"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Автор: Николаева Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д /с № 51
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Описание:
Аннотация: В статье рассматривается проблема здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования. Затрагиваются вопросы о методах и формах работы по укреплению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста.
Николаева Н.В
Г. Таганрог
МБДОУ № 51
Д0с «Дубравушка»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье рассматривается проблема здоровьесберегающих технологий в
системе, дошкольного образования. Затрагиваются вопросы о методах и формах работы по
укреплению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста.
Ключевые слова : «Здоровьесберегающие технологии», здоровый образ жизни,
мотивация на здоровье.
«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера
в свои силы». (В.А.Сухомлинский)
Одной из важнейших задач современного общества является формирование
жизнестойкого, здорового подрастающего поколения. В настоящее время в условиях
неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий, росте
внутрисемейной напряжённости проблема здоровья детей является особенно актуальной.
Исследования учёных показали, что здоровье человека на 7 - 8 % зависит от успехов
здравоохранения и на 50 % от образа жизни.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка-
дошкольника, культивирования здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи
являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие
технологии, которые направлены на решение приоритетных задач современного
дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья
субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Вопросами здоровьесберегающих педагогических технологий занимались такие учёные
как Ю.В. Науменко, Н.К. Смирнов, С. Френе, М. Монтессори, В.Н. Зайцев, Л.В. Замков и
др. Данная проблема в дошкольном образовании рассматривается неоднозначно и
существует разные подходы в понимании того, как лучше и качественней подойти к
проблеме здоровья детей.
Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребёнку – обеспечение
высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитания валеологической
культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической
компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи
здорового образа жизни. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры
здоровья, в том числе культуре профессионального здоровья воспитателей ДОУ, и
валеологическому просвещению родителей.
Задачами здоровьесберегающих технологий являются сохранение и укрепление здоровья
детей, создание условий для их своевременного и полноценного психического развития,
обеспечить каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период
дошкольного детства.
Отдельные приёмы этих технологий широко используются педагогами нашего детского
сада в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в
режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического
взаимодействия взрослого с ребёнком и др.
В нашем ДОУ активно проводятся мероприятия по оздоровлению детей с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Эта работа включает:
1. Комплексную диагностику и исследование состояния здоровья детей специалистами.
Сюда входят следующие формы работы: осмотр детей медицинским персоналом ДОУ,
осмотр детей специалистами детской поликлиники, диагностика речевого и внеречевого
дыхания логопедом ДОУ, выявление нарушений двигательной активности, координации
движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду,
диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по
нормативам.
2. Рациональную организацию двигательной деятельности детей:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования,
интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
- бодрящая гимнастика после сна;
- ежедневный режим прогулок;
- создание необходимой развивающей среды;
- строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
- проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
- музыкальные занятия;
- логоритмика;
- хореография;
- занятия по формированию здорового образа жизни;
3. Особое внимание в режиме дня педагоги ДОУ уделяют проведению закаливающих
процедур с учётом индивидуальных особенностей детей, способствующих укреплению
здоровья и снижению заболеваемости дошкольников. В связи с этим педагоги соблюдают
чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения, рациональную и
неперегревающуюся одежду детей, соблюдение режима прогулок во все времена года,
занятия утренней гимнастикой и физкультурой. Сюда входит также комплекс процедур:
- босохождение;
- умывание;
- ходьба босиком по «дорожкам здоровья», (закаливание, элементы рефлексотерапии,
профилактика плоскостопия);
- воздушные ванны в облегчённой одежде;
- гигиенические процедуры: умывание рук, лица, шеи; обливание ног в тёплый период
года;
- гимнастика на свежем воздухе в тёплый период года.
Одной из закаливающих процедур в нашем детском саду является посещение бассейна 2
раза в неделю детьми подготовительных групп. Занятия плаванием обладают не только
хорошим закаливающим эффектом, но и укрепляют иммунную систему, мышцы спины,
снижают заболеваемость ОРЗ и ОРВИ.
4. Осуществление лечебно-профилактической работы. В ДОУ проводятся следующие
мероприятия:
- контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
- подбор мебели в соответствии с ростом детей;
- сбалансированное питание;
- вакцинация против гриппа;
- употребление в пищу чеснока и лука в зимний период;
- употребление соков и фруктов;
- кварцевание групп
5. Использование педагогами практически апробированных приёмов оздоровления детей
в течении дня:
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- дыхательная и звуковая гимнастика;
- общеразвивающие упражнения;
- логоритмические и танцевальные упражнения;
- физкультурные минутки и динамические паузы;
- подвижные игры;
- ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования
(предупреждение плоскостопия) – после дневного сна;
- игровой массаж;
6. В нашем дошкольном учреждении ведётся консультативно-информационная работа:
- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса,
родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических
мероприятий для дошкольников;
- проводиться целенаправленная работа пропагандирующая общегигиенические
требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания,
формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием
физкультурно-оздоровительной работы;
- оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
- информирование и консультирование по вопросам здоровьесбережения через сайт
ДОУ;
- активное привлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;
- индивидуальные консультации родителей педагогом-психологом;
- проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Таким образом, использование в работе педагогами ДОУ здоровьесберегающих
педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного
процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на
сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у дошкольников – стойкую
мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература:
1.
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Метод. пособие. – М.: Т.Ц. Сфера,
2.
Л. Волошина. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное
воспитание. - 2004. – №1. – с. 114 - 117 .
3.
О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная
работа, Издательство «Учитель», 2007 г.
4.
Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство
«Учитель» 2009 г.
5.
Е.И. Подольская, Формы оздоровления детей 4-7 лет, Издательство «Учитель» 2008 г.
6.
И.В. Чупаха. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003
– 143 с.