Напоминание

"Фоновая музыка в жизни детского сада"

Автор: Селезнева Ольга Владимировна

Должность: музыкальный руководитель

Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №43 "Тюльпанчик"

Населённый пункт: Кемеровская область, г.Междуреченск

Наименование материала: консультация для воспитателей

Тема: "Фоновая музыка в жизни детского сада"

Описание:

Данная статья обращает внимание педагогов в дошкольном учреждении на роль музыки не только на музыкальных занятиях, проводимых специалистом, но и в жизни ребенка в остальное время пребывания в детском саду. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой,расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Большое значение имеет не только обучение, но и стихийное восприятие музыки. Репертуар подбирается специалистом, опираясь на возрастные особенности детей, характер музыки, вид деятельности. В данной статье делается акцент на то, как грамотно использовать музыку в разных видах жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=494

Опубликовано 14.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Фоновая музыка в жизни Детского сада!
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способству- ет созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом. Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного раз- вития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка. Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осо- знанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к вы- воду: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опы- та восприятия, интонационного запаса. Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музы- кальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, старший воспитатель. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных ме- тодов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образователь- ного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательно- го процесса: • создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей; • развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творче- ской активности; • активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний; • переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, преду- преждение усталости и утомления; • психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психо- логических пауз, физкультурных минуток. Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности актив- ного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содер- жание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном вос- приятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане. Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии опре- деляется воспитателем.
Занятие.
Степень активности восприятия музыки. * Развитие речи Активное и пассивное * Математика Пассивное
* Ознакомление Активное и пассивное с окружающим миром * Ручной труд Пассивное * Конструирование Пассивное * Рисование Активное и пассивное * Физкультура Активное и пассивное Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной дея- тельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повсед- невной жизни активизируют оценочную лексику детей на занятиях по ознакомле- нию с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей яв- ления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогаще- ний и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобра- зительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкаль- ные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на вырази- тельность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. Звучание музыки фоном в режимные моменты ( приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работни- ком поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответ- ствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в тече- ние дня.
Примерное расписание звучания фоновой музыки.
Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с воз- растом детей. Время звучания Преобладающий эмоциональный тон 7.30 – 8.00 Радостно-спокойный 8.40 – 9.00 Уверенный, активный 12.20 – 12.40 Умиротворённый, нежный 15.00 – 15.15 Оптимистично-просветлённый, спокойный Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших об- разцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных со- стояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

Примерный репертуар фоновой музыки.

( для детей старшего дошкольного возраста)
Релаксирующая ( расслабляющая) функция 1. К. Дебюсси. «Облака» А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета К.В. Глюк. «Мелодия» Тонизирующая ( повышающая жизненный тонус, настроение) 1.Э. Григ. «Утро» 2. И.С. Бах. «Шутка» 3. И. Штраус. Вальс «Весенние голоса» 4. П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник») Активизирующая ( возбуждающая) 1. В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»( финал) 2. М.И. Глинка. «Камаринская» 3. В.А. Моцарт. «Турецкое рондо» 4. П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик») Успокаивающая ( умиротворяющая) 1. М.И. Глинка. «Жаворонок» 2. А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка» 3. К. Сен-Санс. «Лебедь» 4. Ф. Шуберт. «Серенада» Организующая ( способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) 1. А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето») 2.С.С. Прокофьев. «Марш» 3. И.С. Бах. «Ария» 4. Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»
Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может ока-

зать программа развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Рады-

новой.
Некоторые музыкальные произведения имеют
многофункциональное

применение, например
,  музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года»,  балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»,  произведения В.А. Моцарта и др. Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возни- кающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенство- вание эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музы- кально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональ- ных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что являет-
ся важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздей- ствуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях до- школьного образовательного учреждения.


Яндекс.Метрика