"Овладение эмоциональной лексикой в детском возрасте"
Автор: Овсиенко Вера Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №9 СП "Детский сад №23 "Улыбка"
Населённый пункт: г.о.Чапаевск
Наименование материала: сообщение для воспитателей
Тема: "Овладение эмоциональной лексикой в детском возрасте"
Описание:
Развитие у ребенка способности говорить о собственных эмоциональных переживаниях и отношении к окружающему зависит от его опыта межличностного общения и уровня овладения специальными терминами, обозначающими различные чувства и оценки. Согласно В.М. Минаевой, широта и разнообразие специального словаря, обозначающего явления эмоциональной жизни, обеспечивает богатство оттенков для словесного обозначения чувств, что в свою очередь благоприятно влияет на эмоциональное развитие детей.
Теме: Овладение эмоциональной лексикой в детском возрасте
Подготовила:
учитель-логопед Овсиенко В.Ф.
Развитие у ребенка способности говорить о собственных
эмоциональных переживаниях и отношении к окружающему зависит от его
опыта межличностного общения
и уровня овладения
специальными
терминами,
обозначающими различные чувства и оценки. Согласно
В.М. Минаевой, широта и разнообразие специального словаря,
обозначающего явления эмоциональной жизни, обеспечивает богатство
оттенков для словесного обозначения чувств, что в свою очередь
благоприятно влияет на эмоциональное развитие детей. Их эмоции
становятся более дифференцированными и управляемыми, они более точно
выражают эмоциональные переживания и объясняют свои поступки.
По данным М.И. Чистяковой, «словесный язык чувств» формируется по
тем же законам, что и язык в целом. Способность детей говорить об эмоциях
еще мало изучена в современной литературе. Однако есть данные, что к 18
месяцам дети уже воспринимают себя и других как живые существа, а в
18-
20 месяцев начинают понимать и использовать
слова, обозначающие
эмоции.
Цейтлин С.Н. отмечает, что при воспитании детей
в раннем возрасте
взрослые, прежде всего, обращают их внимание на две основные
характеристики предметов и ситуаций: его общую оценку (положительную и
отрицательную) и его размер. Положительная оценка часто поощряет
действия ребенка с тем или иным предметом, а отрицательная призвана
предостерегать от контактов с ним. Интонационная окраска высказывания
взрослых в этих ситуациях необычайно выразительна, благодаря чему
ребенок легче воспринимает смысл речи, даже если отдельные детали не до
конца ясны.
В этот период в детском лексиконе появляются
слова, служащие для
выражения общей положительной или отрицательной оценки. Во многих
семьях это слова: «бяка» - обычно для передачи отрицательной оценки
неодушевленных предметов и «пай» (пай-мальчик, пай-девочка) - для
выражения одобрения, положительной оценки человека и его поведения. Эти
оценки чрезвычайно существенны для ребенка, так как формируют его
этические эталоны и нормы поведения, помогают классифицировать
предметы и события в соответствии с принятыми в обществе установками
(С.Н. Цейтлин).
По определению Е.Л. Яковлевой, осознание ребенком собственных
эмоциональных реакций и состояний происходит в процессе их называния
взрослыми.
Вербализация эмоций
является важнейшим
инструментом их осознания. Автор замечает, что только адекватное
называние эмоций способствует их осознанию детьми. Если мать с детства
комментирует словами эмоциональное состояние ребенка и использует при
этом выразительную мимику и жесты, то он приучается дифференцировать
свои эмоциональные переживания и адекватно обозначать их с помощью
словесных и невербальных средств. Так, в активном словаре детей
пятого
года жизни , по данным Т.Б. Филичевой и А.Р. Соболевой, присутствуют
слова, обозначающие отвлеченные
понятия, связанные
с
настроением
(радость, грусть, веселье).
Английские психологи Т. Пик и Д. Эгли также отмечают, что
способность ребенка к точному и гибкому лексическому оформлению своих
эмоциональных переживаний формируется на ранних стадиях онтогенеза
в
процессе общения с родителями
, а отсутствие или недостаточность таких
лексических единиц требует проведения специальной коррекционной работы.
В психолого-педагогических исследованиях А.В. Запорожца, Л.П.
Стрелковой, П.М. Якобсон, Е.Л. Яковлевой подчеркивается, что способам
выражения собственных эмоциональных состояний детей
необходимо
специально обучать . Взрослый демонстрирует ребенку образцы способов
адекватного эмоционального реагирования в той или иной ситуации,
принимает и поддерживает его попытки использовать полученный опыт для
выражения своих переживаний и обеспечивает успешность такого обучения.
С точки зрения логопедов (И.Ю. Кондратенко, Н.В. Серебрякова, Т.В.
Туманова), проблему обогащения эмоциональной лексики детей нужно
решать в контексте
развития их
игровой деятельности, фразовой речи,
расширения коммуникативного опыта.
Однако вследствие социально-экономических проблем часто возникает
дефицит эмоционально-положительных контактов внутри семьи
, снижается
качество и количество речевого общения с ребенком и между самими
членами семьи. Гордеева О.В. и Холмогорова А.Б. указывают на
сокращение
словаря эмоций в современном обществе
в связи с невостребованностью
эмпатийных качеств. Экспериментальные исследования И.Ю. Кондратенко и
Г.В. Чиркиной доказывают, что объем, качество и последовательность
овладения детьми эмоциональной лексикой зависят от многих факторов:
интеллектуального уровня, речевого развития, возрастных особенностей,
условий воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и
психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
2.
Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-
коммуникативная игра. – М.: Когито-центр, 2000. – 36 с.
3.
Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской
звучащей речи. – М., 1984.
4.
Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефекто-
логии.—М.: Просвещение, 1987. – 80 с.
5.
Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке
// Сборник статей по языкознанию. – М., 1958.
6.
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций.
М.: Айрис-пресс, 2004 – 160 с.
7.
Жукова И.О., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е.
Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
8.
Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и
структура эмоциональных процессов у ребенка. // Вопросы психологии. –
1974, №3 – с. 59-73.
9.
Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное
воспитание детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1980.
10. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций // Вестник МГУ / Ч.А.
Измайлов – 1995. - № 4. – С. 27-35.
11. Колмогорова Л.С. Человекознание: Курс психологии с элементами
этики и валеологии: 1 класс / Л.С. Колмогорова, Н.Н.Григорьевская, И.А.
Модина. – М.: Генезис, 1998. – 160 с.
12. Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по
формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи
старшего дошкольного возраста. // Дефектология – 2003, №3. – 38-45с.
13. Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой
детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. //
Дефектология – 2002, №6. – 24-29 с.
14. Кондратенко И.Ю. Проблема усвоения лексических знаний у
дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональное
состояние и оценки. // Дефектология – 2001, №6. – 27-30с.