Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о
грибах, местах произрастания.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые
грибы; расширить и активизировать словарный запас по теме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развивать внимание при решении игровых заданий; - развивать
зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; - развивать
координацию слов и движений; - развивать мелкую и общую моторику; -
обогащать зрительные впечатления.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие
художественной литературы, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым
сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы
на вопросы в ходе беседы.
Оборудование и средства: игрушки –ёжик; печенье – «грибочки»,
лукошко, картинки с грибами, картинка- схема гриба, муляжи грибов,
осенние листочки из цветного картона с загадками, магнитофон, Чудо-
дерево (макет дерева),
Словарная работа: грибница, споры, грибники.
Методические приёмы: создание игровой ситуации, беседа, отгадывание
загадок, пальчиковая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент.
Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок о грибах,
беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций, игры
с зашумованными картинками.
Ход НОД:
I. Орг. момент:
(Дети сидят на стульчиках перед магнитной доской.)
Воспитатель: Здравствуйте гости. Здравствуйте, ребята. Ребята я сегодня
шла на работу и вдруг поднялся ветер и начался листопад. Вдруг вижу ко
мне на ладонь упал вот этот лист. С какого дерева упал листок, узнали?
Дети: Да, с клёна. Это кленовый лист.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Смотрите, а тут что-то написано. Это
письмо из леса от Ёжика. Ёжик пишет, что собрал на зиму много припасов
и хотел с вами поделиться. Но живёт Ёж далеко в лесу и путь к его норке
долгий и трудный. Поэтому он просил меня вам помочь, подсказать
дорогу.
Воспитатель: Ребята Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то
узнаем, что ёж любит больше всего собирать в лесу? (Загадка на кленовом
листе):
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы? (гриб)
Дети: Это - гриб.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А давайте вспомним и расскажем все
что мы знаем про грибы.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы:
Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни
листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что
есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно,
ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры –
это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов.
2. Беседа: «Гриб и его дом».
(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его
изображением.)
Воспитатель: Ребята а вы помните что у каждого гриба есть свой дом, где
он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. В
сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так
называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом
смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?
Дети: Под осиной нашли подосиновик.
Воспитатель: Правильно, а под берёзой?
Дети: Под берёзой нашли подберёзовик.
Воспитатель: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка
и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья,
в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички –
рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан
грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на
пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить,
мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая
белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались,
что это за гриб?
Дети: Это мухомор!
Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться
кверху, и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется
вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому
и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята,
знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба
длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте
в гости к Ёжику. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники –
люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём ему гостинец –
съедобные грибы, которые нам встретятся. (Воспитатель берёт в руки
лукошко.)
3. Физкультминутка:
На горе растут дубы (руки поднять вверх)
Под горой растут грибы (присесть)
Мы в корзинки их собрали (наклон)
Быстро к дому побежали (бег)
Воспитатель: Ребята, но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать
правила сбора грибов:
Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают
лес;
Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим
жителям леса;
Не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть;
Не собирать грибы у проезжей части;
Собирать только известные грибы;
Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать – можно повредить.
Запомнили, а теперь вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за
руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Мишкой
Топтышкой. Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Дети: (Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки
деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб,
не повредить муравейник.)
Воспитатель: Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только
листьев.
4. Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку».
Воспитатель: Кто гриб найдёт, берите листочек, на нём загадка.
(Дети находят и подносят воспитателю муляж гриба и листочек из
цветного картона с загадкой.)
Воспитатель: Ну-ка, отгадайте, что это за гриб.
Загадка 1.
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
Воспитатель: Ребята, возьмём этот гриб? Съедобный гриб-боровик?
Загадка 2.
Притаился незаметно
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
Загадка 3.
В шляпке розовой мохнатой, – но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко, для соления ...(волнушка)
Загадка 4 .
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)
Загадка 5.
Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.
Отгадайте-ка ребята, а зовут их то… (опята)
Загадка 6.
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)
(Дети находят мухомор и сразу его узнают. Если не узнают, воспитатель
читает загадку.)
Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не
положили? Ответы детей. Правильно, мухомор не надо в лукошко класть,
но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые
для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, лось лечится
мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной шляпке.
(Дети находят ещё один гриб. Около него нет листочка с загадкой.)
Воспитатель: А что же это за гриб, кто знает? (Дети дают
противоречивые ответы или молчат.) И я тоже сомневаюсь? Запомните
важное правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов: «Не знаешь,
что это за гриб, не уверен, съедобный он, или нет, тогда не рви, пусть
растет». Животным оставим.
Воспитатель: Ох, ребята, долгая дорога к норке Ёжика, устали мы
немного. Присядем на пенёчки, отдохнём. Прежде чем идти дальше. Я
предлагаю пока мы сидим, размять наши пальчики.
5. Пальчиковая игра «За грибами».
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
Воспитатель. Молодцы. Ребята я убедилась, что названия грибов вы уже
знаете. Я предлагаю поиграть в игру «Чудесные грибы» (с мячом)
6. Дидактическая игра «Чудесные грибы».
- Грибы какие? (Ответы детей: вкусные, полезные, питательные,
съедобные, вареные, маленькие, крепкие, большие, червивые, несъедобные,
жареные, соленые, маринованные)
Воспитатель: Да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое дерево
стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к Чудо-дереву)
(Появляется из-за дерева игрушка – Ёжик.)
Ёжик: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за
вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь
и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки
не затоптали, не шумели.
8. Дидактическая игра « Съедобное - несъедобное».
Ёжик называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный,
дети хлопают, если ядовитый – топают. Ёжик хвалит.
Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко
съедобных грибов. Угощайся сам и угости своих друзей.
9. Сюрпризный момент.
Ёжик: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Спасибо за грибы. И
я с вами поделюсь своими припасами. (Из-за дерева появляется лукошко с
грибами – печеньем.) Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а
волшебные. Как только съедите их, окажитесь снова в своей группе. До
свидания. Приходите ещё!
(Дети благодарят за угощение, съедают по 1 грибу)
III. Итог.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие
молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие?
Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что
делали? Ответы детей. А за то, что вы хорошо со всем справились я дарю
вам раскраски «Грибы леса».