Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9 "Лесовичок"
Населённый пункт: село Тасеево
Наименование материала: исследовательский проект старший дошкольный возраст
Тема: "Разгадаем тайну камней"
Описание:
Детско-взрослый исследовательский проект, в ходе реализации которого, дети смогут ориентироваться в мире камня. Знать их свойства, особенности, значение и применение человеком. В исследовательской деятельности дети смогут экспериментировать и самостоятельно делать выводы.
Тема проекта: «Разгадаем тайну камней!»
Возрастная группа: старшая группа
Актуальность
Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение
знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в
освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и
закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в
экспериментирование обуславливает создание новых проявлений
способностей ребенка. Детская исследовательская деятельность работа
вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает
мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и
любознательность.
Проблема
В комплексно-тематическом планировании
больше внимания уделяется
растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало.
Цель проекта –
создать условия для расширения представлений о
разнообразии камней в природе, их значением в жизни людей, и развития
детской исследовательской деятельности
Задачи:
•
Развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей;
•
Обогащать словарный запас и совершенствовать монологическую
и диалогическую речь детей;
•
Развивать коммуникативные навыки детей;
•
Развивать мелкую моторику рук;
•
формировать мыслительные процессы: умение классифицировать
камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения,
делать выводы;
•
воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
•
Активизировать совместную деятельность с родителями по реализации
проекта
Для родителей:
•
Помочь детям в реализации проекта
Тип проекта:
исследовательский
Сроки выполнения: октябрь-ноябрь
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители,
воспитатели группы.
Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная,
восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская,
музыкально-художественная, трудовая, двигательная
Материально-технические ресурсы
Ноутбук, мультимедиа, музыкальный центр, фотоаппарат
Информационное обеспечение
•
Фотографии.
•
Видео презентации
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный:
•
Обсуждение цели и задач проекта с воспитателями с
детьми и родителями.
•
Подборка методической литературы по теме.
•
Подобрать художественную литературу для чтения
детям.
•
Подобрать дидактический материал, наглядные
пособия (альбомы для рассматривания, картинки, настольные
игры).
•
Составить перспективный план.
2 этап. Рефлексивно-диагностический:
•
Внесение необходимых изменений в план мероприятий в
свете проделанной работы.
3 этап. Практический:
•
Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
4 этап. Заключительный:
•
Обработка и оформление материалов проекта.
Презентация проекта.
Работа по проекту по образовательным областям согласно комплексно-
тематическому планированию:
Социально-коммуникативное развитие:
сбор экспонатов для музея камней (совместно с родителями)
Составление рассказа, «Какие бывают камешки».
Беседа «Кому нужны камни».
Знакомство с профессией ювелира. С.-р. Игра « Ювелир»
Целевая прогулка в котельную детского сада
Наблюдение и труд в уголке природы; на прогулке
Экскурсия в краеведческий музей села
Художественно-эстетическое развитие:
Рассматривание «Такие красивые горы».(ИКТ)
Рисование:
«Сувенир».(рисование на камнях);
«Самая красивая гора»
творческая коллективная работа «Сад камней»(коллаж)
«Камни рисуют!».
«Мамины любимые бусы» (лепка)
Конструирование из камней
Познавательное развитие и речевое развитие:
Беседы:
«Какими бывают камни?»
«Откуда родом камешки?»(ИКТ)
Поисково-исследовательская деятельность:
•
«Тонет – не тонет».
•
Рассматривание камней через лупу.
•
Выложите камни в ряд
•
«Могут ли камни издавать звуки?»
•
«Ящик ощущений».
•
Знакомство с украшениями, постройками, памятниками, сувенирами из
камней.
•
Пластилин – камень.
Чтение:
сказки Н. Серых «Приключения одного горного камня»;
Н. Рыжова «О чём шептались камешки»;
П.Бажова «Серебряное копытце»;
«Три поросенка»;
Дидактическая игры:
«Расположи камни по признаку»
«Волшебный мешочек»
«Выложи картинку из камней».
Презентация мини-музея камня(совместно с родителями)
Физическое развитие:
- подвижные игры «Выбей камушек из круга»,
«Попади в корзинку»,
«По каменной дорожке шагают наши ножки» (оздоровительная работа).
- Физкультминутка «Гора»
Прогнозируемый результат:
Дети могут ориентироваться в мире камня. Знать их свойства, особенности,
значение и применение человеком. В
детской
исследовательской
деятельности
дети смогут экспериментировать и
самостоятельно делать
выводы.
Продукт проекта -мини-музей камня.
Презентация мини-музея с участием родителей.
Список литературы:
•
Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. «Мини-музей в детском
саду»
•
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред.
Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа / авт.- сост.
Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 399с.
•
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие
для руководителей и практических работников ДОУ/ авт.-сост.: Л.С.
Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006