Тема: "Индивидуализация работы с одаренными детьми."
Описание:
Практика развития творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных материалов. Это способствует обучению одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации одаренной личности.
заключается целый ряд способностей и наклонностей,
которые стоит лишь пробудить и развить,
чтобы они, при приложении к делу,
произвели самые превосходные результаты.
Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель
Практика развития творческого потенциала одаренных детей предполагает
разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного
плана и учебных материалов. Это способствует обучению одаренных детей
творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных
качеств,
способствующих
в
будущем
социальной
реализации
одаренной
личности.
Индивидуализация обучения - это организация ВОП, при котором
учитываются индивидуальные особенности детей и создаются условия для
реализации потенциальных возможностей одаренных детей.
Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной
программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей одаренного ребенка.
При построении индивидуального учебного плана может использоваться
модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания
занятий, кружков ДО, входящих в учебный план.
При реализации образовательных программ для одаренных детей в
соответствии
с
индивидуальным
учебным
планом
могут
использоваться
различные
образовательные
технологии,
в
том
числе
дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
Профессор Герман Константинович Селевко в своей монографии
«Современные образовательные технологии» определяет индивидуализацию как
организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа
обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся.
Для одаренных детей индивидуализация в образовательном процессе – это
построение индивидуальных образовательных программ. Индивидуализация –
процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования
становится сам ребенок.
Индивидуализация является новым подходом к образованию, где изменяется
позиция ученика: он становится субъектом, а не объектом образования.
Важную роль в организации работы с одаренными детьми играет
образовательная программа.
Пассов в 1982 году предложил принципы создания образовательных
программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.
- Содержание программы должно предусматривать длительное, углубленное
изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания
структурами мышления.
- Программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать
развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического
применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и
генерировать новые.
- Программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность
приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой
информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
- Программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать
наличие и свободное использование информационных источников, поощрять их
инициативу и самостоятельность в учебе и развитии, уделять внимание сложным
мыслительным
процессам
детей,
их
способностям
к
творчеству
и
исполнительскому мастерству.
Образовательные программы для одаренных детей должны:
- включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет
учитывать
интерес
одаренных
детей
к
универсальному
и
общему,
их
повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к
будущему;
- использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции
тем и проблем, относящихся к различным областям знания, что позволяет
стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих
знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений
и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;
- предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать
склонность
детей
к
исследовательскому
типу
поведения,
проблемности
обучения, а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
- в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять
углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
- поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
-обеспечивать гибкость и вариативность учебного
и воспитательного
процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до
возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их
меняющихся
потребностей
и
специфики
их
индивидуальных
способов
деятельности;
- включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного
материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым
оборудованием,
подготовки
специальных
учебных
пособий,
организации
полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и
других учреждениях;
- обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных
критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания
своих идей и результатов;
- способствовать развитию самопознания.
Переход ребёнка на индивидуальную образовательную программу
происходит по правилам, которые должны предусматривать:
- оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на
индивидуальную программу;
- желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и
осознание им ответственности принимаемого решения;
- согласие, помощь и контроль родителей.
Для одаренных детей составляется индивидуальный образовательный
маршрут. Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленная
образовательная программа, которая обеспечивает учащемуся возможность
выбора
в
содержательной,
деятельностной
и
процессуальной области
образовательного процесса.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного
маршрута
в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального
образовательного маршрута характеризует особенности обучения одаренного
ребенка, и развития его на протяжении определенного времени, то есть носить
пролонгированный характер.
Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, потому что он
отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка, что позволяет
вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут
адекватен личностно-
ориентированному
образовательному
процессу,
но
в
то
же
время,
не
тождественен ему, так как имеет специфические особенности. Он специально
разрабатывается для конкретного одаренного учащегося. Причем на стадии
разработки маршрута одаренный учащийся выступает как субъект выбора
дифференцированного
образования,
предлагаемого
образовательным
учреждением, а на стадии реализации учащийся выступает как субъект
осуществления образования. Содержание индивидуального образовательного
маршрута определяется образовательными потребностями, индивидуальными
способностями, интересом и возможностями учащегося.
Развитие ребенка может осуществляться по нескольким образовательным
маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда
вытекает основная задача педагога - предложить обучающемуся спектр
возможностей и помочь ему сделать выбор.
Выбор того или иного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в
достижении необходимого образовательного результата;
-
возможностями
удовлетворить
образовательные
потребности
одаренной
личности;
- ресурсными возможностями.
Индивидуальные учебные планы - еще одно условие индивидуализации
работы с одаренными детьми.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего
образования
в
части
3
п.18
требования
к
разделам
основной
образовательной программы основного общего образования сказано, что для
развития
потенциала
обучающихся,
прежде
всего
одаренных
детей,
разрабатываются
с
участием
самих
обучающихся
и
их
родителей
индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов
сопровождается поддержкой образовательного учреждения.
Индивидуальные учебные планы для одаренных детей это, прежде всего,
право самостоятельно решать, какие предметы он желает изучать углубленно, а
какие – на базовом уровне. Поэтому у каждого ученика должно быть в идеале
свое индивидуальное расписание уроков. Ясно, что составить при такой системе
общешкольное расписание очень сложно, но вполне решаемо.
Литература.
1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой
личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные
труды. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение
одаренного ребенка. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК». 2004.
5 Электронный ресурс Министерства образования и науки.
6.
«Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден
приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ.
7.Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.