Учебное заведение: ГБОУ СОШ №13 СП "Детский сад №29 "Кораблик"
Населённый пункт: г.о.Чапаевск
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Мышление дошкольников с ЗПР"
Описание:
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана.
Структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск –
«Детский сад №29 «Кораблик», реализующее основные
общеобразовательные программы дошкольного образования
Консультация для педагогов и родителей
на тему: «Мышление дошкольников с ЗПР».
Подготовила
учитель-дефектолог Овсиенко В.Ф.
2016 год
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно
представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого
отражения и преобразования человеком действительности.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит так же в
том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи,
которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта
задача задана.
Давайте рассмотрим, что же такое мышление. Существует несколько
определений мышления.
МЫШЛЕНИЕ – психологический процесс познания, связанный с
открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим
преобразованием действительности.
МЫШЛЕНИЕ - обобщение и опосредованное отражение существенных
закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения
проблем.
В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных вида
мышления:
Предметно-действенное (наглядно-действенное), инструментом которого
является предмет. Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит,
тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со
следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок.
Наглядно-образное (иногда называют просто образным мышлением),
оперирует образами реального мира. На этом этапе, ребенку не обязательно
совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно)
представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
Словесно-логическое (понятийное), в котором мы пользуемся словом
(понятием). Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок
оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями,
выраженными словами.
Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающая
детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся
сверстников. По мнению Л.Н. Блиновой, отставание в развитии
мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры
мышления, а именно:
- в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой
познавательной активности;
-
нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной
отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем
эмпирических проб;
- в длительной несформированости операционного компонента, т.е.
умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,
сравнения;
- в нарушении динамических сторон мыслительных процессов)
В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий
мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют
различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления.
Основными мыслительными операциями являются
анализ, синтез,
сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Анализ - это мыслительное разложение целого на части или мысленное
выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной
форме анализ выражается в практическом разложении предметов на
составные части. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс
непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным
(теоретическим). Если анализ оторван от других операций, он становится
порочным, механистическим. Элементы такого анализа наблюдаются у
ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает,
ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.
Синтез -
это мысленное объединение частей, свойств, действий в
единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе
устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов
или частей к их сложному целому, предмету или явлению.
Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Анализируется то, что
включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ:
чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и
признаки необходимо получить в результате анализа.
Сравнение - это установление сходства или различия между
предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает
односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным,
по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и
опосредованным.
Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства,
признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе
признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков
предмета, становится самостоятельным предметом мышления.
Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно
путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия
длины, ширины, количества, равенства, стоимости и т.д. Абстракция -
сложный процесс, зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей,
стоящих перед исследователем. Среди видов абстракции можно выделить
практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности;
чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в
понятиях.
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и
абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации
обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной
другим или необходимо показать проявление общего в единичном.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их
общим и существенным признакам. Простейшие обобщения заключаются в
объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более
сложным является комплексное обобщение, при котором объекты
объединены по разным признакам.
Все указанные операции не могут проявляться изолировано вне связи
друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как
классификация, систематизация. Каждая из мыслительных операций может
быть рассмотрена как соответствующее умственное действие.
На развитие
мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития
внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем
мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).
Мышление не только включает в себя различные операции, но и протекают
на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет
говорить о существовании разных видах мышления.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются все виды мышления.
Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом
мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами
предметов). У большинства дошкольников с ЗПР, прежде всего, отсутствует
готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного
решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи, выявлено
снижение познавательной активности.
В игровой ситуации эти дети обычно достаточно активны,
самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие познавательной деятельности,
появляется преимущественно при усвоении программного материала,
сочетается с нарушением внимания, плохой координацией движения. У таких
детей наблюдается более скудный, в отличие от нормально развивающихся их
сверстников, запас сведений об окружающей действительности.
В зависимости от особенностей развития мышления условно можно
выделить основные группы детей с ЗПР:
- Дети с нормальным уровнем развития мыслительных операций, но
сниженной познавательной активностью. Это наиболее часто встречается у
детей с ЗПР психогенного происхождения.
- Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и
продуктивности выполнения заданий. (Простой психический инфантилизм
соматогенная форма ЗПР, легкая форма при ЗПР церебрально-органического
генеза.)
- Сочетание низкого уровня продуктивности и отсутствие познавательной
активности.
(Осложненный психический инфантилизм, выраженная ЗПР
церебрально-органического генеза.) Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в
образовании детей с задержкой психического развития. – М., 2004. С. 97.
Наглядно-действенное мышление активно формируется в раннем
дошкольном возрасте в процессе овладения ребенком игровой
деятельностью, которая должна быть определенным образом организована и
протекать под контролем и при специальном участии взрослого. У детей с
ЗПР, отмечается недоразвитие наглядно-действенного мышления, и
проявляется в недоразвитии предметно-практических манипуляции. Дети
самостоятельно не обобщают свой опыт в повседневном
действии с
предметами – орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у
них отсутствует этап осмысления ситуации, у них отсутствует
перенос
способа действия.
У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной
степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей
нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт -
все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой
психического развития.
Дети с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не
умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не
анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не
отбрасывают ошибочнее варианты, а повторяют одни и те же
непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы.
Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное
отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать
любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент
преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена
интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок
выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не
заинтересованы в результате выполнения задания.
Кроме того, у нормально развивающихся детей имеется постоянная
потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий
во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий, при
которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции,
т.е. позволяет ребенку планировать свои действия. У детей с ЗПР такая
потребность почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание
недостаточная связь между практическими действиями и их словесным
обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом.
Следовательно, их действия недостаточно осознаны, опыт действия не
зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы – представления
формируются медленно и фрагментарно.
ЗПР проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-
волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее
проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не
соответствуют возрасту. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти,
причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и
произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в
мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко
проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами
мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и
абстрагирование. Можно отметить, что к концу дошкольного возраста
наглядно-действенное мышление у детей с ЗПР активно развивается.
Упражнения для развития мышления:
-
выделение существенных признаков предметов и явлений,
включающих операции на умение обобщать. Толкование пословиц и метафор
и т.д.;
-
моделирование букв из палочек, из элементов букв,
реконструирования букв;
-
работа с кубиками Кооса;
-
складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы;
-
игра «IV лишний»
Литература
1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой
психического развития: учеб. пособие / Л.Н. Блинова. - М. : Изд-во НЦ
ЭНАС, 2004. - 136 с.
2. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений / Л.М. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред.
Л.В. Кузнецовой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
3. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника: Монография / Н.Н. Поддьяков.
- М.: Педагогика, 1977. - 272 с.
4. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования. / С.Л.
Рубинштейн. - М. : Изд-во АН СССР, 1958. - 147 с.
5. Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие для пед. вузов / Е.А.
Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. -
М. : Академия, 2001. - (Высшее образование). - 312 с.
6. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М.
Назаровой. - М. : Изд. центр «Академия», 2000. - 400 с.
7. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А.Власовой, В. И.
Лубовского, Н.А.Цыпиной. — М., 1984.
8. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические
принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов
н/Д: Феникс, 2007.
9. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития.
Хрестоматия. СПб.: Речь, 2004.
.