Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №43 "Тюльпанчик"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Междуреченск
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Фоновая музыка в жизни детского сада"
Описание:
Данная статья обращает внимание педагогов в дошкольном учреждении на роль музыки не только на музыкальных занятиях, проводимых специалистом, но и в жизни ребенка в остальное время пребывания в детском саду. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой,расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Большое значение имеет не только обучение, но и стихийное восприятие музыки. Репертуар подбирается специалистом, опираясь на возрастные особенности детей, характер музыки, вид деятельности. В данной статье делается акцент на то, как грамотно использовать музыку в разных видах жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Фоновая музыка в жизни Детского сада!
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного
процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей
актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве
детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способству-
ет созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе
всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного раз-
вития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности
детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского
сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан
с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осо-
знанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской
жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия
происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к вы-
воду: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опы-
та восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музы-
кальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, старший воспитатель.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных ме-
тодов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образователь-
ного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательно-
го процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения
и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творче-
ской активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, преду-
преждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психо-
логических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд,
конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности актив-
ного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно
обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содер-
жание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном вос-
приятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко,
как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии опре-
деляется воспитателем.
Занятие. Степень активности восприятия музыки.
* Развитие речи Активное и пассивное
* Математика Пассивное
* Ознакомление Активное и пассивное
с окружающим миром
* Ручной труд Пассивное
* Конструирование Пассивное
* Рисование Активное и пассивное
* Физкультура Активное и пассивное
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной дея-
тельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют
только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных
впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повсед-
невной жизни активизируют оценочную лексику детей на занятиях по ознакомле-
нию с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей яв-
ления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогаще-
ний и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобра-
зительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять
звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкаль-
ные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на вырази-
тельность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты ( приём детей
утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально
комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работни-
ком поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответ-
ствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности
психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет
на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в тече-
ние дня.
Примерное расписание звучания фоновой музыки.
Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с воз-
растом детей.
Время звучания Преобладающий эмоциональный тон
7.30 – 8.00 Радостно-спокойный
8.40 – 9.00 Уверенный, активный
12.20 – 12.40 Умиротворённый, нежный
15.00 – 15.15 Оптимистично-просветлённый, спокойный
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших об-
разцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные
образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных со-
стояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки.
( для детей старшего дошкольного возраста)
Релаксирующая ( расслабляющая) функция
1.
К. Дебюсси. «Облака»
А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета
К.В. Глюк. «Мелодия»
Тонизирующая ( повышающая жизненный тонус, настроение)
1.Э. Григ. «Утро»
2.
И.С. Бах. «Шутка»
3.
И. Штраус. Вальс «Весенние голоса»
4.
П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)
Активизирующая ( возбуждающая)
1.
В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»( финал)
2.
М.И. Глинка. «Камаринская»
3.
В.А. Моцарт. «Турецкое рондо»
4.
П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)
Успокаивающая ( умиротворяющая)
1.
М.И. Глинка. «Жаворонок»
2.
А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка»
3.
К. Сен-Санс. «Лебедь»
4.
Ф. Шуберт. «Серенада»
Организующая ( способствующая концентрации внимания при организованной
деятельности)
1. А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»)
2.С.С. Прокофьев. «Марш»
3. И.С. Бах. «Ария»
4. Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»
Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может ока-
зать программа развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Рады-
новой.
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное
применение, например ,
музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена
года»,
балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»,
произведения В.А. Моцарта и др.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возни-
кающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенство-
вание эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музы-
кально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональ-
ных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что являет-
ся важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздей-
ствуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может
являться ценной основой воспитательной системы в условиях до-
школьного образовательного учреждения.