Морозова Нина Александровна,
воспитатель МБДОУ г.Мурманска №140.
Тема: «Формирование читательского интереса к художественной
литературе у детей старшего дошкольного возраста
посредством сочинения сказок»
Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства. Со сказки
начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром
взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Цель проекта: развитие интереса к художественной литературе.
Задачи проекта: познакомить с классификацией сказки и ее
композицией; побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок
с опорой на алгоритм; воспитывать у дошкольников познавательный интерес
к художественному слову, произведениям детской литературы и народного
творчества, к собственному сочинительству.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Предполагаемый результат:
Сформировать устойчивый интерес к русским народным сказкам,
зарубежным сказкам и литературному творчеству разных народов мира.
Сформировать интерес к собственному сочинительству.
Оформление рукописных книг сказок, сочиненных детьми.
Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок
I этап. Подготовительная работа с детьми
Цель: развить детское воображение, расширить запас знаний и
сведений об окружающей действительности, обогащение словарного запаса.
Знакомство детей с новыми сказками, стишками, пословицами,
прибаутками, загадками, закрепление прежнего запаса произведений
фольклора. Чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций.
1
Упражнения на развитие словаря детей: придумывание эпитетов,
дидактические игры и упражнения: “На что похоже?”, “Придумай и скажи”,
прием словоизменений: “Измени слово”, “Цепочка слов”, придумывание
синонимов и антонимов к словам.
Познакомить детей:
-с классификацией сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные);
-построением сказочного сюжета (композиция сказки: присказка, зачин,
завязка, развитие действия кульминация, концовка);
-характерными особенностями жанра сказки (метафоричность, иносказание,
фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, наличие
волшебных предметов и др.).
II этап. Продуктивная творческая деятельность детей
Цель: учить отражать эмоциональное отношение ребёнка к
художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование,
изготовление атрибутов к драматизации.
III этап. Сочинение сказки
1.Формы работы по сочинению сказки:
-коллективная (один ребенок придумывает, что происходило с персонажами
раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий –
последующие действия, поступки героев, чем закончились их приключения);
подгрупповая, в паре-тройке; индивидуальная (придумывание собственной
сказки).
2.Методы работы со старшими дошкольниками по обучению
сочинению сказок:
-“сказка-калька” (по схеме известной сказки создается новая, похожая по
смыслу, но с другими персонажами, действиями), сказки с новым концом,
коллаж из сказок, сказки по-новому, «перевирание» сказок ( «Три медведя
заблудились и попали к девочке домой, дома никого не было, как повели себя
медведи?»), эксперименты в сказках, цветные сказки, сказки от превращений,
2
случайные сказки, экологические сказки, сказки из загадок, пословиц,
считалок, стихов.
3.Приемы:
-использование моделирования и символики при обучении сочинению сказок.
-приёмы сотворчества – ребенок сочиняет сказку, а взрослый (педагог или
родитель) записывает. Затем содержание сказки оформляется в самодельную
книжку. В них записываются сочиненные детьми истории. Дети
самостоятельно иллюстрируют их содержание.
IV этап. Разыгрывание сюжета сказки
Цель: развивать творческие способности в инсценировках, игре-
драматизации, театрализованных играх и других видах исполнительской
деятельности по знакомым сказкам .
V этап. Совместная деятельность с родителями
Цель: подвести родителей к пониманию важности развития у детей
словесного творчества и воображения; развития креативности и
самостоятельности в процессе составления текстов сказочного содержания.
- Сочинение сказок с детьми дома, оформление книг совместно с
родителями.
- Выставки совместного творчества родителей и детей.
Основное в работе по сочинению сказок: познакомить детей с художе-
ственными особенностями сказки, ее композицией: завязка, развитие дей-
ствия, кульминация, концовка. То, что сказка всегда несет добро, добро побе-
ждает зло. Отсюда у ребенка радостные эмоции, положительный настрой на
жизнь (добрым быть лучше, чем злым), стойкие нравственные принципы. А
также расширение знаний и развитие интереса дошкольников к сказкам и, в
целом, к художественной литературе.
3