Напоминание

"Развитие воображения у дошкольников"

Автор: Светлова Лидия Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №30

Населённый пункт: р.п. Ржавки

Наименование материала: Статья

Тема: "Развитие воображения у дошкольников"

Описание:

Особенности развития воображения у современных детей дошкольного возраста.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=488

Опубликовано 13.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Развитие воображения современных дошкольников
Развитие воображения является важнейшим компонентом полноценного становления ребенка как личности в будущем, так как в дошкольном возрасте формируется психика ребенка. Психологи, которые изучали воображение, отмечали важную его роль в познавательном развитии ребенка. В мире информационных технологий и глобальной компьютеризации невозможно абсолютно изолировать ребенка от телевизора, мобильного телефона, планшета и компьютера. Современные дети привыкли принимать все в готовом, красочном виде. Для получения удовольствия им достаточно нажать кнопочку и ждать результата что, конечно, значительно тормозит развитие воображения ребенка, которое является важнейшим психологическим новообразованием дошкольного детства. Возможность делать что-то новое, необычное, закладывается с детства, посредством формирования психических функций, таких как мышление и воображение. Воображение дошкольника начинает развиваться на границе раннего и дошкольного возраста. Оно не развивается само собой, а складывается и развивается на основе игровой, изобразительной деятельности, через восприятие художественных произведений. Дошкольнику нужно помогать преумножать арсенал способов самовыражения, чтобы замысел его стал видимым, осязаемым, доступным окружающим его людям. Необходимо предоставить ребенку возможность познать мир и манипулировать с ним, всячески содействовать и поощрять познавательную первоначальную деятельность. Ввиду этого имеет большое значение, чтобы взрослые соответствующим образом организовывали эту деятельность дошкольника и руководили ей, так как дошкольный период, ученые называют сенситивным, т.е. особенно благоприятным для развития воображения. И если на данном этапе воображение намеренно ни как не развивать, в дальнейшем начинается стремительное снижение активности данной функции. Совместно с уменьшением способности придумывать у ребенка обедняется личность, снижается потенциал творческого мышления, угасает внимание к искусству и науке. Роль воображения очень важна в психической деятельности людей. Воображение рассматривается, как специфическая способность человека созидать новые образы в результате мысленного преобразования имеющихся образов-представлений. Одним из важных условий для развития воображения является адекватная, полифункциональная предметно-развивающая среда, которая может легко изменяться, с возможностью использования разных атрибутов с наличием предметов-заместителей
(природный либо бросовый материал, многофункциональные игрушки), которые в свою очередь стимулируют детей к созданию новых игровых замыслов. В игре ребенок развивается, усваивает что-то новое. По утверждению Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева воображение является результатом игры. Методические рекомендации: - важно развивать у детей дошкольного возраста детское экспериментирование, которое подразумевает самостоятельную ориентировочную деятельность ребёнка с неизвестными ему до этого предметами, создавать условия для формирования одной из важных частей функции воображения – личного опыта ребёнка; - ещё одной частью воображения, которую важно формировать у детей дошкольного возраста, является наличие особой внутренней позиции. Данная позиция даёт возможность дошкольнику руководить предметной ситуацией, анализировать её в целом и быть отделённым от неё. Существование такой позиции позволяет не адаптироваться к предложенной задаче, а подчинить её себе, освоить её содержательные особенности. Развитие у детей дошкольного возраста происходит поэтапно, причём решающее значение при этом имеют основные виды детской игры; - имеет большое значение использовать сюжетно-ролевые игры типа «Волшебник», где сам образ даёт детям возможность ощущать себя всемогущим. Проигрывание таких ролей способствует тому, что дошкольник начинает чувствовать себя субъектом деятельности и тем самым обретает умение осваивать ситуацию; - особое место при развитии воображения имеет концепция отношений ребёнка с взрослым и сверстниками. При этом необходимо принимать во внимание, что отношения Ребёнок-Взрослый и Ребёнок-Ребёнок неоднородны. Таким образом, в отношении Ребёнок-Взрослый может быть равноправным партнёром по совместной деятельности, а может конфронтировать ребёнку как собственно взрослый. Отношения Ребёнок-Ребёнок в свою очередь предполагают с одной стороны, взаимосвязь разных партнёров, а с другой стороны – такие отношения, где ребёнок выступает в роли взрослого. При развитии воображения чрезвычайно важен именно второй аспект отношений ребёнка. В дошкольном возрасте исполнение ребёнком роли взрослого ставит его в позицию «обучающего». Дошкольник учит других детей тому, чему он сам научился, придумывает и рассказывает сказки, показывает спектакли, распределяет роли, организует игру. Это помогает детям по-новому оценить уже известные ситуации, лучше усвоить имеющиеся знания и умения и – главное – полнее включить воображение в свою жизнедеятельность.
В дошкольном возрасте требуется существование особой внутренней позиции, которая позволяет и предметный мир, и прошлый опыт подчинять смыслу ситуации, своим целям и желанию. Развитию воображения содействуют: ситуации незавершенности; разрешение и возможно вознаграждение большого количества вопросов; поощрение самостоятельности, независимых разработок; положительное внимание к детям со стороны взрослых. Развитию воображения мешают: комфортность; неодобрение воображения; строгие ролевые стереотипы; разделение игры и обучения; согласие на изменение точки зрения; восхищение авторитетами. Задание «Дорисуй картинку» Ребёнку показывают незаконченное изображение предмета и предлагают назвать его. Если узнать предмет не удаётся, то ребёнку оказывается помощь в виде загадок, а также наводящих вопросов. После того как ребёнок узнал предмет ему предлагают дорисовать и раскрасить картинку. Незаконченные картинки могут быть представлены ребёнку в виде точечного, частичного либо схемы изображения предмета. Изображения объектов можно объединить в смысловые группы ( например, мебель, транспорт, овощи и т.д.) и использовать на занятиях. Задание. «Дорисуй рассказ» Детям предлагают рассмотреть три картинки, которые объединены единым сюжетом. Затем на доске последовательно вывешивают эти картинки, но без первой, либо без последней. Ребёнку предлагают воссоздать рассказ полностью и нарисовать отсутствующую картинку. При выполнении заданий, относящиеся ко второму этапу развития воображения, либо аналогичных им, совершенствуются познавательные процессы детей, расширяются имеющиеся запасы знаний и представлений об окружающем. Задание. «Дорисовывание на основе данного элемента». Детям предлагают лист с изображением какого-либо абстрактного элемента или частью предмета. Задача ребёнка состоит в том, чтобы определить, что хотел нарисовать художник, и дорисовать картинку. Задание. «Сочини историю» Детям предлагают сочинить небольшую историю и нарисовать к ней картинку. Варианты историй: «В деревне», «В театре», «На море», «На экскурсии» и т.д. Главным условием для развития воображения является целенаправленное, поэтапное обучение. Допускается оказание адекватной помощи детям со стороны
взрослого при одновременном освоении ребёнком и структурных и операциональных компонентов воображения, а также при постепенном переходе деятельности ребёнка из внешнего плана во внутренний. Задание «Собери картину». Перед ребёнком раскладывают карточки с изображением предмета, (например, дом, девочка, цветок, солнышко, зайчик и т.д.) и просят составить из них картину и сочинить рассказ. Задания такова типа помогают актуализировать прошлый опыт, развивают целостное восприятие, воображение и речь.


Яндекс.Метрика