"Методика развития речи у детей с умственной отсталостью в рамках образовательной области География и Естествознание"
Автор: Оверина Екатерина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУЗ СДР "Теремок"
Населённый пункт: Тверь
Наименование материала: презентация
Тема: "Методика развития речи у детей с умственной отсталостью в рамках образовательной области География и Естествознание"
Описание:
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Основные задачи речевого развития во ФГОС
Основные задачи образовательной области география и естествознание
Направления развития речи в рамках образовательной области география и естествознание
Пример содержания занятия для детей с УО по географии и естествознанию с опорой на развитие речи
Методика развития речи у детей с
умственной отсталостью в рамках
образовательной области
География и Естествознание
Подготовила: Оверина Е.А.
Тверь 2016
Содержание
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Основные задачи речевого развития во ФГОС
Основные задачи образовательной области география и
естествознание
Направления развития речи в рамках образовательной области
география и естествознание
Пример содержания занятия для детей с УО по географии и
естествознанию с опорой на развитие речи
Вывод
Особенности развития речи у детей с УО
У детей с УО страдают все стороны речи:
•
фонетическая,
•
лексическая,
•
грамматическая.
Речь умственно отсталых дошкольников и школьников бывает настолько слабо развита,
что не может осуществлять и свою важнейшую функцию - коммуникативную. К
сожалению (и это характерно для умственно отсталых детей, в отличие, например, от
дошкольников с нарушением слуха), недоразвитие коммуникативной функции речи не
компенсируется другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными.
С точки зрения развития речи умственно отсталые дошкольники представляют собой
весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие
речью, и дети с формально достаточно хорошо развитой речью. Но всех их объединяет
ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной
стороны, и оторванность речи от деятельности - с другой. Речь не в полной отражает
истинные интеллектуальные возможности ребенка.
Характеристики нарушений речи у детей с УО
•
Нарушение фонетической стороны речи:
•
Нарушение звукопроизношения;
•
Трудности в использовании правильных артикуляционных установок;
•
Нарушение слуховой дифференциации звука;
•
Искажение слоговой структуры слова;
•
Недостатки лексической стороны речи:
•
Ограниченный словарный запас импрессивной речи;
•
Неумение обобщать предметы по основному признаку;
•
Нарушение семантических полей некоторых слов;
•
Трудности использования глагольных приставок;
•
Замена наречий, выражающих пространственные отношения
указательными местоимениями;
•
Нарушение грамматического стоя речи:
•
Трудности использования морфологической формы словоизменения;
•
Некорректное понимание синтаксической структуры предложения;
•
Несформированность функции словообразования.
Задачи речевого развития в федеральном
государственном образовательном стандарте
•
Владение речью как средством общения и культуры;
•
Обогащение активного словаря;
•
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
•
Развитие речевого творчества;
•
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте;
•
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
•
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
Задачи географии и естествознания как
образовательной области:
Расширение представления детей об окружающем мире;
Формирование экологических представлений;
Воспитание любви к природе, бережного и гуманного отношения к ней;
Формирование, упорядочение и систематизации представлений о географических объектах и
явлениях.
Формирование представлений о ландшафте, флоре и фауне отдельных районов, о расположении
материков и океанов, о Земле, Солнце и Луне;
Развитие познавательного интереса;
Коррекционно-развивающие задачи;
Расширение представлений о родном крае;
Обеспечение межпредметной связи географии с другими образовательными областями;
Расширение лексических понятий;
Развитие пространственных и временных понятий;
•
Одной из задач учителя географии является систематическое проведение словарной
работы. Обогащая словарь учащихся, мы развиваем их мышление и речь.
Развитие речи в рамках
образовательной области:
Составление рассказов по картинкам (напр. «золотая осень», «сбор урожая»);
Наблюдение природных явлений непосредственно на улице, сопровождаемое речевым
описанием преподавателя;
Составление рассказов о наблюдаемых ранее погодных явлениях без наглядного
примера;
Показ учебных фильмов;
Контроль преподавателя над собственной речью для лучшего усвоения синтактических
правил образования предложений;
Вопросно-ответная беседа как способ развития речи, мышления и внимания учеников;
Индивидуальный опрос с целью индивидуальной коррекции речи конкретного ученика;
Дополнительные возможности развития
речи в рамках образовательной области
География и Естествознание
В качестве проектной деятельности ученикам может быть предложено задание по
составлению дневника наблюдений за определёнными погодными явлениями/
сменой времён года/ наблюдение за определённым животным в определённой
среде через online трансляцию. Составление дневника поможет ученику
упорядочить свою речь и улучшить её синтактическую сторону
Обеспечение возможности объединения учеников в подгруппы и проведение работ
коллективно. Процесс сотрудничества между детьми позволяет расширить
возможности их коммуникативной сферы и речи в целом.
Для осуществления принципа единства предоставляемой информации возможно
учитывать в составлении перспективного плана сезонные лексические темы.
Примерное содержание занятия по географии
и естествознанию на тему: «зима»
Задачи:
•
Ознакомить детей с такими
понятиями как времена года, уточнить
последовательность смены времён
года.
•
Дать представление о том, какое
время года на данный момент за
окном, отметить изменения в
природе.
•
Дать представление о зимних
месяцах и ознакомить с их
названиями и последовательностью.
Содержание:
Задачи:
•
Расширить понимание
ребёнка об
изменениях,
происходящих при
смене времён года;
•
Научить составлять
рассказы по
сюжетным картинкам;
•
Научить соотносить
картинку с
непосредственно
наблюдаемыми
явлениями;
Содержание: сюжетная
картинка
Упражнение «скажи наоборот»
Задача : ознакомление детей с понятиями, имеющими противоположные значения.
содержание:
Летом дни жаркие, а зимой - … .
Летом небо светлое, а зимой - … .
Летом день длинный, а зимой - … .
Снег мягкий, а лёд - … .
Упражнение «подбирай, называй, запоминай»
Задача: развитие импрессивной и активной речи, пополнения словарного запаса прилагательными и
глаголами и глаголами с приставками.
содержание:
Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная, долгая…
Снежинка (какая?) - …… .
***
Снежинки зимой (что делают?) – падают, летают, искрятся, сверкают, блестят, тают…
Дети на зимней прогулке (что делают?) - … .
***
Ваня на горку (что сделал?) – заехал;
Ваня с горки (что сделал?) - …,
Ваня вокруг горки (что сделал?) … .
Упражнение «назови ласково»
Задача : ознакомление детей с уменьшительно-ласкательными понятиями,
отработка словообразования, формирование представления о значении
уменьшительно-ласкательного суффикса.
содержание:
Снег – снежок;
Лёд – … .;
Снеговик – … . ;
Солнце - … .
Упражнение «1,2,5»
Задача: предоставление понятия о согласовании числительного и
существительного, корректировка словоизменения.
содержание:
Одна – снежинка, две – снежинки, много – снежинок;
Один – снеговик, два - … , много - …;
Один сугроб, два - … , много … .
В заключении хотелось бы отметить, что любая образовательная
область, в том числе география и естествознание, может служить
основой для развития речи ребёнка с УО, при использовании
содержания образовательной области как лексической темы.
Преподаватель должен уделять особое внимание грамотному
подбору дидактических игр и сюжетных картинок, соответствующих
уровню интеллектуального и речевого развития учеников,
осуществлять контроль собственной речи, своевременно проводить
коррекцию речи учащихся, обеспечить возможность для
сотрудничества между детьми, не торопить учеников с ответом и
давать им время на размышление и, конечно, учитывать
методические принципы обучения детей с УО.
•
Спасибо за внимание