Перспективное планирование работы по теме самообразования
для детей младшей группы
(2016-2017 уч.год)
Месяц
Название
Цель опытно-
исследовательской
деятельности
Планируемые
результаты
Материал и оборудование
Сентябрь
Путешествие с
капелькой
Создать целостное представление о
воде, как о природном явлении;
Познакомить со свойствами
воды(жидкая, прозрачная ,без запаха
без вкуса)Дать понятие о значимости
воды в жизни человека; Воспитывать
бережное отношение к воде.
Умеют называть
свойства воды, его
значение ,умеют
находить слова
противоположные по
значению
Три емкости: пустая, с чистой водой,
окрашенная вода с добавлением
ароматизатора; пустые стаканчики.
Вода
прозрачная,
но может
менять цвет
Определять свойства воды. Вода
прозрачная, но может менять цвет.
Вода может нагреваться и нагревать
другие предметы.
Умеют делать выводы,
почему в воде видны
предметы, в воде можно
растворять красители
Стаканчики, краска.
Октябрь
Что в пакете?
Дать детям первоначальные
представления о воздухе, его
свойствах: невидим, без запаха, не
имеет формы.
Умеют называть
свойства воздуха. Делать
выводы в ходе
проведения опытов и
экспериментов.
Полиэтиленовые пакеты, баночки с
крышкой.
Поиски
воздуха
Обнаружение воздуха в окружающем
пространстве. Познакомить детей с
тем, что человек дышит воздухом.
Дать представления о том, что ветер –
это движение воздуха.
Умеют наблюдать,
анализировать,
сравнивать. Обобщать,
делать выводы;
использовать в своей
речи прилагательные,
согласовывать их с
именами
существительным.
Трубочки для коктейля, воздушные шары,
ленточки, емкость с водой.
Ноябрь
Песочная
страна
Выявить свойства песка, дать понятие
о песочных часах, создать целостное
представление о песке, как об объекте
неживой природы.
Умеют называть
свойства песка, делать
выводы в ходе
экспериментирования
Прозрачные емкости с песком, емкость с
водой,
Мы-
волшебники
Продемонстрировать свойства песка:
сыпучесть, рыхлость; изменение их
свойств при взаимодействии с водой.
Умеют называть
свойства песка, делать
выводы в ходе
экспериментирования,
умеют согласовывать
прилагательные с
существительными,
делают логические
заключения.
Прозрачные емкости с песком, емкость с
водой, палочки, сито.
Декабрь
Изготовление
цветных
льдинок
Познакомить детей с тем, что вода
замерзает на холоде, в ней замерзает
вода.
Умеют делать выводы, в
воде можно растворять
красители.
Стаканчики, формочки, краска, ниточки.
Снеговичок
Подвести детей к пониманию того, что
снег – это одно из состояний воды.
Умеют делать выводы и
заключения.
Снеговик, вылепленный из снега, емкость.
Январь
Волшебная
кисточка
Познакомить с получением
промежуточных цветов путем
смешивания двух основных.
Проявляют
любознательность и
интерес к
исследовательской
деятельности.
Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с
изображением двух цветовых пятен, листы
с тремя, нарисованными контурами
воздушных шаров.
Горячо-
холодно
Научить определять температурные
качества веществ и предметов.
Умеют называть
состояние воды,
используя в речи имена
прилагательные,
согласовывая их с
именами
существительными
Емкости с водой разной температуры,
ванночка.
Февраль
Вода, лед, снег.
Продолжать знакомиться со
Проявляют интерес к
Емкости с водой, формочки для льда.
свойствами воды, льда, снега,
сравнивать их, выявить особенности
их взаимодействия.
познавательно
исследовательской
деятельности. Называют
свойства льда ,снега
воды.
Наши
помощники
(органы
чувств)
Познакомить с органами чувств и их
назначением, с охраной органов
сувств.
Умеют делать
самостоятельно
умозаключения и
делиться впечатлениями.
Коробочки с дырочками, лимон, бубен,
яблоко, сахар, чайник с водой.
Март
Бумага, ее
качества и
свойства.
Научить узнавать вещи, сделанные из
бумаги, определять некоторые ее
качества ( цвет, структура
поверхности, степень прочности,
толщина, впитывающая способность)
и свойства ( мнется, рвется, режется)
Умеют называть
свойства бумаги. Делать
выводы в ходе
проведения опытов и
экспериментов.
Бумага, ножницы, емкость с водой.
Древесина, ее
качества и
свойства.
Научить узнавать вещи изготовленные
из древесины; определять ее качества (
твердость, структура поверхности –
гладкая, шершавая; степень
прочности)и свойства ( режется, не
бьется, не тонет в воде).
Умеют выделять
предметы, сделанные из
древесины, среди
множества других
предметов. Используют в
своей речи
прилагательные
описывающие свойства
пластмассы.
Деревянные предметы, емкости с водой.
Апрель
Ткань, ее
качества и
свойства.
Научить детей узнавать вещи из ткани,
определять ее качества (толщина,
структура поверхности, степень
прочности, мягкость) и свойства
(мнется, режется, рвется, намокает).
Умеют называть
свойства ткани. строят
предложения
грамматически
правильно.
Образцы хлопчатобумажной ткани,
емкости с водой.
Плавующие и
тонущие
предметы
Дать представления о предметах
плавающих и тонущих в воде.
Развивать умение классифицировать
Умеют
классифицировать
предметы по признакам :
Емкость с водой, предметы из металла,
пластмассы, древесины.
по признаку :тонет ,плавает .
тонет, плавает.
Используют в речи
признаки предметов:
резиновый, железный
пластмассовый.
Май
Передача
солнечного
зайчика
Показать на примере солнечного
зайчика, как можно многократно
отразить свет и изображения
предмета.
Умеют делать
самостоятельно
умозаключения и
делиться впечатлениями.
Зеркальце.
Плавающее
перо
Расширять представление об
использовании человеком факторов
природной среды, формировать
представление детей о значимости
чистой воды и воздуха в жизни
человека.
Умеют сравнивать,
обобщать; проявляют
интерес к познавательно-
исследовательской
деятельности.
Емкость с водой, перо.