Напоминание

Русская культура ООД в средней группе "Приглашаем в гости к нам"

Автор: Шквира Татьяна Владимировна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ "ДС №29"

Населённый пункт: г.Благодарный

Наименование материала: Конспект

Тема: Русская культура ООД в средней группе "Приглашаем в гости к нам"

Описание:

На занятии дети знакомятся с историей русской культуры, ее обычаями, гостеприимством, играют в народные игры, отгадывают загадки.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4879

Опубликовано 25.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Приглашаем в гости к нам» Цель. Знакомить
детей с народными обрядами приглашения гостей в дом
, встречать
гостей хлебом-солью
. Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок. Содержание. Беседа о
русском
обычае встречать хлебом-солью Игра- упражнение «Вежливое обращение к
гостям
. Отгадывание загадок и повторение знакомых пословиц Развивающие задачи: Развивать интерес к
культуре русского народа
. Обогащать словарный запас, развивать память Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к
народному творчеству
, к
народным традициям
Используемый материал: каравай хлеба, солонка с солью, иллюстрации к игре «Найди предмет», обруч с лентами для игры. Словарная работа: рушник, хлебосольный,
гостеприимство
, радушный (приём). Ход занятия. Приход
гостей
. Входят
гости-дети
Хозяйка встречает
гостей
и вручает им хлеб – соль со словами: - Здравствуйте, люди добрые, Если величать, так на пороге встречать Добро пожаловать к нам в
гости
Милости просим.
Гости отламывают хлеб
, пробуют его. - Хозяюшка в дому Что оладушек в меду, Она прибирает, она подает, Она за всех отвечает. Хлеб да соль. Проходите,
гости дорогие
.
- Присаживайтесь. Хозяйка провожает их на место. Воспитатель. По
русскому
обычаю разрешите вручить вам хлеб-соль и
пригласить пройти в
«красный угол». (Самое красивое и удобное место) Существовал обычай встречать дорогих
гостей
на пороге дома с хлебом и солью. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особых случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным
гостям
. Поэтому соль стала одной из мер
гостеприимства
. Хлебосольный хозяин любил угощать своих
гостей
. Встретить
гостя
«хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и
гости
могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину, и желая ему процветания и достатка. Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Обычно хлеб, обязательно уложенный на
чистое полотенце
(рушник, выносила к
гостям
хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал
гость
. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого
гостя
, ему выставлялись лучшие блюда. Воспитатель. – Дети, кто из вас знает поговорки или пословицы про хлеб- соль? Дети. – Хлеб — батюшка, вода — матушка. – Хлеб — кормилец. – Без хлеба куска везде тоска. – Хлеб бросать — труд не уважать. – Без соли, без хлеба — худая беседа. Воспитатель.
Русский народ всегда отличался гостеприимством и

радушием
. Отношение к
гостю
на Руси было особенным.
Гостей
, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если
гостю
понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету. Воспитатель. Все мы на земле под богом ходим. Радуемся, любим и творим. Есть свои традиции в
народе
,
Праздник для души необходим! У нас сегодня праздник, к нам
гости пришли
! Будем играть и вас потешать И начнем нашу игру песней «К нам
гости пришли
». (муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен) К нам
гости пришли
, Дорогие пришли. Мы не зря кисель варили, Пироги пекли. А сейчас вдвоем Мы для вас споем. Вы похлопайте в ладоши, Мы плясать пойдем. Ты топни ногой, Да притопни другой. Я волчком крутиться стану, А ты так постой. Наш детский сад Дружбой славится. Приходите,
гости
, чаще, Если нравится Воспитатель. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Ответ
детей
) Тогда вы сейчас
будете отгадывать их
, и находить этот предмет-отгадку. Дидактическая игра «Найди предмет» (На столе разложены предметные картинки. Дети подбирают отгадки) Загадки Четыре брата под одной крышей стоят. (стол). Из ее большой трубы Дыма тянутся клубы.
Много можно в ней испечь, А зовется просто … (печь) Чёрный конь скачет в огонь. (кочерга). Не бык, а бодает Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, Сам в угол идёт! (ухват). Воспитатель. – До наших дней дошли поговорки, давайте их вспомним. Дети. – «Что есть в печи, все на стол мечи», «
Гостю щей не жалей
, погуще налей», «Доброму
гостю хозяин рад
.», «Хоть не богат, а
гостям рад
». Хозяйка. – Ай, да молодцы! Что же, ребята все сидим? Аль играть мы не хотим? Выходите, веселей. Поиграем поскорей! А игра у нас такая «Заря - заряница», ох, какая! Правила игры. Один из
детей
держит шест с прикреплёнными на колесе лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Один из участников - водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню: Заря – зарница, Красная девица По полю ходила, Ключи обронила. Ключи золотые. Ленты голубые. Раз, два-не воронь, А беги как огонь!
С последними словами игрового припева. Водящий дотрагивается до кого- нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоём бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется. Воспитатель. Вот и пришла пора нам прощаться с Хозяйкой. Есть такая поговорка: «В
гостях хорошо
, а дома лучше.» Хозяйка. До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем доме. Дорогим
гостям
, милым, детушкам. Мы всегда рады. Дети прощаются с Хозяйкой. Литература: О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «
Приобщение детей к истокам русской

народной культуры
» Рыбникова М. А.
Русские
пословицы и поговорки. М., 1961. Адаскина О. Н.
Русский фольклор
. – М.: АСТ, 2001. Иванцова Л. А.
Народные
и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство Март, 2009 Покровский Е. А.
Русские народные игры
: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. Раздел программы Н. Ф. Виноградовой «Познаем других людей и себя»
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Весёлые ложки» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры Задачи: Знакомить с предметами обихода – деревянными ложками, учить различать народные промыслы, любоваться красотой народного искусства. Углублять интерес к культуре русского народа. Содержание.: Знакомство с предметами обихода. Рассматривание деревянных ложек. Загадывание загадок о животных. Знакомство с театром ложек. Словарная работа: чурочки, баклуши, ложкари. Материал: кукла домовёнок Кузя, сундучок для ложек, ложки с нарисованными мордочками животных, ложки расписные, Ход ООД: Входят дети здороваются с Хозяйкой. Хозяйка встречает гостей: Ой, вы гости дорогие, Вы пожалуйте сюда. Приходите поскорее Занимайте здесь места. (Раздаётся стук) Ой, это вы стучите? Нет? А кто же это? (все прислушиваются) Это где-то здесь. (подходит к печи) Хозяйка достаёт из-за печки домовёнка Кузю. Кузя - А это я домовёнок Кузя. Вы меня узнали? Дети - Здравствуй, Кузя! Хозяйка - Дети приглашайте Кузю Дети - Милости просим в наш дом. - Хорошему гостю хозяин рад. - Гость на двор – хозяйке радость Кузя – Дети, я пришел со своим сундучком, а в нем лежит загадка:
Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду – Мимо рта я не пройду. Дети. - Ложка Хозяйка - Ребята, а для чего нам нужна ложка? (Ответы детей) - Давайте рассмотрим ложки, которые принес нам Кузя. Они все разные, есть расписные, есть ложки не расписанные, деревянные, маленькие, большие. (рассматривают) - А как вы думаете, кто их сделал? (ответы детей) - Да их сделали люди. Когда-то давным-давно люди ели деревянными ложками. Россия – страна богатая лесами и славилась она мастерами по обработке дерева. Издавна из осины, липы, берёзы выделывали лёгкую и прочную посуду. Дерево рубили и обтёсывали топорами, распиливали на небольшие чурочки – это заготовки для ложек, а назывались эти чурочки «баклуши». Эта работа лёгкая, большого труда не надо, и выполнить эту работу мог любой член семьи. После этого выдалбливали внутри, пока баклуша не приобретала вид ложки. Отделывали поверхность ложки женщины и дети, а окончательно подправляли их снова мужчины. Таких мастеров называли «ложкарями» Были ложки беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Вот такие (показ нераскрашенной ложки). Но каждому человеку хотелось, чтобы его ложка была по-своему интересна, хороша и красива, чтобы она не была похожа на другие. Люди раскрашивали ложки цветами, ягодами, составляли разные узоры. Вот посмотрите (показ раскрашенной ложки) - Давайте вспомним, как назывались заготовки для ложек (Чурочки. Баклуши) - А люди, которые делали ложки (Ложкарь) - А сейчас немножко разомнёмся (Физкультминутка): Ложка - это ложка, (Шагаем на месте.) Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши.) Кошка — это кошка, (Шагаем на месте.)
У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши.) Тряпка — это тряпка, (Шагаем на месте.) Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте.) Шапка — это шапка, (Шагаем на месте.) Оделся и пошел. (Прыжки на месте.) Кузя. - Дети, а еще ложками можно играть, как на инструментах. Давайте попробуем ими отбить ритм (дети вместе с Хозяйкой играют на ложках) Кузя А эти ложки расписаны в виде сказочных героев (демонстрация ложек). Рисовали на них мордочки героев различных сказок, украшали кусочками тряпок, ниточек. И показывали сказки детям - детские, а взрослым – взрослые сказки. Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать. (Кузя достает ложки с нарисованными на них животными после каждой отгадки.) Летом по лесу гуляет, Зимой беленький, а летом серенький Зимой в берлоге отдыхает. Никого не обижает, а всех сам боится. (Медведь) (Заяц) Рыжая птичница в курятник пришла, Кто осенью холодной Всех кур пересчитала и с собой унесла. Ходит злой и голодный? (Волк) (Лиса) На болоте проживает, Живет в норке, грызет корки. Ловит мух и комаров. Короткие ножки; боится кошки. Только «Ква» она и знает. (Мышь) Кто назвать её готов? (лягушка) - Как можно использовать такие ложки? (ответы детей). - Правильно, ими можно играть в театр. Показ сказки «Теремок»
Кузя – Дети, вы сегодня услышали, как в старину делали ложки, умело отгадывали загадки, показали, как можно играть на ложках, а ещё показали нам сказку «Теремок». Молодцы! Мне пора прощаться. До свидания! (Дети прощаются с Кузей) Хозяйка. – Нам тоже пора прощаться. До следующей встречи! Используемая литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. 3. О. Л. Князева, Маханева М. Д. «Приобщения детей к истокам русской народной культуры». 4. Сорокина Н. Ф., Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год. 5. Дыбина О. В. «Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников». – М. : ТЦ «Сфера», 1999 6. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников». – М. : ТЦ «Сфера», 2004 7. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
Консультация для родителей «Приобщайте детей к

истокам русской культуры»

Родная
культура
, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих
культурных достижений
, просеянных сквозь сито веков. Большое значение в развитии ребенка, в
приобщении его к истокам родного
, истинного
русского
творчества имеют произведения народного фольклора. Они включают в себя такие жанры как сказки, потешки, прибаутки, поговорки, загадки, заклички, частушки и т. д. Яркие эпитеты, текстовые повторы меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром, с
древнерусской культурой, с историей русского народа
. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны
чистотой
и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Об этом стоит задуматься всем, кто причастен к трудному делу формирования личности, а в первую очередь
родителям
, так как вы являетесь первыми педагогами
детей
. Очень важно знать, что устный народный фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд, играет огромную роль в духовном развитии ребенка, в его эстетическом воспитании, трогает сердце, питает любовь к своей земле и своему народу. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые сказки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы малые жанры
русского
фольклора входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Используя произведения устного народного творчества, необходимо помнить о возрастных особенностях
детей
. То, что подходит ребенку в раннем возрасте (колыбельные песни, пестушки, прибаутки) не интересно в старшем. Поэтому в своей работе с детьми можно широко использовать произведения устного народного творчества в разных видах деятельности. На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе каких- то занятий эти произведения станут прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу или оценки того или иного вида деятельности.
Приобщение
ребенка к устному народному творчеству - очень важная и благородная задача, решить которую можем только мы с вами, уважаемые
родители!



Яндекс.Метрика