"ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Автор: Алабугина Оксана Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35"
Населённый пункт: город Северск
Наименование материала: статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Описание:
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с законом "Об образовании в Российской Федерации" одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка".
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а
мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно
предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими
проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их
позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных
задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей
для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Один из основных принципов федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования – «сотрудничество Организации с семьями» - более
детально раскрывается в разных положениях Стандарта: «… сотрудничество в интересах
семьи… в целях обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и
психического здоровья… развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений развития». Завершить этот неполный перечень можно упоминанием ещё одного
принципа Стандарта:
«… приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи».
Взаимодействие педагога дошкольной образовательной организации и родителей как
равноправных участников педагогического процесса необходимо строить на основе запросов
семьи, так как именно она является основным социальным заказчиком. Педагогам и родителям
следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по
взаимодействию к размышлению, сопереживанию.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад
проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются
следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского
развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1.
Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования,
представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава
родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого
должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Работа с родителями в нашей группе планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей
своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей,
их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование,
личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
1. Информационно-аналитическую работу (сбор информации о семьях и установление
первичных контактов с семьей):
дни открытых дверей с участием специалистов ДОУ;
групповые родительские собрания;
анкетирование родителей;
общение с родителями во время приема и прощание с детьми;
личные беседы воспитателей с родителями;
2. Организационно-просветительскую работу:
контактные формы работы (семинары, лектории, родительские собрания, круглые столы,
тренинги и т.п.);
бесконтактные формы работы (информационные стенды, почта доверия (ящик для
вопросов и предложений), личные блокноты, неофициальные записки и т.п.).
3. Досуговую работу:
проведение совместных праздников (например, «Семейные посиделки», «День пап»,
«Шашечный турнир» и т.д.);
участие в совместных выставках и конкурсах (например, «Золотая осень», «Моя семья»,
«Посмотри, как прекрасна моя мама», «Символ года», «Давай сделаем снежинку» и др.);
проведение совместных соревнований (например, «Папа, мама и я - спортивная семья»);
выпуск семейных газет и др.
участие в акциях «Покорми птиц зимой», «Поздравительная открытка»(размещаем на
подъезды домов около детского сада), «Котодом» (корм для кошек) и др.
Родители должны иметь постоянную возможность свободно, по своему желанию, в удобное
для них время знакомиться с жизнедеятельностью ребенка в дошкольной организации, а
дошкольная организация должна стать открытым развивающим пространством, где родители и
сотрудники – равноправные партнеры в воспитании детей.
Придать дошкольной организации «открытость» - значит сделать педагогический процесс
более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми,
педагогами и родителями. Необходимо создать условия, чтобы у всех участников
воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть
самого себя в какой – то деятельности, мероприятии и т.д. Своим примером (личной
готовностью открыть самого себя) педагог вызывает родителей на доверительное общение.
Показателем эффективности взаимодействия педагогов и родителей является проявление
интереса родителей к педагогическому процессу, повышение родительской активности на
уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в мероприятиях,
возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса, снижение количества
претензий и агрессивности родителей, осознание родителями своей ответственности в
воспитании ребенка.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников
детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ
доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное
участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет
воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение
новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать
совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Литература
1.
Давыдова О.И., Майер А.А., Компетентностный подход в работе дошкольного
образовательного учреждения с родителями [Текст] / О.И.Давыдова, А.А.Майер. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 128 с.
2.
Майер А.А., Богославец Л.Г. Организация взаимодействия субъектов ДОУ [Текст] /:учебно
– методическое пособие. 2 – е изд., доп. и перераб. – 2012. – 176 с.
3.
Михайлова – Свирская Л.В. Работа с родителями [Текст]: пособие для педагогов ДОО/ Л.
В. Михайлова – Свирская. – М.: Просвещение, 2014. – 128с.: ил. – (Работаем по ФГОС
дошкольного образования).
4.
Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС
ДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст]. – М.: Просвещение, 2014.
– 112с. - (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
5.
Сертакова Н. М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения с семьёй [Текст]: метод. пособие. – СПБ.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 80 с