Современные требования к обновлению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации.
•
преобладание трудовых поручений;
•
включение разных по организации форм труда
на улице в соответствии с сезоном и погодными
условиями;
•
сохранение общей двигательной активности де
тей;
•
выбор оптимальной нагрузки для каждого
ребенка в зависимости от его возможностей и
индивидуальных особенностей;
•
чередование видов труда с учетом его
характера.
Прогулки - трудовые акции
можно
проводить регулярно, но не чаще двух-трех раз в
месяц, поскольку значительное количество времени
должно отводиться проведению трудовой
деятельности с определенной целью.
Прогулки - трудовые акции:
- формируют у дошкольников понимание, что труд в
природе - это серьезное занятие
-
воспитывают желание участвовать в труде по уходу
за растениями, кормлению птиц, уборке территории.
- учатся детей работать в коллективе, сообща.
Итог этого труда - это результат совместной
работы всех.
Детям младшего и среднего дошкольного
возраста поручают простейшие задания: сеять и
собирать крупные семена цветов, сажать лук,
поливать растения на грядках, собирать овощи.
Старшие дошкольники , в свою очередь, учатся трудиться во все времена года.
Осенью на участке они могут убирать овощи, собирать семена и сгребать листья. Дети
наблюдают за деятельностью взрослого по пересадке растений из грунта в уголок
природы, по перекопке грядок и клумб, при посадке деревьев и кустарников. Зимой
воспитанники могут убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц. С
наступлением весны дошкольникам поручают сеять крупные и мелкие семена, ухаживать
за растениями на огороде и в цветнике. Летом они могут поливать и подвязывать
растения, собирать урожай. Дошкольников учат правильно пользоваться инвентарем для
трудовой деятельности. Следует помнить, что максимальное время, отведенное для
выполнения старшими дошкольниками трудовых действий на прогулке, в старшем воз
расте не должно превышать 20-30 минут.
•
работать утром или вечером, а не в жаркие часы
дня;
•
материалы, инструменты для детского труда на
прогулке должны соответствовать
гигиеническим требованиям и правилам охраны
жизни и здоровья детей;
•
категорически запрещается давать детям для
работы то, что может создать малейшую
опасность получения травм или оказывать
неблагоприятное влияние на их здоровье и
физическое развитие.
Трудовые акции-прогулки
носят
четко выраженный сезонный характер.
Прогулка – трудовая акция сочетает в себе:
-
наблюдения (за сезонными изменениями в
природе, ростом и развитием растений,
прилетом и кочеванием птиц, трудом
человека в природе и др.);
-
совместную трудовую деятельность детей и
взрослых.
Этап
прогулки
Зима
«Покормим птиц зимой»
Весна
«Цветы проснулись»
Лето
«Наш огород»
Осень
«Листопад»
Предвари-тельная работа
Беседа о перелетных и зимующих птицах. Чтение художественной
литературы, рассматривание картин, иллюстраций, энциклопедий,
Изготовление кормушек совместно с родителями, съедобных
украшений для птиц (подвески из желатина и корма для птиц)
Беседа о весен-них изменениях в природе. Чте-
ние художест-венной литера-туры, разучива-ние
песен о весне, рассмат-ривание иллю-страций и
энци-клопедий о рас-тениях. Рассмат-ривание
семян цветов, замачи-вание семян. Подготовка
ин-вентаря (малень-кие грабли, совочки, лейки)
Беседа о росте и развитии растений в
весеннелет-ний период, Рассматри-
вание иллю-страций.
Беседа о сезонных изменениях в при-роде. Чтение
художественной литературы, разу-чивание стихов,
песен об осени, рассматрива-ние иллюст-раций.
Подготовка инвентаря (кор-зины, детские грабли,
маленькие тачки, перчатки, мешки для мусора)
Рассказ воспита-теля,
наблюдения на прогулке
Педагог обращает внимание детей на сезонные изменения (стало
холодно, выпал снег).
Вопросы: «Почему птицам трудно зимой найти корм?» «Какие птицы
прилетают на участок?»
Весной природа просыпается, появляются
первые растения, первоцветы, Вопрос: «Где
растениям удобнее расти – на песке, камнях или
на специально подготовленной почве?»
Наблюдение за работой взрослого (перекопка
цветника)
Растения, по-саженные на огороде, нуж-
даются в ухо-де. Нужно их поливать,
пропалывать от сорняков, рыхлить зем-
лю. Вопрос: «Какие рас-тения лучше
растут и раз-виваются ? Те, за которы-
ми человек ухаживает, или те, кото-рые
растут без ухода?» Почему? Наб-
людение за трудом взрослого.
В тихую безветренную погоду золотые листья падают на
землю. Почему так происходит?», Почему так
происходит?», «Почему мало зеленых листьев?».
Найдите самый большой (маленький), кленовый
(березовый и др.) лист. «Шуршалки» - можно побродить
по ковру из листьев и послушать , как они шуршат.
Трудовые
действия
Развешивание на деревьях кормушек, наполнение их кормом для птиц.
Украшение деревьев подвесками-угощениями для птиц
Уборка цветника после зимы, рыхление земли
под руководством воспитателя, посев крупных
штучных семян (календулы, цинии, бархатцев,
настурции и др.)
Полив растений. Вопрос: «Можно ли
поливать в жару? Почему?»
Уборка листьев.
В сухую солнеч-ную погоду пред-ложить игру «Са-лют»:
дети собирают по охапке листьев и по сигна-лу
«Салют!» под-брасывают их. Игра проводится 3-5 раз.
Плетение венка из кленовых листьев: прошивая
палочкой одного листа дру-гой, можно собрать венок,
цепочку, гирлянду из листь-ев. После того как дети
вдоволь наиграются с листьями, можно предложить
помочь дворнику и собрать листья в корзины
«Любование»
результатами
совместного
труда
«Посмотрите, как красиво стало на нашем участке! Птицам, наверное,
тоже понравится...»
«Как красиво и чисто на нашей клумбе! Рас
тения улыбаются нам и благодарят»
«Какой красивый огород у нас в дет-ском
саду! Растения рады, что мы им
помогли»
«Какие замечательные украшения получились!»,
«Как чисто стало у нас на участке!»
Наблюдение за изменения
ми (на другой день, через
неделю)
Какие птицы прилетают к кормушкам? Фиксирование в календаре
результатов наблюдений за птицами (в младшей группе прикрепляются
изображения птиц, а в старшей можно использовать условные
обозначения)
Какие растения проросли пер-выми? Почему?
Какие условия нужны для их роста и разви-тия?
Фиксиро-вание со старшей группой в календаре
результатов наблюдений два раза в неделю, их
сравнение в конце месяца
Какие растения лучше растут: те, за
которыми ухаживает человек, или те,
которые растут сами?
Больше или меньше стало листьев?
Какие листья лучше шуршат: сухие или мокрые?
Вывод:
Труд становится средством воспитания тогда,
когда он носит систематический характер и в нем
участвуют все дети.
В трудовых прогулках-акциях преобладают
трудовые поручения. Каждый ребенок может
принимать участие в коллективном труде, в
процессе которого воспитанники приобщаются к
разным формам труда в соответствии с сезоном и
погодными условиями. У детей формируется
понимание, что труд на природе - это не игра, не
развлечение, а серьезное занятие.
•
Тематические прогулки в детском саду / К. Ю. Белая и
др.- М.: Перспектива, 2014.
•
Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения № 9 2013 / «Какими должны быть прогулки
с детьми дошкольного возраста» К.Ю. Белая.
•
Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения № 12 2013 / «Методические рекомендации
по организации тематических прогулок – трудовых
акций» К.Ю. Белая, Е.А. Каралащвили, Л.И. Павлова.