Учебное заведение: мадоу81 Центр развития ребенка "Детский сад "Конек Горбунек"
Населённый пункт: Красноярский край г.Норильск
Наименование материала: конспект
Тема: "Знакомство с растительным миром тундры"
Описание:
Способствовать формированию представления о растительном мире севера Красноярского края в Норильском промышленном районе.
Развитие интереса к изучению природы родного края, расширение кругозора детей.
Воспитание бережного отношения к природе, чувство гордости за свой край.
Конспект прогулки в тундру р-н Талнах в г. Норильск
Цели:
Способствовать формированию представления о растительном мире севера Красноярского
края в Норильском промышленном районе.
Развитие интереса к изучению природы родного края, расширение кругозора детей.
Воспитание бережного отношения к природе, чувство гордости за свой край.
Воспитатель: Ребята! Мы сегодня с вами идем на экскурсию в тундру, наше полярное лето
холодное и непродолжительное, но за короткий период тундра просто преображается,
оживает и расцветает природа. Давайте вспомним чего нельзя делать в тундре?
Дети: шуметь, т.к. можно напугать птиц и зверей; рвать и топтать цветы, т.к. они потом не
смогут больше вырасти и будет некрасиво, ломать ветки, т.к. дереву больно; оставлять
мусор после себя.
Воспитатель : Берегите нашу тундру, эту воду, даже малую былиночку любя, берегите
всех зверей, берегите всё вокруг себя!
Воспитатель: Но чтобы дойти до тундры, мы должны пройти через улицу, по которой
ездят машины. Сейчас мы с вами станем пешеходами. А для пешеходов существуют
определенные правила дорожного движения. Давайте их вспомним. Но прежде, чем
отправиться в путь давайте разомнемся.
Физкультминутка.
Дорога не тропинка
Дорога не канава.
Сперва смотри налево.
Потом смотри направо.
Налево гляди.
На право гляди
Без спешки дорогу переходи.
Дети: ходить можно только по тротуару; переходить дорогу по пешеходному переходу.
Воспитатель: Дети, а ведь у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Кто знает
загадки о них?
Ребенок:
Днем и ночью я горю, всем сигналы подаю, есть три цвета у меня. Как
зовут меня, друзья? (Светофор.)
Воспитатель. А есть ли еще помощники у пешехода?
Ребенок:
Посмотри, силач какой: на ходу одной рукой
Останавливать привык пятитонный грузовик. (Милиционер-регулировщик.)
Воспитатель. Дети, а что обозначают сигналы светофора?
Дети (хором)
Красный — стой, желтый — жди, а зеленый — проходи!
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы с вами пойдем на улицу. Не забывайте правила для
пешеходов!
(Путь до тундры, наблюдение за дорогой).
Воспитатель: Вот мы и пришли!(Выбрали большую поляну)
В нашей тундре произрастают множество видов разнообразных растений такие как:
пушица, камнеломка, одуванчики, золотистые полярные маки, голубые незабудки,
багульник, колокольчики, ветреница и многие другие. Посмотрите какое разнообразие. А
некоторые виды растений такие как полярные маки, сон -трава, купальница (в народе эти
цветы называют жарки, потому что они имеют ярко оранжевый цвет) вот они, занесены в
красную книгу и находятся под охраной государства, давайте их внимательно рассмотрим.
А сколько здесь ягод! Морошка, голубика, брусника, черника. Ещё в тундре много грибов,
так что природа щедра на дары. Давайте пройдемся по траве, рассмотрим растения,
полюбуемся ими (взрослые и дети гуляют на поляне, любуются растениями, цветами,
насекомыми, уточняют названия, находят в траве жучка, рассматривают его внешний вид,
как передвигается, что делает, куда ползет).
Воспитатель : Ребята, здесь в тундре растут вот такие кустарники, низкие деревца, а на
земле – подушка из трав, мягкого мха, лишайников. Эти растения тесно переплелись
между собой, чтобы проще было выжить. Часто они скрывают болото, так что в эту
мягкую подушку легко провалиться.
Красота тундры нежная, несмотря на всю свою суровость. Когда человек наносит ей урон,
она восстанавливается долгие годы. Об этом надо помнить и беречь природу тундры.
Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка -
это маленькая рана, нанесенная природе. Хоть и короткое в тундре лето, но какой яркой,
необычно красивой становится она в это время года. Нежная, сочная зелень кустов, травы,
ярким ковром покрывает ее.
Воспитатель : Назовите деревья, кусты, цветы, которые растут в тундре? А вот таких ягод,
как у нас на Севере нет нигде . "Есть на Севере моем ягода морошка. Вам понравится она
-съешьте хоть немножко".
С какими растениями, которые растут в тундре, вы знакомы?
Дети перечисляют.
Появление сказочного героя Тундровичка:
- Здравствуйте, ребята! Что это вы тут делаете? В моей тундре балуетесь, ветки ломаете,
птиц пугаете?
Дети: Нет, мы знаем, как себя вести в тундре! Мы тундру любим, вот послушай:
«Жарки»
Дождь, как сторож осторожный,
Заливал пожар таёжный,
Но пожар на этот раз
Разгорался, а не гас.
Ярко-рыжими огнями
Расцветал он перед нами.
Догадайтесь, почему
Дождь понравился ему.
Не беру огонь руками,
А любуюсь я жарками.
„ Мой снежный край „
Мой снежный край, моя отрада,
Я здесь живу, я здесь пою.
Другой мне родины не надо,
Я не хочу, ведь я люблю...
Люблю обширные просторы,
Вечерней тишины красу,
Люблю все наши разговоры,
Про долгожданную весну.
„ СЕВЕР„
Ах, Север, милая страна,
Держава комарья и света,
Где на заре рыбачья сетка
Сигов непуганых полна.
Здесь дремлют тысячи озёр,
Щедры брусничные поляны.
И всё, что враз охватит взор
Голубизною осияно.
Тундровичок: Ну ладно, раз вы такие хорошие да пригожие поиграйте-ка со мной в игру
"Охотники и куропатки".
Условия игры: Под звуки баргана, "куропатки" летают по поляне, на окончание звуков
баргана, "куропатки" приседают и накрывают голову руками, а охотники ходят между
ними, кто пошевелится, того охотники забирают с собой.
Тундровичок:
А кого из животных называют "хозяином тундры"? (олень)
Чем питается олень? (ягель, кора от кустарников, деревьев, мох).
Какую пользу приносит людям? (мех, еда, перевозит вещи, возит нарты для охотников и
рыбаков, из шкуры строят чум)
Тундровичок: Вижу , что любите свой край и многое знаете, молодцы, ну а я прощаюсь с
вами .Воспитатель: ребята и нам пора возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с
тундрой словами долганской поэтессы Огды Аксеновой :
"Я с малых лет люблю Таймыр,
Укрытый тундровым покровом,
Здесь Родина моя, мой мир,
Мои снега и теплый дом.
Земля моя из года в год,
Богаче, радостней, сильней.
Жизнь украшая, мой народ,
Живет под солнцем новых дней.
Итог. Любите свой край, свою родину. Храните ее богатства, ее красоту.
Возвращение в детский сад
.