Напоминание

"Овладение эмоциональной лексикой в детском возрасте"

Автор: Овсиенко Вера Федоровна

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение: ГБОУ СОШ №9 СП "Детский сад №23 "Улыбка"

Населённый пункт: г.о.Чапаевск

Наименование материала: сообщение для воспитателей

Тема: "Овладение эмоциональной лексикой в детском возрасте"

Описание:

Развитие у ребенка способности говорить о собственных эмоциональных переживаниях и отношении к окружающему зависит от его опыта межличностного общения и уровня овладения специальными терминами, обозначающими различные чувства и оценки. Согласно В.М. Минаевой, широта и разнообразие специального словаря, обозначающего явления эмоциональной жизни, обеспечивает богатство оттенков для словесного обозначения чувств, что в свою очередь благоприятно влияет на эмоциональное развитие детей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4989

Опубликовано 12.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ГБОУ СОШ №9 СП «Детский сад» №23 «Улыбка»

Теме: Овладение эмоциональной лексикой в детском возрасте

Подготовила:

учитель-логопед Овсиенко В.Ф.

Развитие у ребенка способности говорить о собственных эмоциональных переживаниях и отношении к окружающему зависит от его
опыта межличностного общения
и уровня овладения
специальными

терминами,
обозначающими различные чувства и оценки. Согласно В.М. Минаевой, широта и разнообразие специального словаря, обозначающего явления эмоциональной жизни, обеспечивает богатство оттенков для словесного обозначения чувств, что в свою очередь благоприятно влияет на эмоциональное развитие детей. Их эмоции становятся более дифференцированными и управляемыми, они более точно выражают эмоциональные переживания и объясняют свои поступки. По данным М.И. Чистяковой, «словесный язык чувств» формируется по тем же законам, что и язык в целом. Способность детей говорить об эмоциях еще мало изучена в современной литературе. Однако есть данные, что к 18 месяцам дети уже воспринимают себя и других как живые существа, а в 18- 20 месяцев начинают понимать и использовать
слова, обозначающие

эмоции.
Цейтлин С.Н. отмечает, что при воспитании детей в раннем возрасте взрослые, прежде всего, обращают их внимание на две основные характеристики предметов и ситуаций: его общую оценку (положительную и отрицательную) и его размер. Положительная оценка часто поощряет действия ребенка с тем или иным предметом, а отрицательная призвана предостерегать от контактов с ним. Интонационная окраска высказывания взрослых в этих ситуациях необычайно выразительна, благодаря чему ребенок легче воспринимает смысл речи, даже если отдельные детали не до конца ясны. В этот период в детском лексиконе появляются слова, служащие для выражения
общей положительной
или
отрицательной оценки.
Во многих семьях это слова: «бяка» - обычно для передачи отрицательной оценки неодушевленных предметов и «пай» (пай-мальчик, пай-девочка) - для
выражения одобрения, положительной оценки человека и его поведения. Эти оценки чрезвычайно существенны для ребенка, так как формируют его этические эталоны и нормы поведения, помогают классифицировать предметы и события в соответствии с принятыми в обществе установками (С.Н. Цейтлин). По определению Е.Л. Яковлевой, осознание ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний происходит в процессе их называния взрослыми.
Вербализация эмоций
является важнейшим инструментом их осознания. Автор замечает, что только адекватное называние эмоций способствует их осознанию детьми. Если мать с детства комментирует словами эмоциональное состояние ребенка и использует при этом выразительную мимику и жесты, то он приучается дифференцировать свои эмоциональные переживания и адекватно обозначать их с помощью словесных и невербальных средств. Так, в активном словаре детей пятого года жизни , по данным Т.Б. Филичевой и А.Р. Соболевой, присутствуют слова, обозначающие отвлеченные
понятия, связанные
с
настроением
(радость, грусть, веселье). Английские психологи Т. Пик и Д. Эгли также отмечают, что способность ребенка к точному и гибкому лексическому оформлению своих эмоциональных переживаний формируется на ранних стадиях онтогенеза в процессе общения с родителями , а отсутствие или недостаточность таких лексических единиц требует проведения специальной коррекционной работы. В психолого-педагогических исследованиях А.В. Запорожца, Л.П. Стрелковой, П.М. Якобсон, Е.Л. Яковлевой подчеркивается, что способам выражения собственных эмоциональных состояний детей необходимо специально обучать . Взрослый демонстрирует ребенку образцы способов адекватного эмоционального реагирования в той или иной ситуации, принимает и поддерживает его попытки использовать полученный опыт для выражения своих переживаний и обеспечивает успешность такого обучения.
С точки зрения логопедов (И.Ю. Кондратенко, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова), проблему обогащения эмоциональной лексики детей нужно решать в контексте развития их игровой деятельности, фразовой речи, расширения коммуникативного опыта. Однако вследствие социально-экономических проблем часто возникает дефицит эмоционально-положительных контактов внутри семьи , снижается качество и количество речевого общения с ребенком и между самими членами семьи. Гордеева О.В. и Холмогорова А.Б. указывают на сокращение словаря эмоций в современном обществе в связи с невостребованностью эмпатийных качеств. Экспериментальные исследования И.Ю. Кондратенко и Г.В. Чиркиной доказывают, что объем, качество и последовательность овладения детьми эмоциональной лексикой зависят от многих факторов: интеллектуального уровня, речевого развития, возрастных особенностей, условий воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
2.
Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально- коммуникативная игра. – М.: Когито-центр, 2000. – 36 с.
3.
Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. – М., 1984.
4.
Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефекто- логии.—М.: Просвещение, 1987. – 80 с.
5.
Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. – М., 1958.
6.
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004 – 160 с.
7.
Жукова И.О., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
8.
Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структура эмоциональных процессов у ребенка. // Вопросы психологии. – 1974, №3 – с. 59-73.
9.
Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1980.
10.
Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций // Вестник МГУ / Ч.А. Измайлов – 1995. - № 4. – С. 27-35.
11.
Колмогорова Л.С. Человекознание: Курс психологии с элементами этики и валеологии: 1 класс / Л.С. Колмогорова, Н.Н.Григорьевская, И.А. Модина. – М.: Генезис, 1998. – 160 с.
12.
Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. // Дефектология – 2003, №3. – 38-45с.
13.
Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Дефектология – 2002, №6. – 24-29 с.

14.
Кондратенко И.Ю. Проблема усвоения лексических знаний у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональное состояние и оценки. // Дефектология – 2001, №6. – 27-30с.


Яндекс.Метрика