Напоминание

"Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми"

Автор: Панченко Мария Владимировна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №15 "Светлячок"

Населённый пункт: Московская обл., г. Коломна

Наименование материала: Статья

Тема: "Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми"

Описание:

Осознание силы человеческого разума, его решающего влияния на развитие цивилизации, стало причиной повышения внимания к обучению и воспитанию одаренных детей. Одаренные и талантливые люди становятся одним из важных факторов развития страны и общества.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4972

Опубликовано 10.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми
Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Платон Осознание силы человеческого разума, его решающего влияния на развитие цивилизации, стало причиной повышения внимания к обучению и воспитанию одаренных детей. Одаренные и талантливые люди становятся одним из важных факторов развития страны и общества. Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, главный редактор журнала «Способности и одаренность» Юркевич Виктория Соломоновна считает, что «процветание общества зависит от развития духовных, личностных ресурсов человека, эффективности создания творческого пространства для развития способностей детей, их творческих и личных возможностей». В настоящее время от одаренных и талантливых людей ожидается конструктивное развитие и максимальная отдача в различных сферах человеческой деятельности, а также требуется пересмотр взглядов на педагога и на процесс его профессиональной подготовки в стратегических направлениях модернизации образования. Федеральная программа «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Государственная политика направлена на обеспечение эффективного развития, обучения и воспитания одаренных учеников, а ответственность за решение этой задачи возложена на педагогов. От современных учителей требуются качественные действия в обеспечении развития способностей учащихся. Осуществление этого невозможно без специальной подготовки, поэтому проблема подготовки учителя к работе с одаренными детьми является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в педагогике. Практика показывает, что в большинстве случаев в школе с одаренными детьми работает учитель, подготовленный для работы на усредненного ученика. Такой учитель не всегда справляется даже с работой в классах с углубленным изучением предмета. Часто школа ставит лучших учителей на работу с самыми слабыми детьми. То есть, имеющийся в школе педагогический потенциал, тратиться нерентабельно с точки зрения экономики, науки, здравого смысла. В этом повинна непродуманная и давно устаревшая система оценивания работы школы. С одаренным ребенком может работать только одаренный учитель, широко эрудированный, гибкий, увлеченный и умеющий увлекать, открытый в
общении. Педагогические ситуации, которые возникают в работе с одаренными детьми, в полной мере характеризуются открытостью, изменчивостью, многомерностью, сложностью, динамичностью. Подготовка педагога к работе с одаренными детьми включает в себя решение сразу нескольких проблем. 1. Создание информационного и методического обеспечения для подготовки учителя и его последующей работы с одаренными детьми. 2. Организация теоретического обучения учителей вопросам диагностики одаренности, выбору правильных стратегий работы с одаренным ребенком, созданию условий для раскрытия одаренности. 3. Организация практикума по овладению навыками работы с одаренными детьми и освоению специфических образовательных технологий, приемов и методов обучения и развития таких детей. 4. Ознакомление учителей с уже накопленным передовым педагогическим опытом в этой области. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «новом учителе». Бенджамин Блум выделяет три типа учителей, чья работа одинаково важна для развития одаренных учащихся: - учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету; - учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения; - учитель, выводящий одаренных детей на высокопрофессиональный уровень. Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко. Педагог, работающий с одаренными детьми должен быть профессионально компетентен, иметь определенные знания в области психологии и педагогики детской одаренности, занимать активную профессионально-личностную позицию, обладать особыми личностными качествами. Личность педагога - один из важнейших факторов развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию собственного решения. Вопросы подбора и подготовки педагога для работы с одаренными детьми сложны и неоднозначны, требуют учета личностных качеств. При подготовке педагогов для работы с одаренными детьми, необходимо разработать стратегию, осуществить подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и специфического компонентов профессиональной квалификации учителя. Процессе такой подготовки должен быть направлен не только на формирование соответствующих умений, но и на развитие личностных качеств, необходимых для организации и проведения работы по выявлению и сопровождению одаренных детей. Специфика подготовки педагогов для работы с одаренными детьми должна отвечать целому ряду требований:
- Формирование профессионально-личностной позиции педагога. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. - Комплексный психолого-педагогический и профессионально-личностный характер образования педагогов. - Создание системы консультирования и тренингов для педагогов. Эта форма эффективна для формирования необходимых навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития. - Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства. В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом следующих принципов: 1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения. 2. Принцип этапности и последовательности обучения. 3. Принцип единства теоретической и практической подготовки. Следовательно, практический компонент готовности учителя к работе с одаренными детьми отражается следующими умениями: - использование приемов и методов для развития способностей ребенка; - прогнозирование развития одаренного ученика; - развитие наставничества при работе с одаренным ребенком; - разработка учебных планов, соответствующих потенциалу одаренного ребенка; - разработка заданий творческого уровня; - использование вопросов открытого типа, которые предоставляют возможность выбора и развитие умения доказывать свою точку зрения; - организовывать внеурочную деятельность по предметному консультированию; - налаживать отношения личностного характера; - организация индивидуального обучения. Очень часто в образовательном учреждении работу с одаренными детьми курирует классный руководитель. Он координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одарённого учащегося. Это учителя- предметники, руководители кружков, секций, психолог, администрация школы, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями. Но в связи с воспитанием и обучением одаренных детей требуется формирование педагога нового типа, не только выполняющего образовательно- воспитательные функции, но и умеющего своевременно отреагировать требования социума и меняющегося общества. Поэтому происходит расширение роли и функций педагога, как классного руководителя. У классного руководителя появляется необходимость исполнения таких ролей, как тьютор, модератор, фасилитатор. Тьютор - наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно решать проблемы. Это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс работы с одаренными детьми. Для работы с одаренными детьми идет подготовка несколько видов тьюторства.  Учебный тьютор занимается репетиторством с одаренными детьми.
 Тьютор в исследовательской деятельности сопровождает и способствует освоению технологии данной деятельности учащимся.  Тьютор в проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения.  Тьютор-психолог формирует психологически комфортную среду для учащихся школы и педагогов.  Тьютор по самоопределению мотивирует учащихся на достижения желаемого, заявленного результата. Работа тьютора с одаренными детьми различается по ступеням обучения: начальная, основная и старшая школа. Поэтому в профессиональной подготовке педагогов должны рассматриваться и более основательно изучаться психолого- педагогические особенности детей различного возраста. Этому способствуют такие дисциплины, как «Психология развития», «Возрастная педагогика», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса». Вторая роль, к которой готовятся педагоги, связана с модерацией. Модерация – это один из видов сопровождения одаренных детей в группе. Модератор, сопровождает процесс управления взаимодействием в группе и отвечает за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения. Вести модераторскую деятельность с одаренными детьми - значит, в первую очередь уметь слушать, связывать, примирять, сглаживать, а также осторожно направлять и руководить. В работе педагога-модератора основными являются методы, которые побуждают учащихся к деятельности и активности; выявляют проблемы и ожидания; вызывают и используют опыт и компетенцию; организуют процесс участия и самоорганизации; отрабатывают действия или образцы действий; устанавливают климат товарищеского сотрудничества. Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество работы с одаренными детьми. Третья роль выступает как профессионально важное качество личности педагога-фасилитация, означающее «облегчать», «содействовать», что в современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и значимости педагога. Педагог-фасилитатор содействует усилению продуктивности образования и развитию работы с одаренными детьми за счет особого стиля общения и личности педагога. В состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить: - педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию одаренных учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и трудностей; - сверхнормативная профессионально-педагогическая активность, готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы.
Таким образом, подготовка педагога к новой функции педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор необходима для выполнения социального заказа общества. Назрела необходимость разработать научно обоснованную стратегию деятельности по подготовке, сопровождению и поддержке учителей, педагогов. Речь идет не просто о разработке и внедрении в педагогический процесс организационных форм, технологических ритмов и методов работы с педагогическими кадрами для одаренных детей, а еще и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы ему становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую деятельность. Повышенные требования к профессиональным знаниям, умениям и значимым личностным качествам педагога при работе с одаренными детьми указывают на необходимость дополнительной подготовки уже на стадии обучения будущих учителей в вузе. Литература: 1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. М.: Просвещение, 2010. 2. Ландау Э. Одаренность требует мужества: М.: Издательский центр «Академия», 2012. 3. Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", м., 2011. 4. Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии" С.-П., Питер, 2012. 5. Тищенко А.В. доцент кафедры педагогики, к. п. н. Подготовка учителей для одаренных детей. Ростов. 2013 год. 6. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 2012.


Яндекс.Метрика