Наименование материала: Консультация для родителей "Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей средней группы".
Тема: "Консультация для родителей"
Описание:
Консультация для родителей "Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей средней группы".1
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в формировании
элементарных математических представлений у детей средней группы».
«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости
они получают, когда мы, отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут с ними
поиграть. Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку?
Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. Игра
средство познания окружающего мира.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба,
игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие
развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей,
направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычно неигровых
условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. Наиболее
трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика.
Формированию у детей математических представлений способствует использование
разнообразных дидактических игр. Дидактические игры - игры, в которых познавательная
деятельность сочетается с игровой деятельностью.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура.
Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью
обучающего и воспитательного действия. Вторым элементом является содержание. Успешность
игры - в её результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющего багажа и
умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют
характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвёртый
элемент -игровые действия, поступки, каждый участник игры для достижения результата. Они
активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент - результат. Показатель уровня
достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний:
иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра -
это «поиск и открытие», и всегда игра - это радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения
эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и
наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и
доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у
дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
1.
Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку»
и т. п. Задача этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
1.
Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим
медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по
цвету.
- На закрепление формы предмета: «Какой это формы? », «Круг, Квадрат», «Заплатки для
коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать
предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия. -
на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим
мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
3.
Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери
колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по
цвету, величине.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития
детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес
даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые
действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к
самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений
у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий
мир, и расширить его кругозор.
В результате систематической работы у детей появился устойчивый интерес к приобретению
математических знаний.
Литература.
1.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: М.
Просвещение, 1990.
2.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике.- 2-е изд.-М.:
Просвещение , Учебная литература, 1996.
Петерсон Л.Г., Холина Н,П, Раз-ступ