Напоминание

"Создание ситуации учебного сотрудничества детей на занятиях по математике, как средство коммуникативных способностей".

Автор: Чергинская Любовь Николаевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: школа раннего развития "Буратино"

Населённый пункт: г.Оренбург

Наименование материала: методическая разработка

Тема: "Создание ситуации учебного сотрудничества детей на занятиях по математике, как средство коммуникативных способностей".

Описание:

На занятиях по математике дети получают не только знания и умения, но и развивают свои коммуникативные способности, учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными, нормами поведения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4956

Опубликовано 06.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Создание ситуации учебного сотрудничества детей на занятиях

по математике, как средство развития коммуникативных

способностей.
На занятиях по математике дети получают не только знания и умения, но и развивают свои коммуникативные способности, учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными, нормами поведения.
Коммуникативные

способности
(или умение общаться) - это индивидуально/психологические
особенности
личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Коммуникативные способности
включают в себя: - желание вступать в контакт, - умение организовать общение, - знание норм и правил при общении. Нужно отметить, что отношения с людьми зарождаются и наиболее эффективно формируются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится той самой основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. В зависимости от того, как сформируются отношения ребенка в первом в его жизни коллективе во многом, зависит последующий путь его личностного и социального развития. В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неусидчивость, враждебность, агрессивность, тревожность.. Для развития коммуникативных способностей ставлю следующие задачи
:
1. расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими. 2. сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам. 3. воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в учебных ситуациях. В дошкольной педагогике сегодня актуализируется задача развивающего обучения. Для достижения поставленной цели я использовала в своей работе различные средства – это развивающие игры, беседы, выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций, викторины, математические праздники. Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания. Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на
тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость. Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход, это деятельность коммуникативная. В каникулярные дни я провожу викторины: «Путешествие в царство Математики», «Час веселой математики», «Умники и умницы», в которых широко используются игры-соревнования, именно в этих играх формируются и закрепляются такие важные факторы развития личности, как мотивация, достижение успеха, стремление к развитию своих способностей. Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить ребенку собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность, умение работать в команде, понимать учебную задачу и выполнять её. Игровые задания подбираю по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию, правила игры излагаю кратко, доступно, лаконично. В своих викторинах я делю детей на 2 команды, мы выбираем название команды, капитана, представляем жюри, которое будет определять победителя игры. Участники команд должны за определенное время ответить правильно на как можно большее количество вопросов. Выигрывает команда, давшая больше правильных ответов. Вопросы, задаваемые командам, должны быть равноценными. В конце игры дети награждаются памятными медалями. Содержание занятий должно быть направлено на выяснение индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально- волевой сферы. В его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности: самостоятельность, инициативность, ответственность, коммуникативность. На занятиях для развития доброжелательного отношения детей друг к другу провожу игру «Подарок»: дети сочиняют арифметические задачи и дарят их. Дети любят получать подарки и дарить подарки, даже если это истории, придуманные их сверстниками. Эта работа открывает прекрасные возможности для развития воображения и речи детей - ведь для того чтобы другие дети смогли решить задачу, автор вынужден старательно изложить ее последовательно, и связано, а условие задачи - это сюжетный монолог. Развивается умение произвольно контролировать свою речь, строить ее осознанно, что педагогически ценно в работе с детьми старшего возраста, а также развиваются симпатии и дружеские отношения между детьми. Еще больше
сближают детей игры, в которых необходимо найти коллективно, всем вместе, общее решение. Это такие игры: «Проверь Незнайку», «Определи курс полета самолета», «Цирк», «Отправим в морское путешествие корабль»: Игра «
Проверь Незнайку
». Цель: закрепить вычислительные навыки детей в пределах 10, воспитывать умение детей коллективно решать поставленную задачу. Содержание игры: Педагог сообщает детям, что к ним пришел Незнайка, который сцепил вагоны по правилу игры в домино и предложил детям составить примеры на сложение, учитывая число кружков на табличках вагонов. Дети из разрезных карточек с цифрами составляют следующие примеры: 3+5 3+7 2+5 Педагог предлагает проверить, правильно ли Незнайка сцепил вагоны? Дети замечают ошибки, меняют вагоны местами, снова составляют пары примеров на сложение и делают вывод о переместительном свойстве сложения. Игра «
Определи курс полета самолета
». Цель: Обучение составлению примеров по ответу, воспроизведению порядка чисел при счете и определение направления движения самолета, развитие коммуникативных способностей детей. Содержание игры: Педагог обращается к детям: «Летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного населенного пункта в другие, обозначив каждый пункт маршрута своим номером. Самолет должен лететь над городами в порядке следования от меньшего числа к большему. Номер каждого города записан примером частично – дан только ответ. Чтобы определить номера городов, надо составить примеры по заданному ответу. Далее надо показать штрихами как двигался самолет. Для этого мелом сделать круг над городом№1 и лететь дальше к городам №2, №3 и т.д., делая над каждым из них круг». Педагог выполняет роль летчика-командира, а роль летчиков-курсантов – дети. Игровые задания выполняются поэтапно в соответствии с заданиями: 1. Дети зашифровывают номера городов (составляют примеры по заданному ответу). 2. Дети по порядку называют номера населенных пунктов от меньшего числа к большему.
3. Дети показывают поочередно пунктирными линиями на доске путь движения самолета. 4. По цепочке дети рассказывают, в каком направлении двигался летчик. Аналогично дети могут определить маршрут движения автобуса, парохода и т.д. Игра «
Цирк
». Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10, развивать коммуникативные навыки у детей. Содержание игры: педагог сообщает детям, что они отправляются в необыкновенное путешествие – в цирк. Затем работа ведется по таблице, на которой изображена арена цирка с веселым Петрушкой, придумавшим для ребят интересную игру-загадку. Он разделил арену цирка на 10 частей-площадок, каждую из них своим номером, а место каждого артиста зашифровал примером. Решив примеры правильно, артисты узнают свои места на арене цирка. Но артисты не знакомы с приемами устного счета. «Помогите им», - обращается педагог к детям. Дети помогают артистам занять свои места.
Игра «
Отправим в морское путешествие корабль
». Цель: Закрепление состава чисел 6, 7, 8; воспитание у детей умения выполнять общую задачу, проявляя инициативность и самостоятельность, умение согласовывать свои действия с другими детьми. Содержание игры: Педагог сообщает, что в порту стоит корабль, который нужно загрузить ящиками так, чтобы в каждом отсеке трюма их было не больше и не меньше 8. Нужно очистить днище корабля от медуз, они уплывут, если мы составим примеры с ответом 7. В порту темно, т.к. лучики солнца спят, а разбудить можно только подобрав им числа состава числа 6. Педагог помогает разделить детей на 3 группы, определив задачу каждой группе. Дети выполняют поставленные перед ними задачи.
Все познается путем сравнения
…. Дети, с удовольствием сравнивая предметы, узнают, в чем состоят их сходство и различие: игра «
Сравни 2-х роботов, 2-х

мальчиков, 2 картинки и т.
д.». От выяснения наиболее простых, понятных,
лежащих на поверхности связей и отношений дети постепенно переходят к пониманию все более сложных и скрытых зависимостей. Они учатся сравнивать вещи не просто так, а по определенным признакам или принципам соответствия. Сравнение выражается в умении видеть одинаковое в различном и различное в одинаковом. Сравнивать можно по разным параметрам и критериям. Например:  Чем отличается круглый стол от квадратного? (формой)  Чем отличается деревянная дверь от железной? (материалом) Сравнивать предметы можно по цвету, форме, величине, количеству, по принадлежности, по функциям и т.д. . В окружающем нас мире всегда можно найти повод, чтобы узнать, описать, сравнить какие-то предметы: что выше или ниже, что справа и слева: игры на ориентацию в пространстве: «
Что и где находится в комнате?
», как выстроить или выложить предметы в возрастающем или убывающем порядке: игра «
Назови следующий предмет
», что сначала, а что потом: игра «
Установи последовательность событий
» в чем общее, а что различия.
При совместном обсуждении учебной задачи, выборе совместного решения дети учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными, нормами поведения. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.
.


Яндекс.Метрика