Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Автор: Николаева Наталья Валерьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ д /с № 51

Населённый пункт: Таганрог

Наименование материала: статья

Тема: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Описание:

Аннотация: В статье рассматривается проблема здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования. Затрагиваются вопросы о методах и формах работы по укреплению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4928

Опубликовано 01.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Николаева Н.В Г. Таганрог МБДОУ № 51 Д0с «Дубравушка»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье рассматривается проблема здоровьесберегающих технологий в системе, дошкольного образования. Затрагиваются вопросы о методах и формах работы по укреплению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста. Ключевые слова : «Здоровьесберегающие технологии», здоровый образ жизни, мотивация на здоровье. «Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». (В.А.Сухомлинский) Одной из важнейших задач современного общества является формирование жизнестойкого, здорового подрастающего поколения. В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий, росте внутрисемейной напряжённости проблема здоровья детей является особенно актуальной. Исследования учёных показали, что здоровье человека на 7 - 8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка- дошкольника, культивирования здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, которые направлены на решение приоритетных задач современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей. Вопросами здоровьесберегающих педагогических технологий занимались такие учёные как Ю.В. Науменко, Н.К. Смирнов, С. Френе, М. Монтессори, В.Н. Зайцев, Л.В. Замков и др. Данная проблема в дошкольном образовании рассматривается неоднозначно и существует разные подходы в понимании того, как лучше и качественней подойти к проблеме здоровья детей. Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуре профессионального здоровья воспитателей ДОУ, и валеологическому просвещению родителей. Задачами здоровьесберегающих технологий являются сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для их своевременного и полноценного психического развития, обеспечить каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Отдельные приёмы этих технологий широко используются педагогами нашего детского сада в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в
режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребёнком и др. В нашем ДОУ активно проводятся мероприятия по оздоровлению детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Эта работа включает: 1. Комплексную диагностику и исследование состояния здоровья детей специалистами. Сюда входят следующие формы работы: осмотр детей медицинским персоналом ДОУ, осмотр детей специалистами детской поликлиники, диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ, выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду, диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам. 2. Рациональную организацию двигательной деятельности детей: - утренняя гимнастика; - физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения); - бодрящая гимнастика после сна; - ежедневный режим прогулок; - создание необходимой развивающей среды; - строгое соблюдение двигательного режима и режима дня; - проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности; - музыкальные занятия; - логоритмика; - хореография; - занятия по формированию здорового образа жизни; 3. Особое внимание в режиме дня педагоги ДОУ уделяют проведению закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости дошкольников. В связи с этим педагоги соблюдают чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения, рациональную и неперегревающуюся одежду детей, соблюдение режима прогулок во все времена года, занятия утренней гимнастикой и физкультурой. Сюда входит также комплекс процедур: - босохождение; - умывание; - ходьба босиком по «дорожкам здоровья», (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия); - воздушные ванны в облегчённой одежде; - гигиенические процедуры: умывание рук, лица, шеи; обливание ног в тёплый период года; - гимнастика на свежем воздухе в тёплый период года. Одной из закаливающих процедур в нашем детском саду является посещение бассейна 2 раза в неделю детьми подготовительных групп. Занятия плаванием обладают не только хорошим закаливающим эффектом, но и укрепляют иммунную систему, мышцы спины, снижают заболеваемость ОРЗ и ОРВИ. 4. Осуществление лечебно-профилактической работы. В ДОУ проводятся следующие мероприятия: - контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию; - подбор мебели в соответствии с ростом детей; - сбалансированное питание; - вакцинация против гриппа; - употребление в пищу чеснока и лука в зимний период; - употребление соков и фруктов; - кварцевание групп
5. Использование педагогами практически апробированных приёмов оздоровления детей в течении дня: - пальчиковая и артикуляционная гимнастика; - дыхательная и звуковая гимнастика; - общеразвивающие упражнения; - логоритмические и танцевальные упражнения; - физкультурные минутки и динамические паузы; - подвижные игры; - ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия) – после дневного сна; - игровой массаж; 6. В нашем дошкольном учреждении ведётся консультативно-информационная работа: - оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников; - проводиться целенаправленная работа пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания, формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы; - оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов; - информирование и консультирование по вопросам здоровьесбережения через сайт ДОУ; - активное привлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ; - индивидуальные консультации родителей педагогом-психологом; - проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий. Таким образом, использование в работе педагогами ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у дошкольников – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Литература: 1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Метод. пособие. – М.: Т.Ц. Сфера, 2. Л. Волошина. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. - 2004. – №1. – с. 114 - 117 . 3. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель», 2007 г. 4. Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009 г. 5. Е.И. Подольская, Формы оздоровления детей 4-7 лет, Издательство «Учитель» 2008 г. 6. И.В. Чупаха. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 – 143 с.


Яндекс.Метрика