Напоминание

"Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе кружковой работы. Работа с родителями".

Автор: Пурина Марина Геннадьена

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ Детский сад №77 "Ладушки"

Населённый пункт: город Новосибирск

Наименование материала: статья

Тема: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе кружковой работы. Работа с родителями".

Описание:

В статье автор делится опытом решения проблемы увлечения детьми игрушками-монстрами путем ознакомления дошкольников с русской народной куклой.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4908

Опубликовано 29.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МКДОУ г.Новосибирска детский сад комбинированного вида № 77 Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе кружковой деятельности. Работа с родителями. Подготовила воспитатель Пурина М.Г.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение, а просто так и таким, какой он есть. Поэтому в основе взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» и др. Так, в федеральном законе «Об образовании» в ст. 18 написано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Уходит в прошлое политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Родители должны быть уверенными в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.
Группу, в которой я работаю второй год посещают дети теперь уже дети старшего возраста. Поначалу я изучала и пыталась понять детей и родителей и они, соответственно, изучали меня. Могу отметить, если вначале отношение родителей ко мне было настороженное, в какой-то степени недоверчивое, то сейчас они в большинстве своем готовы сотрудничать. Для меня основным методом взаимодействия с родителями является общение, беседа, которая отличается неформальной атмосферой, при этом она не навязчивая и очень деликатная. Как правило, беседа проводится не спонтанно. В соответствии с намеченной целью я продумываю план беседы, выделяю ключевые вопросы. В процессе беседы стараюсь, чтобы родители почувствовали, что у меня нет иной цели, кроме оказания помощи. Это способствует росту доверия и повышает педагогическую эффективность беседы. Стараюсь проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребёнка, акцентирую положительные свойства, стараюсь создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.
Наблюдение как метод, также много может рассказать о семье. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. В эти моменты особенно бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах воспитания в данной семье, об отношении к дошкольному учреждению. Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.
Помня, что в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, мы стараемся вовлекать родителей, других членов семьи в подготовку и проведение праздников, развлечений, фотовыставок, в участие в конкурсах на лучшие поделки и рисунки. Одним из примеров совместного творчества был проект «Макет деревни», родители проявили большую фантазию, и вместе с детьми трудились над изготовлением колодцев, скотных дворов, стогов сена, прудов с водоплавающими птицами, плетеными заборами, избами и т.д. Они приносили поделки и говорили, что им самим это очень интересно.
Результаты наблюдений, подкреплённые данными, полученные с помощью других методов, дали мне возможность определить линии взаимодействия с семьями, усилить свою образовательную работу в группе по этим направлениям. Так, мы столкнулись с проблемой повального увлечения детьми игрушками- антигероями. Дети (в большинстве мальчики) стали приходить в детский сад с всевозможными монстрами, человеко-пауками, халками и т.д. При этом наметилась некая соревновательная тенденция – у кого игрушка страшнее, более вооружена. Мало того, мальчики стали приходить в футболках на груди которых «красовались» вышеперечисленные персонажи. Играя с подобными игрушками, мальчишки становились агрессивными, шумными. Когда просила рассказать об его игрушке, кто это, какой у нее характер, дети с удовольствием отвечали на вопросы, рассказывали, как они с папой в компьтерной игре победили очередного монстра, при этом дети с легкостью называли имена этих «тварей», перечисляли их до седьмого колена, что называется. А после прочтения русской народной сказки эти же дети испытывали трудности при пересказе.
Была проведена выставка совместных рисунков детей и их родителей «Наши увлечения». И что я увидела, наряду с увлечением театром, катанием на коньках, походами в горы, кто-то увлекается Халками и Человеко- пауками и считает это нормой для ребенка 4-5-6 лет. Ситуация, на мой взгляд, катастрофичная в плане перекоса в сторону чужой и чуждой, навязанной извне, культуры. То есть, героями современных детей больше не являются доблестные рыцари и отважные Иван-Царевичи, они не подражают смелым космонавтам, и морякам-подводникам – теперь они восторгаются и хотят быть похожими на разную нечисть со страшной наружностью и ужасной внутренней природой. И это неудивительно при том, что рынок наводнили монстры, игрушки с мертвенными, безобразными лицами и непропорциональными формами, телами, повторяющими персонажей современной мультиндустрии. Все бы ничего, но детей заставляют относиться к ним положительно, сопереживать им, восхищаться ими.
Было решено провести родительское собрание, на котором разговор шел об играх и игрушках, которыми играют наши дети. Родители на слайдах увидели, как играют дети, узнали о разновидностях игр. Большое внимание мы уделили игрушкам. Было объяснено, что большая часть подобных персонажей (Человек- паук, Халк, киборги, куклы-монстры, добрые вампиры и пр.) имеют устрашающую внешность, но позиционируются как добрые и хорошие. При этом основным их занятием является борьба с похожими на них, но злыми героями. Главная опасность таких двойных стандартов заключается в том , что они стирают грань между плохим и хорошим, добром и злом. Игрушки в виде монстров, мертвецов и вампиров могут привести к разрушению целостности психики ребенка, очень чувствительной в отличие от психики взрослого человека. Если родитель хочет показать ребенку, что в реальной жизни наряду с положительными героями бывают и отрицательные, следует покупать характерные игрушки, несущие некую смысловую нагрузку, например, Серого волка из сказки или того же трехглавого Змея Горыныча. Психологи бьют тревогу. Дело в том, что ребенку свойственно идентифицировать себя с игрушкой, с которой он играет: смотреть на мир ее глазами, разговаривать ее голосом и присущими ей репликами, примерять на себя те качества, которыми наделена его игрушка. Немудрено, что дети проявляют несдержанность, раздражительность, утрачивают человечность и милосердие. Примечательно, что игрушки-монстры не предполагают разнообразных совместных игр, лишь сюжет «охотник и жертва». К чему это может привести, понятно без лишних слов.
Куклы, изображающие молодую женщину или девушку-подростка, вполне подходят для коллективной ролевой игры девочек младшего школьного возраста. Однако не стоит покупать их дошкольницам, чтобы не вызывать интерес к тем сферам жизни (флирт, шопинг, карьера), к которым они еще не готовы. Были даны рекомендации с какими игрушками лучше играть детям 4-6 лет.
Разговор шел и об отношении к игрушкам. Конечно, материальное положение большинства позволяет многим покупать и покупать детям новые игрушки, что приводит к небрежному, потребительскому отношению. А ведь и старую игрушку можно преобразить и вызвать к ней повторный интерес и более бережное отношение. В группе откуда-то появилась кукла. Она была раздета, волосы ее были сваляны, лицо поцарапано, с ней никто не хотел играть. Обратила внимание детей на бедняжку, мы поговорили, чем мы можем ей помочь. Решили, что мы оденем эту куклу. Кто-то принес ткань, кто-то бусы, серьги и из «гадкого утенка» наша кукла превратилась в прекрасную куклу в русском национальном костюме. Назвали мы ее Россияночка. Теперь она приходит к нам на занятия, посвященные нашей Родине и стоит в патриотическом уголке.
Здесь же, на собрании, вниманию родителей был представлен проект кружка по изготовлению народной тряпичной куклы «Яркий лоскуток», целью которого является ознакомление детей и родителей с традиционной русской куклой, с тем, какими игрушками играли наши бабушки и прабабушки. Чтобы окончательно не потерять культурно- исторические ценности нашего народа, пришло время вспомнить о наших русских народных игрушках, которые с первой минуты захватывают своей яркостью, правдивостью, красотой. Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду, они были необходимы, чтобы передать накопленный жизненный опыт. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение.
Родители поддержали эту инициативу с удовольствием. И мы начали работу нашего кружка с прослушивания русских народных песен, поговорок, закличек, народных игр. Сначала рассматривали народных куколок. Обращали внимание на их одежду, фартучки, пояски, платочки. Современные игрушки дают мало возможности для фантазии, все уже придумано за детей, не часто дети пользуются и предметами-заместителями. Поначалу детей смущало, что у куколок нет лица, но я им объяснила, что когда-то девочки заворачивали в тряпочки поленце, играя, представляли, что их куколка то плачет, то смеется , то спит. Предложила и им представить, что в этот момент куколка плачет. Какое у нее лицо, пофантазируйте. Дети отвечали, что она широко открывает ротик, из глазок текут слезки. А теперь ваша куколка радуется. Что у нее на лице? (она улыбается и громко смеется). Таким образом, в процессе продуктивной деятельности у ребенка развивается фантазия, образное мышление, творческое воображение.
При изготовлении куколок самой большой сложностью оказалось завязывание узелков и бантиков. Времена шнурков канули, на смену им пришли всевозможные липы. Совместно с родителями учим детей вязать узлы. С удовольствием и большим желанием ребятишки делают своих куколок, гордятся ими, показывают родителям. Развиваются и коммуникативные навыки. Дети помогают друг другу в процессе работы, придерживают скрутку, пока завязывается узелок, придерживают пальчиком основание узелка, чтобы завязать второй и т.д.
Ох, уж эти трудные узелки!
! Давай, помогу!
Первый опыт работы с иглой
Дети знакомятся с убранством русской избы.
Мамы живо интересуются поделками, говорят, что дома все уши ребятишки «прожужжали» им про пеленашек и кувадок. Да и как можно не восхищаться народными куклами, вслушайтесь только в названия: веснянка, неразлучники, птица-радость, кубышка-травница, мамушка, рябинка и многие другие.

За время работы кружка «Яркий лоскуток», образовался небольшой музей народной куклы
Кукла ведучка - прообраз или символ нашей профессии, потому что это мы, педагоги- дошкольники, вводим малышей в этот мир, помогаем им делать первые шаги. Ну а с монстрами кто-то уже расстался и увлекся другими игрушками, а кто-то ничего с собой поделать не может, как сказал наш Данила. Так что работа продолжается!
Народная куколка сделает пальчики послушнее, души чище, а сердца добрее!


Яндекс.Метрика