Напоминание

"Организация тематических прогулок- трудовых акций"

Автор: Лопатина Роза Михайловна

Должность: лопатина Роза Михайловна

Учебное заведение: МБДОУ"Снегурочка"

Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО

Наименование материала: презентация :Методические рекомендации

Тема: "Организация тематических прогулок- трудовых акций"

Описание:

Современные требования к обновлению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4824

Опубликовано 19.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации







Наряду с традиционной,

сложившейся годами структурой

прогулок с детьми можно

проводить тематические прогулки,

которые построены по принципу

доминирования вида детской

деятельности или являются

продолжением темы дня в

образовательном процессе.


прогулки-походы;

развлекательные прогулки с

персонажем;

прогулки –события;

спортивные прогулки;

прогулки – трудовые акции.


Трудовая акция (субботник) –

специально организованная

предметно-практическая трудовая

деятельность детей, ограниченная по

месту и времени проведения, которая

обозначена эмблемой, символом или

логотипом, для большей

заинтересованности детей.


преобладание трудо­вых поручений;

включение разных по организации форм труда

на улице в соответствии с сезоном и погодными

условиями;

сохранение общей двигательной активности де

тей;

выбор оптимальной нагрузки для каждого

ребенка в зависимости от его возможностей и

индивидуальных особенностей;

чередование видов труда с учетом его

характера.



Прогулки - трудовые акции
можно проводить регулярно, но не чаще двух-трех раз в месяц, поскольку значительное количество времени должно отводиться проведению трудовой деятельности с определенной целью.
Прогулки - трудовые акции:
- формируют у дошкольников понимание, что труд в природе - это серьезное занятие - воспитывают желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории. - учатся детей работать в коллективе, сообща.
Итог этого труда - это результат совместной

работы всех.


Детям младшего и среднего дошкольного

возраста поручают простейшие задания: сеять и

собирать крупные семена цветов, сажать лук,

поливать растения на грядках, собирать овощи.


Старшие дошкольники , в свою очередь, учатся трудиться во все времена года.

Осенью на участке они могут убирать овощи, собирать семена и сгребать листья. Дети

наблюдают за деятельностью взрослого по пересадке растений из грунта в уголок

природы, по перекопке грядок и клумб, при посадке деревьев и кустарников. Зимой

воспитанники могут убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц. С

наступлением весны дошкольникам поручают сеять крупные и мелкие семена, ухаживать

за растениями на огороде и в цветнике. Летом они могут поливать и подвязывать

растения, собирать урожай. Дошкольников учат правильно пользоваться инвентарем для

трудовой деятельности. Следует помнить, что максимальное время, отведенное для

выполнения старшими дошкольниками трудовых действий на прогулке, в старшем воз

расте не должно превышать 20-30 минут.


работать утром или вечером, а не в жаркие часы

дня;

материалы, инструменты для детского труда на

прогулке должны соответствовать

гигиеническим требованиям и правилам охраны

жизни и здоровья детей;

категорически запрещается давать детям для

работы то, что может создать малейшую

опасность получения травм или оказывать

неблагоприятное влияние на их здоровье и

физическое развитие.

Трудовые акции-прогулки носят четко выраженный сезонный характер. Прогулка – трудовая акция сочетает в себе: - наблюдения (за сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, прилетом и кочеванием птиц, трудом человека в природе и др.); - совместную трудовую деятельность детей и взрослых.

Этап

прогулки

Зима

«Покормим птиц зимой»

Весна

«Цветы проснулись»

Лето

«Наш огород»

Осень

«Листопад»

Предвари-тельная работа
Беседа о перелетных и зимующих птицах. Чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, энциклопедий, Изготовление кормушек совместно с родителями, съедобных украшений для птиц (подвески из желатина и корма для птиц) Беседа о весен-них изменениях в природе. Чте- ние художест-венной литера-туры, разучива-ние песен о весне, рассмат-ривание иллю-страций и энци-клопедий о рас-тениях. Рассмат-ривание семян цветов, замачи-вание семян. Подготовка ин-вентаря (малень-кие грабли, совочки, лейки) Беседа о росте и развитии растений в весеннелет-ний период, Рассматри- вание иллю-страций. Беседа о сезонных изменениях в при-роде. Чтение художественной литературы, разу-чивание стихов, песен об осени, рассматрива-ние иллюст-раций. Подготовка инвентаря (кор-зины, детские грабли, маленькие тачки, перчатки, мешки для мусора)
Рассказ воспита-теля,

наблюдения на прогулке
Педагог обращает внимание детей на сезонные изменения (стало холодно, выпал снег). Вопросы: «Почему птицам трудно зимой найти корм?» «Какие птицы прилетают на участок?» Весной природа просыпается, появляются первые растения, первоцветы, Вопрос: «Где растениям удобнее расти – на песке, камнях или на специально подготовленной почве?» Наблюдение за работой взрослого (перекопка цветника) Растения, по-саженные на огороде, нуж- даются в ухо-де. Нужно их поливать, пропалывать от сорняков, рыхлить зем- лю. Вопрос: «Какие рас-тения лучше растут и раз-виваются ? Те, за которы- ми человек ухаживает, или те, кото-рые растут без ухода?» Почему? Наб- людение за трудом взрослого. В тихую безветренную погоду золотые листья падают на землю. Почему так происходит?», Почему так происходит?», «Почему мало зеленых листьев?». Найдите самый большой (маленький), кленовый (березовый и др.) лист. «Шуршалки» - можно побродить по ковру из листьев и послушать , как они шуршат.
Трудовые

действия
Развешивание на деревьях кормушек, наполнение их кормом для птиц. Украшение деревьев подвесками-угощениями для птиц Уборка цветника после зимы, рыхление земли под руководством воспитателя, посев крупных штучных семян (календулы, цинии, бархатцев, настурции и др.) Полив растений. Вопрос: «Можно ли поливать в жару? Почему?» Уборка листьев. В сухую солнеч-ную погоду пред-ложить игру «Са-лют»: дети собирают по охапке листьев и по сигна-лу «Салют!» под-брасывают их. Игра проводится 3-5 раз. Плетение венка из кленовых листьев: прошивая палочкой одного листа дру-гой, можно собрать венок, цепочку, гирлянду из листь-ев. После того как дети вдоволь наиграются с листьями, можно предложить помочь дворнику и собрать листья в корзины
«Любование»

результатами

совместного

труда
«Посмотрите, как красиво стало на нашем участке! Птицам, наверное, тоже понравится...» «Как красиво и чисто на нашей клумбе! Рас тения улыбаются нам и благодарят» «Какой красивый огород у нас в дет-ском саду! Растения рады, что мы им помогли» «Какие замечательные украшения получились!», «Как чисто стало у нас на участке!»
Наблюдение за изменения

ми (на другой день, через

неделю)
Какие птицы прилетают к кормушкам? Фиксирование в календаре результатов наблюдений за птицами (в младшей группе прикрепляются изображения птиц, а в старшей можно использовать условные обозначения) Какие растения проросли пер-выми? Почему? Какие условия нужны для их роста и разви-тия? Фиксиро-вание со старшей группой в календаре результатов наблюдений два раза в неделю, их сравнение в конце месяца Какие растения лучше растут: те, за которыми ухаживает человек, или те, которые растут сами? Больше или меньше стало листьев? Какие листья лучше шуршат: сухие или мокрые?

Вывод:
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. В трудовых прогулках-акциях преобладают трудовые поручения. Каждый ребенок может принимать участие в коллективном труде, в процессе которого воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе - это не игра, не развлечение, а серьезное занятие.

Тематические прогулки в детском саду / К. Ю. Белая и

др.- М.: Перспектива, 2014.

Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения № 9 2013 / «Какими должны быть прогулки

с детьми дошкольного возраста» К.Ю. Белая.

Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения № 12 2013 / «Методические рекомендации

по организации тематических прогулок – трудовых

акций» К.Ю. Белая, Е.А. Каралащвили, Л.И. Павлова.


Желаем вам творческих

успехов!

Спасибо за внимание!



Яндекс.Метрика