"Система работы по формированию основ представления о гендерной социализации у дошкольников"
Автор: Панченко Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15 "Светлячок"
Населённый пункт: Московская обл., г. Коломна
Наименование материала: Статья
Тема: "Система работы по формированию основ представления о гендерной социализации у дошкольников"
Описание:
Гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки. Гендерная роль – это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности.
Система работы по формированию основ представления о
гендерной социализации у дошкольников
По данным психологов,
гендерная идентичность, точнее, ее
необходимая составляющая – понимание константности своего пола, –
формируется у детей к возрасту 5-7 лет,
в дальнейшем идет ее развитие и
содержательное насыщение за счет собственного опыта. Изучением процесса
гендерной социализации в дошкольном возрасте занимались Д.Н.
Исаев,
В.Е. Каган, И.С.
Кон, Д.В.
Колесов, А.Е.
Ольшанникова, Н.В.
Плисенко,
Т.А. Репина, Н.Б. Сельверова, Т.П. Хризман.
Значимость участников гендерной социализации на разных этапах
жизненного пути различна.
Гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения,
когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца,
начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки. Гендерная роль
– это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей
индивидов в зависимости от их половой принадлежности.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной
педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и
организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать
сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики
принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Особое внимание уделяется проблемам, связанным с организацией
предметно-пространственной развивающей образовательной среды.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития
личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального
опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные
виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной), но и
является основой его самостоятельной деятельности в соответствии с
гендерными особенностями. Основная роль в данном случае состоит в том,
чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей
среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с
учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого
ребенка.
В работе с детьми широко используется игра. Общеизвестно, что в
дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который
вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре
происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков
и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное
содержание ролевой игры. Для того чтобы игра стала эффективным
средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием
ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском
саду, так и в семье.
Работа по развитию сюжетно-ролевых игр в основном осуществляется
в двух направлениях: создание необходимой предметно-пространственной
развивающей образовательной среды и непосредственное руководство
играми детей.
Чтобы оборудовать игровую среду, необходима помощь родителей.
Папы должны помогать в оснащении сюжетно-ролевых игр «мужскими»
атрибутами, свойственными для каждой отдельной игры: сделать своими
руками руль, дорожные знаки и дома для игр с машинами.
Для девочек необходимо организовать игровой уголок с куклами,
колясками и посудой. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда
быстро привлекают малышей, и они начинают разнообразно действовать с
ними: катать, кормить, укладывать. Важно, чтобы малыши научились
выполнять несколько взаимосвязанных действий.
С этой целью необходимо использовать приём прямого показа и
непосредственного участия в игре. Для того, чтобы игра развивалась, в
первую очередь детям нужно дать знания об окружении, которое
способствовало бы развитию воображения. В данном случае можно
проводить дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем
кукле платье», «Купание куклы».
Необходимо использовать игры-показы. Например, во время игры с
куклой надо говорить: «Наша Таня хочет погулять, давайте поможем ей
одеться».
При выполнении ролевых игр, у девочек на первый план выступает
вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких
играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им
возможность проявить участие и заботу.
Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в
больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или
самолета куклы могут быть пассажирами. На данных примерах видно, что
малыш имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает
соответствующий социальный опыт.
Для родителей и сотрудников образовательного учреждения
целесообразно оформлять стенды, проводить ряд консультаций на тему:
«Семья – главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»,
проводить родительские собрания на тему: «Мальчики и девочки – два
разных мира», а также презентации на тему: «Как и во что играют мальчики и
девочки 3-4 лет».
В группе необходимо создавать условия для расстановки акцентов: это
в основном должны делать мальчики, папы, дедушки и другие мужчины, а
это привилегия девочек, мам, бабушек и других женщин. Гендерная
социализация проявляется уже лет с трех: дети знают, что девочкам надо
вести себя не так, как мальчикам, а дома, в семье есть папины дела, а есть
мамины. Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые
операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки
владения инструментами, у девочек умение украшать интерьер, ухаживать за
малышами.
Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и
усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие
игрушки, безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с
предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное
развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля,
любознательность, способность понимать себя и других формируются
именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.
Выдвижение на передний план социальной функции современного
образования заставляет по-новому посмотреть на проблему отбора
содержания и организации образовательных процессов детей дошкольного
возраста. Принципами воспитания и обучения называют такие исходные
положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания,
организации и методов обучения, они отражают внутренние естественные
стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность
обучения и воспитания на различных возрастных этапах при различных
формах организации образовательного процесса.
К основным принципам работы с детьми можно отнести:
1.
Принцип интеграции развивающего содержания,
который
предусматривает применение в ходе взаимодействия субъектов проектной
деятельности таких форм и видов работы, которые позволяют в комплексе
обеспечить развитие различных интегративных качеств личности
дошкольников, одновременно реализуя развивающие задачи таких
образовательных областей как социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, физическое развитие.
2.
Индивидуально-дифференцированный подход
позволяет учитывать
в процессе деятельности по актуальному вопросу индивидуальные
особенности детей.
3.
Принцип системности
заключается в
непрерывности
запланированной деятельности вместе с рациональным сочетанием
различных мероприятий, логическая и тематическая связь различных видов
деятельности.
4.
Принцип рефлексии
предусматривает анализ результатов
запланированной деятельности, выявление положительных сторон работы
педагога и недоработок; корректировка деятельности в актуальном аспекте в
зависимости от полученных результатов.
Часть 3.
Формы и методы работы по гендерному воспитанию
Освоение образовательных областей в дошкольном возрасте
осуществляется в разнообразных формах:
в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
в самостоятельной деятельности детей;
во взаимодействии с семьями по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Формы образовательной деятельности
непосредственно
образовательная
деятельность
образовательная
деятельность в
режимные моменты
самостоятельная
деятельность детей
Формы организации детей
индивидуальные
подгрупповые
групповые
групповые
подгрупповые
индивидуальные
индивидуальные
подгрупповые
совместные действия
наблюдения
беседа
чтение
просмотр и анализ
мультфильмов,
видеофильмов,
телепередач
экспериментирование
совместные действия
наблюдения
беседа
чтение
рассматривание
игра
проектная
деятельность
просмотр и анализ
мультфильмов,
создание
соответствующей
предметно-
пространственной
развивающей
образовательной среды
видеофильмов,
телепередач
К формам образовательной деятельности относятся:
непосредственная образовательная деятельность;
образовательная деятельность в режимные моменты;
самостоятельная деятельность детей.
Непосредственная образовательная деятельность и образовательная
деятельность в режимные моменты может осуществляться в
индивидуальных, подгрупповых и групповых формах при помощи
совместных действий, наблюдений, бесед, чтения, экспериментирования,
игры, проектной деятельности, просмотра и анализа мультфильмов,
видеофильмов, телепередач. Самостоятельная деятельность детей
реализуется лишь в индивидуальной и подгрупповой формах посредством
создания соответствующей предметно-пространственной развивающей
среды.
При формировании гендерной идентичности наиболее
целесообразными являются следующие методы: словесный, практический,
наглядный, игровой
К словесному методу относятся рассказ, рассказ-объяснение, беседа,
чтение произведений, заучивание наизусть, пересказ произведения,
внушение, убеждение;
Практический метод включает в себя элементарные инсценировки,
использование разных видов театра, игровую деятельность, упражнения,
карточки, личный пример, проведение досуговых мероприятий,
художественно-продуктивную деятельность;
К наглядному методу относятся показ иллюстраций, схем, моделей,
алгоритмов, просмотр видеофильмов, оформление выставки, экскурсии;
Игровой метод связан с проведением игр, игр-упражнений, игр-
драматизаций, дидактических, театрализованных, подвижных словесных,
ролевых игр.
Во время проведения комплексных и интегрированных
занятий воспитатель ставит своими целями :
формировать представление детей о гендерной принадлежности,
гендерной идентичности;
учить находить различия между мальчиками и девочками по внешним
признакам;
учить детей различать свой пол, называть своё имя;
развивать мышление, внимание, память, коммуникативные навыки;
воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу,
вызвать желание сделать подарок, быть аккуратным;
закреплять навыки культурного поведения: здороваться, прощаться;
способствовать активной речи, вовлекать в разные формы речевого
общения.
Возможно проведение экскурсий с целью обогащения знаний детей о
«мужских» и «женских» профессиях.
Совместная деятельность предполагает подвижные, сюжетно-ролевые
и дидактические игры. Например, в игре «Назови профессии»
дети
закрепляют знания о профессиях, учатся определять род деятельности
человека по орудиям труда, форме одежды, результатам труда, группировать
профессии на женские, мужские, общие. Игра «
Как я дома помогаю?»
формирует представления о домашних обязанностях женщин и мужчин,
девочек и мальчиков, воспитывает желание оказывать помощь людям.
Научить детей принимать роль в соответствии со своим полом, а также
взаимодействию мальчиков и девочек можно в совместной игре
«Дочки –
матери», «Проездка на автобусе».
Воспитание гендерной социализации осуществляется также и во
время бесед
«Профессии», «Внешние различия девочек и мальчиков», в
подготовке выставки детского творчества, например,
«Весенний букет – для
девочек», «Галстук для папы – для мальчиков», при оформлении альбома «Я
как мама, я как папа», во время знакомства с художественной литературой
(Ш. Пьеро «Золушка»; Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»).
Приведем пример фрагмента занятия с использованием одного из
приведенных методов. Воспитатель читает отрывок из книги Н. Носова
«Приключения Незнайки и его друзей»: «В одной волшебной стране жили -
были коротыши, одни из них назывались малышами (показывает куклу-
Малыша, а другие - малышками (показывает куклу-малышку). Малыши
всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких
штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пёстренькой,
яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, и
поэтому волосы у них были короткие, а у малышек волосы были длинные,
чуть не до пояса. Малышки очень любили делать разные красивые прически,
волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове
носили бантики».
Воспитатель обращается к детям с вопросом: «На кого же похожи
Малыши?»
Дети отвечают: «На мальчиков»,
- А Малышки? – «На девочек».
Воспитатель, подведя итог сказанному, отмечает: «Все правильно, в
нашей группе есть мальчики и девочки и в волшебном Цветочном городе есть
мальчики и девочки, только они называются Малыши и Малышки. Да ребята,
Малыш – мальчик, а Малышка – девочка». И ставит проблемный вопрос:
«Чем же мальчик отличается от девочки? А Малыш от Малышки?»
Воспитатель подводит их к выводу, что мальчики и девочки
отличаются одеждой, прической, игрушками, в которые любят играть
мальчики и девочки,
В предметно-пространственную развивающую образовательную среду
необходимо вносить
картинки на тему
гендерного воспитания
, плакаты,
иллюстративный материал, пособия, буклеты,
книги, раскраски, атрибуты к
сюжетно-ролевым играм, как для мальчиков, так и для девочек.
Немаловажной является интеграция образовательных областей в
процессе формирования у дошкольников основ гендерной социализации.
К социально-коммуникативному развитию относится возможность
способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками в соответствии с гендерными
особенностями ребенка.
Познавательное развитие
включает в себя
побуждение детей к
освоению первоначальных представлений о себе, других людях, о гендерных
особенностях, а так же развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации, формирование познавательных действий,
становление сознания, развитие воображения и творческой активности через
создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно-ролевые
игры.
Речевое развитие связано с
развитием свободного общения, связной
речи, доказательной речи в процессе освоения основ гендерной социализации
через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение,
отгадывание загадок.
Под художественно-эстетическим развитием
понимают слушание и
обсуждение художественных произведений, таких как сказки, былины, стихи,
рассказы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и
упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на
темы прочитанного.
Важно уделить внимание развитию образного представления,
наблюдательности, способности замечать характерные особенности
предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной
изобразительной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование).
Физическое развитие осуществляется через формирование первичных
ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через
организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры,
чтение. Соблюдение двигательной активности осуществляется через участие
детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях,
способствующих развитию психофизических качеств, координации
движений.
Важным аспектом гендерной социализации является взаимодействие с
родителями.
С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек
является действительным членом сообщества. Родительские отношения и
образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из
поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том
числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.
Многие родители сами не знакомы с понятием «гендерное
воспитание» и основными правилами воспитания детей в соответствии с
полом. Вопросы гендерной идентичности детей в детском саду и дома
необходимо поднимать и обсуждать на родительских собраниях, проводить
собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера-развлечения
и выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.
Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие
ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны
быть знающими, осведомленными в данном вопросе, то есть компетентными.
Компетентность родителей предполагает овладение ими
культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают
широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже
исторического плана.
Таким образом, проблему гендерного воспитания, невозможно решить
только в рамках дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно
обеспечить преемственность в вопросах воспитания детей в соответствии с
гендерными особенностями между детским садом и семьей.
Список использованной литературы
Стрелова М. Раздельное воспитание: Раздельное воспитание: за и против \\
Дошкольное воспитание.- №4 -2009
Т. Доронова «Девочки мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» Моска, Линка-
пресс 2009г.
Н.А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях» ТЦ «Сфера»,
Москва 2012г.
М.А. Панфилова «Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в
детском саду и семье» Москва 2009г., ГОУ д/с 557
«Основы мужественности и женственности для дошкольников» А.В. Абдарашитова
Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», февраль
2010г.