Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.
Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы.
Многие родители волнуются, а том, будет ли ребенок хорошо в детском саду, не начнет ли
он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он
болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный
период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.
В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной
обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался
свой стиль поведения, отношений с членами семьи.
В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но даже
такой относительно короткий срок для ребенка далеко не безобиден.
В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к
новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения
снижаются защитные силы организма.
Опыт показывает, что известные трудности в адаптационный период испытывают дети,
привыкшие к общению только с родителями. А это значит, что в первые дни пребывания в
детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, помощникам воспитателя,
что усложняет уход за ним. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей,
дети из многодетных семей легко вступают в контакт с воспитателями. Малыш у таких
семей веселы, много играют, общаются с персоналом группы. У таких детей, как правило,
адаптационный период длится несколько дней. Плохо приспосабливаются к коллективной
жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского
«нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способности тормозить свои желания,
с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучения к
которым начинается с первого дня пребывания в детском саду.
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно
войти в жизнь детского сада. Для этого нужно подготовительная работа.
Необходимо предварительное знакомство воспитателей с ребенком и родителями. И
начинаться такая работа должна до прихода ребенка в детское учреждение.
Перед поступлением ребенка в детский сад необходимо обсуждать с родителями
следующие проблемы:
1) Как в семье проводятся режимные процедуры? Интересуется, как ребенок пользуется
туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, поют ли колыбельные песни
перед сном?
Необходимо родителей ознакомить с режимом дня в группе.
2) Какой тип общения предпочитает малыш?
Если выясняется, что ребенок предпочитает только эмоциональным общение со
взрослыми, то следует родителям побольше играть с ребенком с предметами, с
сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении, поддерживая
любознательность.
3) Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных
процессов?
Если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые, то следует посоветовать
родителям чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то
самостоятельно, поддерживали его желания самому есть, одеваться и т. д.
4) Умеет ли ребенок общаться с другими детьми?
Если малыш испытывает трудности в этой сфере, то родителям следует почаще водить его
на детские площадки, приглашать в гости его сверстников, играть с ними в игры-забавы,
поощряя положительные эмоциональные проявления по отношению к друг другу, помогая
налаживать совместную игру и улаживая конфликты.
А также родителям, когда их малыш начнет посещать детский сад, необходимо внушать
ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Создать
спокойный, бесконфликтный климат в семье для него. В первые дни не оставлять его в
дошкольном коллективе на целый день, раньше забирать домой.
Эти советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему
ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад.
Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно: вначале нужно привести в
группу, познакомить с воспитателями, со сверстниками, посмотреть вместе с ним
игрушки, вызвать интерес к новому окружению.
Основная задача воспитателя – сделать первые дни пребывания ребенка в яслях
максимально комфортными благоприятными для его эмоционального благополучия.
Самое главное – завоевать доверие малыша, его привязанности. Дать ему почувствовать,
что его понимают и принимают таким, какой он есть. Он чувствует себя спокойствие,
когда его окружают знакомые вещи. Я разрешаю приносить в группу его любимые
домашние игрушки. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не
несет опасности. Игры и игрушки вызывают интерес.
С каждым днем мы увеличиваем время пребывания ребенка в детском саду. Каждое утро я
приветливо и дружелюбно встречаю малыша в детском саду. Говорю ему, что его ждут
игрушки и другие дети. Я стараюсь заинтересоваться ребенка разными играми. Если он
продолжает следовать за мной, я сажаю его на стульчик, предлагаю рассмотреть его
любимую игрушку. Организую подвижные игры «Едим по дорожке», «Солнышко и
дождик», (при этом вношу красивый настоящий зонт), «По ровненькой дорожке идут
наши ножки» провожу пальчиковую гимнастику «Пальчик – пальчик, где ты был?»
Лучшие лекарства от стресса - смех. В группе создаю такие ситуации, чтобы ребенок
больше смеялся, для этого я вношу игрушки забавы; продолжаю говорить шутками.
Во время режимных процессов необходимо учитывать индивидуальные особенности
детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой
игрушкой, то рядом положите его игрушку.
Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателю, установит контакт, тем
спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.