Напоминание

"В гости к Ёжику"

Автор: Смирнова Юлия Васильевна

Должность: воспитатель первой категории

Учебное заведение: ГБДОУ №34

Населённый пункт: город Санкт-Петербург, Выборгский район

Наименование материала: Методическая разработка

Тема: "В гости к Ёжику"

Описание:

Данная разработка направлена на развитие речи детей старшей группы с использованием разных речевых игр.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4927

Опубликовано 01.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Конспект НОД в старшей группе № 4 «Почемучки»

по теме «В гости к Ёжику»

Образовательная область – речевое развитие

Цель:
создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, местах произрастания.
Задачи:

Образовательные:
- дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые грибы; расширить и активизировать словарный запас по теме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательный интерес; - развивать внимание при решении игровых заданий; - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; - развивать координацию слов и движений; - развивать мелкую и общую моторику; - обогащать зрительные впечатления.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Виды деятельности:
игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности:
игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе беседы.
Оборудование и средства:
игрушки –ёжик; печенье – «грибочки», лукошко, картинки с грибами, картинка- схема гриба, муляжи грибов, осенние листочки из цветного картона с загадками, магнитофон, Чудо- дерево (макет дерева),
Словарная работа:
грибница, споры, грибники.
Методические приёмы:
создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, пальчиковая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент.
Предварительная работа:
чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций, игры с зашумованными картинками.
Ход НОД:

I. Орг. момент:
(Дети сидят на стульчиках перед магнитной доской.)
Воспитатель:
Здравствуйте гости. Здравствуйте, ребята. Ребята я сегодня шла на работу и вдруг поднялся ветер и начался листопад. Вдруг вижу ко мне на ладонь упал вот этот лист. С какого дерева упал листок, узнали?
Дети:
Да, с клёна. Это кленовый лист.

Воспитатель:
Молодцы, правильно. Смотрите, а тут что-то написано. Это письмо из леса от Ёжика. Ёжик пишет, что собрал на зиму много припасов и хотел с вами поделиться. Но живёт Ёж далеко в лесу и путь к его норке долгий и трудный. Поэтому он просил меня вам помочь, подсказать дорогу.
Воспитатель:
Ребята Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то узнаем, что ёж любит больше всего собирать в лесу? (Загадка на кленовом листе): Кто сидит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки Встала шляпка из травы – Нет под шляпкой головы? (гриб)
Дети:
Это - гриб.
Воспитатель:
Правильно, молодцы! А давайте вспомним и расскажем все что мы знаем про грибы.
II. Основная часть.

1. Сообщение темы:

Воспитатель:
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов.
2. Беседа: «Гриб и его дом».
(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением.)
Воспитатель:
Ребята а вы помните что у каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?
Дети:
Под осиной нашли подосиновик.
Воспитатель:
Правильно, а под берёзой?
Дети:
Под берёзой нашли подберёзовик.
Воспитатель:
Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить,
мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?
Дети:
Это мухомор!
Воспитатель:
Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху, и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный. Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте в гости к Ёжику. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники – люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём ему гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся. (Воспитатель берёт в руки лукошко.)
3. Физкультминутка:
На горе растут дубы (руки поднять вверх) Под горой растут грибы (присесть) Мы в корзинки их собрали (наклон) Быстро к дому побежали (бег)
Воспитатель:
Ребята, но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:  Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;  Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;  Не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть;  Не собирать грибы у проезжей части;  Собирать только известные грибы;  Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать – можно повредить. Запомнили, а теперь вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Мишкой Топтышкой. Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Дети:
(Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник.)
Воспитатель:
Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только листьев.

4. Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку».

Воспитатель:
Кто гриб найдёт, берите листочек, на нём загадка. (Дети находят и подносят воспитателю муляж гриба и листочек из цветного картона с загадкой.)
Воспитатель:
Ну-ка, отгадайте, что это за гриб.
Загадка 1.
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью. Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
Воспитатель:
Ребята, возьмём этот гриб? Съедобный гриб-боровик?
Загадка 2.
Притаился незаметно Под берёзой в холодке, Гриб коричневого цвета На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
Загадка 3.
В шляпке розовой мохнатой, – но не выглядит растяпой. Будто плюшевое ушко, для соления ...(волнушка)
Загадка 4
. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)
Загадка 5.
Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, – На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. Отгадайте-ка ребята, а зовут их то… (опята)
Загадка 6.
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор) (Дети находят мухомор и сразу его узнают. Если не узнают, воспитатель читает загадку.)
Воспитатель:
Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? Ответы детей. Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, лось лечится мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной шляпке. (Дети находят ещё один гриб. Около него нет листочка с загадкой.)
Воспитатель:
А что же это за гриб, кто знает? (Дети дают противоречивые ответы или молчат.) И я тоже сомневаюсь? Запомните важное правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов: «Не знаешь, что это за гриб, не уверен, съедобный он, или нет, тогда не рви, пусть растет». Животным оставим.
Воспитатель:
Ох, ребята, долгая дорога к норке Ёжика, устали мы немного. Присядем на пенёчки, отдохнём. Прежде чем идти дальше. Я предлагаю пока мы сидим, размять наши пальчики.

5. Пальчиковая игра «За грибами».
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик сел и съел, Оттого и потолстел.
Воспитатель. Молодцы.
Ребята я убедилась, что названия грибов вы уже знаете. Я предлагаю поиграть в игру «Чудесные грибы» (с мячом)
6. Дидактическая игра «Чудесные грибы».
- Грибы какие? (Ответы детей: вкусные, полезные, питательные, съедобные, вареные, маленькие, крепкие, большие, червивые, несъедобные, жареные, соленые, маринованные)
Воспитатель:
Да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое дерево стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к Чудо-дереву) (Появляется из-за дерева игрушка – Ёжик.)
Ёжик:
Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели.
8. Дидактическая игра « Съедобное - несъедобное».
Ёжик называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают, если ядовитый – топают. Ёжик хвалит.
Воспитатель:
Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко съедобных грибов. Угощайся сам и угости своих друзей.
9. Сюрпризный момент.

Ёжик:
Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Спасибо за грибы. И я с вами поделюсь своими припасами. (Из-за дерева появляется лукошко с грибами – печеньем.) Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а волшебные. Как только съедите их, окажитесь снова в своей группе. До свидания. Приходите ещё! (Дети благодарят за угощение, съедают по 1 грибу)
III. Итог.

Воспитатель:
Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей. А за то, что вы хорошо со всем справились я дарю вам раскраски «Грибы леса».



Яндекс.Метрика