языка»
Методическая
разработка по
развитию сопряжённой
гимнастики пальчиков
и языка для постановки
и автоматизации
звуков.
Подготовила:
учитель-логопед:
Серик М.А.
Комплекс сопряжённой гимнастики
пальчиков и языка для постановки звуков.
Театр пальчиков и языка.
На индивидуальных занятиях можно использовать
сопряжённую гимнастику пальчиков и языка, кистей
рук и языка.
Эти упражнения способствуют привлечению
интереса детей к выполнению упражнений, что
значительно увеличивает эффективность
гимнастики, способствуют развитию
артикуляционной, пальчиковой моторики,
совершенствованию координации движений,
развитию памяти, внимания, мышления.
Занятие можно проводить индивидуально или с
подгруппой из двух детей.
Выполнение элементов гимнастики руками и
языком требует от ребёнка максимальной
концентрации зрительного и слухового внимания,
сформированной пространственной ориентировки,
точных движений пальцами и кистями рук совместно
с движениями языка или губ.
Сильная мотивация, применение игрового метода
на занятии развивают и укрепляют мышцы
артикуляционного аппарата, что значительно
облегчает постановку звуков и введение их в речь.
Комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике
для пальцев и языка
разработан на основе методических
рекомендаций И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской.
Текст произносит
Движения или
Движения или
взрослый (желательны
«подсказки» детей)
статическая поза РУК
статическая поза
ЯЗЫКА
Разминка: Чтобы
четко говорить,
Надо язычку с
пальцами дружить .
Ритмично сжимать и
разжимать кулачки.
1.Наступило утро,
выглянуло солнышко.
Пальцы разжаты и
подняты вверх.
Губы в улыбке,
зубы видны.
3. Увидели большое
дерево. Вот его
ствол.
Локти, ладони
соединены, пальцы
подняты вверх.
Язык
высовывается и
напряженно
тянется к носу.
4. Вот его крона.
Пальцы чуть согнуты.
Язык в позе
чашечки.
5. На дереве сидит
птица
Тук-тук-тук, Тук-
тук-тук, Раздаётся
чей-то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по
коре.
На первую строчку —
постучать кулачком
правой руки по
раскрытой ладони
левой; на вторую-
наоборот. Соединить
все пальцы правой руки,
изображая клюв дятла,
левую руку поднять,
пальцы развести в
стороны, изображая
дерево. Пальцами,
изображающими клюв,
постучать по ладони
другой руки.
Улыбнуться,
открыть рот и
постучать
кончиком языка в
верхние резцы.
Напряженным
кончиком языка
постучать в
верхние резцы,
многократно и
отчётливо
произнося «д-д-д-
д».
6. Под деревом
растут грибы.
У одних грибов
ножки толстые,
у других-тонкие.
Щепоть одной руки
показывает толстую
ножку, а лодонь другой
руки-шляпку.
Положение рук
меняется (боровики).
Указательный палец
Язык сначала
мягко
присасывается к
твердому нёбу,
напряжённо (гриб
растёт).
одной руки-ножка, а
ладонь другой руки-
шляпка; положение рук
меняется .
7. Собираем их в
корзину.
Переплетаем пальцы
«корзинкой».
Язык –
«чашечкой».
8.Идём по лесу
дальше.
См. второе
упражнение- имитация
ходьбы.
Язык – как во
втором
упражнении.
9. Растёт дикая
яблонька.
На ней плоды –
яблочки.
Руки от локтей до
запястий сведены
вместе, кисти сжаты в
кулаки, большие
пальцы подняты вверх.
Язык –
«чашечкой» с
опорой на
верхнюю губу.
10. Дома сварим из
них варенье — во
какое!
Большой палец правой
руки поднят кверху —
жест одобрения.
Улыбнуться и
облизать
верхнюю
губу«вкусное
варенье».
11. Поэтому соберём
их в корзины.
Пальцы рук
переплетены
«корзинкой».
Язык –
«чашечкой».
12. Тяжело нести
корзины. Увидели
лошадку. На лошадке
ехали. Гоп-гоп! Гоп!
Радостные ехали,
Гоп-гоп! Гоп!
Хлопки: два коротких,
один длинный.
Пощелкать
кончиком языка,
как цокают
лошадки.
13. Приехали домой.
Соединить кончики
пальцев (пальцы
«домиком»).
Язык
присасывается к
нёбу(крыша
домика).
14. Радостные и
Пальцы сдвигаем и
раздвигаем.
Улыбнуться, рот
весёлые мы стали
играть на гармошке:
Громко хлопаем в
ладошки.
открыт.
Присосать
широкий язык к
нёбу. Не отрывая
языка, открывать
и закрывать рот.
15. А в это время
пошёл дождь:
«Весёлый дождик».
Дождик капнул на
ладошку- Т-д, т-д….
На цветок- т-д, т-
д… И на дорожку т-д,
т-д… Застучал по
крыше он – т-д, т-
д…. И раздался
частый звон – т-д,
т-д, т-д….
Правой рукой
изобразить падающие
капельки дождя. Левой
рукой изобрази цветок.
Из левой руки сделай
дорожку. Изобрази
левой рукой крышу
домика. Дождик пошёл
сильнее.
Улыбнуться,
открыть рот и
постучать
кончиком языка в
верхние резцы.
16. Спасибо нашим
пальчикам. Спасибо
язычку. Красиво,
чётко, правильно Я
говорить хочу.
Сжимать и разжимать
пальцы в кулак. Все
пальчики, начиная с
указательного,
здороваются с
большим.
Театр пальчиков и языка
(сопряжённая гимнастика)
.
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: СЕРИК
М.А.
ЁЖИКИ
ГРИБНИКИ.
Ёжики грибники.
1. Однажды ёжики пошли в лес : топ-топ, топ-топ-
топ. (Имитировать ходьбу пальчиков. Язык двигать
вверх-вниз.)
2. На опушке - большое дерево. Вот его ствол.
(Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.
Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.)
3. Под деревом растут грибы. У одних грибов
ножки толстые . ( Щепотью одной руки показать
толстую ножку, ладонью другой - шляпку.
Положение рук менять
.
Язык сначала мягко
присосать к твердому нёбу, затем напряженно
(гриб растет).)
4. У других грибов ножки тонкие . (Указательный
палец одной руки - ножка, ладонь другой руки -
шляпка; положение рук менять).
7.
Собрали грибы в корзины
. (
Пальцы рук
«корзинкой». Язык - «чашечкой».)
8. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) пошли домой
(Имитировать ходьбу пальчиков.
Язык двигать
вверх-вниз.)
9. Вот и дома . (Пальцы «домиком»). Язык присосать к
нёбу (крыша домика).)
Театр пальчиков и языка
(сопряжённая гимнастика)
.
«Буратино
«Буратино в мастерской».
1.
Однажды Буратино пошёл в мастерскую помогать папе Карло :
топ – топ, топ- топ- топ. (Имитировать ходьбу пальчиков в
заданном ритме, темпе: указательным и средним. Язык двигать
вверх – вниз .
2 . Они вместе пилили. Ребром правой ладони водим по раскрытой
ладони левой. Движения языка вперёд – назад по нижним, затем
верхним зубам.
3.
Строгали . (Ритмичные движения вперёд – назад сжатыми
пальцами в кулак. Движения языка вперёд – назад через
сближенные зубы («почешем» язычок).
4 . Колотили – прибивали . (Постукивание сжатыми в кулак
пальчиками друг об друга. Постукивание широким кончиком
языка о нижние зубки, «выгибание» спинки языка).
5 . Сделали стул, стол. ( Левая ладонь вертикально вверх - «спинка»
стула, на правой сгибаем пальчики и приставляем их к «спинке».
Левая ладонь вертикально вверх, сверху на неё опускаем правую
ладонь. Язычок спокойно лежит на нижней губе).