формирования у дошкольников информационной культуры, т.е. формирования общего представления об информационных процессах в окружающем мире и источниках информации;  возможность компактного хранения больших объемов информации;  экономия времени педагогов при подготовке к образовательным мероприятиям и при составлении планов и отчетов. С 2012 года в детском саду используется интерактивная доска SMART Board FX – DUO. Интерактивная доска используется педагогами ДОУ для организации практически всех видов непосредственно образовательной деятельности. При тематическом планировании используется прием интерактивных путешествий В настоящее время в ДОО создается медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к НОД. Внедрение здоровьеразвивающих технологий, как и образовательный процесс в целом, ведется в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. 6
Взаимодействие с родителями ведется по двум направлениям: I - Теоретическое просвещение (Родительский университет) и практическое обучение родителей приемам здоровьеразвивающих технологий. Информационно-просветительские формы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через средства печати, организацию выставок. II - Организация продуктивного общения – ситуативно-деловое общение на основе общего дела (подготовки к празднику, конкурсу, разработке проекта и т.д.). Яркий пример организации продуктивного общения с семьями воспитанников – это участие родителей в реализации здоровьеразвивающей технологии – программы «Здравствуй!» М.Л. Лазарева. Особо хочу отметить, что педагоги нашей ДОО активно используют интерактивные формы взаимодействия, которые не только способствует повышению активности участников взаимодействия, но и создает условия для развития диалогового общения, формирования взаимопонимания, взаимодействия, совместного решения общих, значимых для каждого участника образовательного процесса задач. На протяжении всего периода пребывания ребенка в д/с ведется мониторинг его здоровья, что позволяет отследить эффективность использования здоровьесберегающих технологий и системы ФОР в целом. Система мониторинга здоровья представлена таблице:
Физическое

развитие
от 1,5 до 7 лет Освоение основной образовательной программы ДОО: - Авторы примерной программы «Радуга»; - Н.В. Алябьева «Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника». инструктор по физической культуре воспитатели, ст. м/сестра, заместитель заведующего сентябрь-октябрь; апрель-май В соответствии с Приказом Минздрава России, Минобразования России от 30.06.1992 г. №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»
Здоровье
Диспансерное обследование врачами детской поликлиники старшая медсестра в соответствии с Приказом Минздрава России, 7
Минобразования России от 30.06.1992 г. №186/272 «О совершенствован ии системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». Об эффективности использования здоровьесберегающих технологий можно судить по показателям заболеваемости детей. Результатом целенаправленной систематической физкультурно-оздоровительной работы и реализации здоровьесберегающих технологий является стабильно низкий показатель заболеваемости наших воспитанников в рейтинге детских садов города и региона.
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ

Пропуски одним ребенком по болезни

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014

год

2015 год
ЗАТО г. Североморск 18,6 17,0 17,0 16,06 15,4 10,66 МБДОУ д/с № 44 15,3 14,6 15,0 14,1 14,9 11,1 Примечание: в 2015 году детей раннего возраста 38,6% от общего числа воспитанников Нам и нашим детям выпало жить за Полярным кругом. Кольское Заполярье по природно-климатическим условиям очень сурово и поэтому требует серьезного подхода к проблемам организации жизни, сбережению и укреплению здоровья детей-северян. Как показывает опыт работы нашей ОО, внедрение здоровьесберегающих технологий и вся система физкультурно-оздоровительной работы позволяет достичь положительной динамики в снижении заболеваемости и высоких результатов по физической подготовленности детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. ЛИТЕРАТУРА: 8
1. М.Л. Лазарев Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошк. образов. учреждений. – М.: Академия здоровья, 1997. – 376 с. 2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 144 с. 3. Гигиеническое обучение и воспитание детей дошкольного возраста по вопросам предупреждения стоматологических заболеваний. I Ленинградский медицинский институт им. Академика И.П. Павлова, 1985 г. 4. Толкачев Б. С. Физкультурный заслон ОРЗ. 2-е изд., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1992. — 176 с., ил. — (Физкультура и здоровье). 9
Приложение 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе ДОО

в образовательном процессе ДОО

Использование

здоровьесберегающих

технологий

в

образовательном

процессе

ДОО

Виды

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

Время

проведения в режиме дня

Особенности

методики проведения

Ответственны

е

Утренняя

гимнастика
Ежедневно во всех возрастных группах 5-10 мин Форма проведения различна: понедельник – в спортивном зале, вторник – пятница – на улице (старшая, подготовительная группа; средняя со II половины учебного года) Воспитатели, инструктор по физической культуре
Бодрящая

гимнастика
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу (при разнице температуры в поме - щениях) и другие в зависимости от условий ДОУ Воспитатели, инструктор по физической культуре
Дыхательная

гимнастика
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения. Педагог должен дать детям инструкции по проведению гигиены полости носа перед проведением процедуры Все педагоги 10

Пальчиковая

гимнастика
С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время. Воспитатели
Гимнастика

для глаз
Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, педагог должен показать, как выполнять упражнения Все педагоги
Психогимнастика
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы Воспитатели, инструктор по физической культуре, педагог-психолог
Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность технологии, Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы Воспитатели, инструктор по физической культуре, педагог-психолог
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку важность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Воспитатели, ст. медсестра, инструктор по физической культуре
Подвижные и

спортивные игры
� Как часть физкультурного занятия  на прогулке  в групповой комнате - с малой и средней степенью подвижности Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка местом и временем ее проведения. В ДОО используем лишь элементы спортивных игр. Воспитатели, инструктор по физической культуре
Динамические паузы
Во время занятий, 2-5 минут, по мере утомления детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики борьбы с утомлением. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Воспитатели 11

Закаливание
Ежедневно после бодрящей гимнастики Обширное умывание по технологии Б.С. Толкачева Ребёнок должен:  Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.  Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».  Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».  Намочить обе ладошки и умыть лицо.  Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо. Воспитатели
Использование

в

образовательном

процессе

здоровьесберегающих

технологий

парциальных

программ

Урок

здоровья

по программе

«Здравствуй!» М.Л.

Лазарева
1 занятие в месяц с детьми старшего дошкольного возраста Дается познавательный материал в сочетании с практическими заданиями. Имеет обучающий характер. Воспитатели
Пятиминутка

здоровья

по программе

«Здравствуй!» М.Л.

Лазарева
Проводится в соответствии с циклограммой свободной нерегламентированной деятельности Предполагают тренинг, необходимый для развития навыков ребенка, закрепление сформированных знаний Воспитатели, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, педагог-психолог
Оздоровительная

пауза

по программе

«Здравствуй!» М.Л.

Лазарева
12

Занятие

по разделу

«Безопасность»
по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркиной Р.Б., Князевой О.Л., Авдеевой Н.Н. 1 занятие в месяц с детьми II младшей, средней, старшей, подготовительной групп Проводятся занятия по разделам:  Ребенок и другие люди  Ребенок и природа  Ребенок дома  Здоровье ребенка  Эмоциональное благополучие ребенка  Ребенок на улице На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на нее, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребенок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий. Воспитатели, педагог-психолог
Работа по ОБЖ:
 Беседы по иллюстрациям.  Дидактические игры.  Подвижные игры.  Сюжетные игры. Проводится в соответствии с циклограммой свободной нерегламентированной деятельности Работа направлена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений. Воспитатели, педагог-психолог 13
Приложение 2
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ!» М.Л. ЛАЗАРЕВА в МБДОУ д/с № 44
14
15
16


Яндекс.Метрика