Напоминание

"Методика развития речи у детей с умственной отсталостью в рамках образовательной области География и Естествознание"

Автор: Оверина Екатерина Александровна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: ГКУЗ СДР "Теремок"

Населённый пункт: Тверь

Наименование материала: презентация

Тема: "Методика развития речи у детей с умственной отсталостью в рамках образовательной области География и Естествознание"

Описание:

Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью Основные задачи речевого развития во ФГОС Основные задачи образовательной области география и естествознание Направления развития речи в рамках образовательной области география и естествознание Пример содержания занятия для детей с УО по географии и естествознанию с опорой на развитие речи

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4994

Опубликовано 12.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Методика развития речи у детей с умственной отсталостью в рамках образовательной области География и Естествознание Подготовила: Оверина Е.А. Тверь 2016
Содержание  Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью  Основные задачи речевого развития во ФГОС  Основные задачи образовательной области география и естествознание  Направления развития речи в рамках образовательной области география и естествознание  Пример содержания занятия для детей с УО по географии и естествознанию с опорой на развитие речи  Вывод
Особенности развития речи у детей с УО У детей с УО страдают все стороны речи: • фонетическая, • лексическая, • грамматическая. Речь умственно отсталых дошкольников и школьников бывает настолько слабо развита, что не может осуществлять и свою важнейшую функцию - коммуникативную. К сожалению (и это характерно для умственно отсталых детей, в отличие, например, от дошкольников с нарушением слуха), недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. С точки зрения развития речи умственно отсталые дошкольники представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью, и дети с формально достаточно хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности - с другой. Речь не в полной отражает истинные интеллектуальные возможности ребенка.
Характеристики нарушений речи у детей с УО • Нарушение фонетической стороны речи: • Нарушение звукопроизношения; • Трудности в использовании правильных артикуляционных установок; • Нарушение слуховой дифференциации звука; • Искажение слоговой структуры слова; • Недостатки лексической стороны речи: • Ограниченный словарный запас импрессивной речи; • Неумение обобщать предметы по основному признаку; • Нарушение семантических полей некоторых слов; • Трудности использования глагольных приставок; • Замена наречий, выражающих пространственные отношения указательными местоимениями; • Нарушение грамматического стоя речи: • Трудности использования морфологической формы словоизменения; • Некорректное понимание синтаксической структуры предложения; • Несформированность функции словообразования.
Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте • Владение речью как средством общения и культуры; • Обогащение активного словаря; • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; • Развитие речевого творчества; • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Задачи географии и естествознания как образовательной области:  Расширение представления детей об окружающем мире;  Формирование экологических представлений;  Воспитание любви к природе, бережного и гуманного отношения к ней;  Формирование, упорядочение и систематизации представлений о географических объектах и явлениях.  Формирование представлений о ландшафте, флоре и фауне отдельных районов, о расположении материков и океанов, о Земле, Солнце и Луне;  Развитие познавательного интереса;  Коррекционно-развивающие задачи;  Расширение представлений о родном крае;  Обеспечение межпредметной связи географии с другими образовательными областями;  Расширение лексических понятий;  Развитие пространственных и временных понятий; • Одной из задач учителя географии является систематическое проведение словарной работы. Обогащая словарь учащихся, мы развиваем их мышление и речь.
Развитие речи в рамках образовательной области:  Составление рассказов по картинкам (напр. «золотая осень», «сбор урожая»);  Наблюдение природных явлений непосредственно на улице, сопровождаемое речевым описанием преподавателя;  Составление рассказов о наблюдаемых ранее погодных явлениях без наглядного примера;  Показ учебных фильмов;  Контроль преподавателя над собственной речью для лучшего усвоения синтактических правил образования предложений;  Вопросно-ответная беседа как способ развития речи, мышления и внимания учеников;  Индивидуальный опрос с целью индивидуальной коррекции речи конкретного ученика;
Дополнительные возможности развития речи в рамках образовательной области География и Естествознание  В качестве проектной деятельности ученикам может быть предложено задание по составлению дневника наблюдений за определёнными погодными явлениями/ сменой времён года/ наблюдение за определённым животным в определённой среде через online трансляцию. Составление дневника поможет ученику упорядочить свою речь и улучшить её синтактическую сторону  Обеспечение возможности объединения учеников в подгруппы и проведение работ коллективно. Процесс сотрудничества между детьми позволяет расширить возможности их коммуникативной сферы и речи в целом.  Для осуществления принципа единства предоставляемой информации возможно учитывать в составлении перспективного плана сезонные лексические темы.
Примерное содержание занятия по географии и естествознанию на тему: «зима» Задачи: • Ознакомить детей с такими понятиями как времена года, уточнить последовательность смены времён года. • Дать представление о том, какое время года на данный момент за окном, отметить изменения в природе. • Дать представление о зимних месяцах и ознакомить с их названиями и последовательностью. Содержание:
Задачи: • Расширить понимание ребёнка об изменениях, происходящих при смене времён года; • Научить составлять рассказы по сюжетным картинкам; • Научить соотносить картинку с непосредственно наблюдаемыми явлениями; Содержание: сюжетная картинка
Упражнение «скажи наоборот»
Задача
: ознакомление детей с понятиями, имеющими противоположные значения. содержание: Летом дни жаркие, а зимой - … . Летом небо светлое, а зимой - … . Летом день длинный, а зимой - … . Снег мягкий, а лёд - … . Упражнение «подбирай, называй, запоминай»
Задача:
развитие импрессивной и активной речи, пополнения словарного запаса прилагательными и глаголами и глаголами с приставками. содержание: Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная, долгая… Снежинка (какая?) - …… . *** Снежинки зимой (что делают?) – падают, летают, искрятся, сверкают, блестят, тают… Дети на зимней прогулке (что делают?) - … . *** Ваня на горку (что сделал?) – заехал; Ваня с горки (что сделал?) - …, Ваня вокруг горки (что сделал?) … .
Упражнение «назови ласково»
Задача
: ознакомление детей с уменьшительно-ласкательными понятиями, отработка словообразования, формирование представления о значении уменьшительно-ласкательного суффикса. содержание: Снег – снежок; Лёд – … .; Снеговик – … . ; Солнце - … . Упражнение «1,2,5»
Задача:
предоставление понятия о согласовании числительного и существительного, корректировка словоизменения. содержание: Одна – снежинка, две – снежинки, много – снежинок; Один – снеговик, два - … , много - …; Один сугроб, два - … , много … .
В заключении хотелось бы отметить, что любая образовательная область, в том числе география и естествознание, может служить основой для развития речи ребёнка с УО, при использовании содержания образовательной области как лексической темы. Преподаватель должен уделять особое внимание грамотному подбору дидактических игр и сюжетных картинок, соответствующих уровню интеллектуального и речевого развития учеников, осуществлять контроль собственной речи, своевременно проводить коррекцию речи учащихся, обеспечить возможность для сотрудничества между детьми, не торопить учеников с ответом и давать им время на размышление и, конечно, учитывать методические принципы обучения детей с УО. • Спасибо за внимание


Яндекс.Метрика