Напоминание

Модель развивающей предметно-пространственной среды, направленной на обеспечение реализации образовательной программы дошкольной образовательной Организации.

Автор: Липунова Елена Николаевна

Должность: липунова Елена Николаевна

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35"

Населённый пункт: Томская область, г. Северск

Наименование материала: статья

Тема: Модель развивающей предметно-пространственной среды, направленной на обеспечение реализации образовательной программы дошкольной образовательной Организации.

Описание:

Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=5009

Опубликовано 14.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Модель развивающей предметно-пространственной среды, направленной на

обеспечение реализации образовательной программы дошкольной

образовательной Организации.
Вопрос организации предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Известно, что развитие ребёнка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения с взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания. Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе, мы столкнулись с проблемой несоответствия традиционной предметной среды с запросами современных детей. На развитие ребенка в значительной степени оказывает влияние наследственность, воспитание и социум. Создавая "среду обитания" для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную
деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности. Современный мир диктует нам свои правила. Современные дети – это уже не те ребятишки, которые будут радоваться простенькой куколке или машинке. Они предпочтут традиционной кукле – к укол-пупсов, которые выглядят как настоящие маленькие детки, умеющие плакать, смеяться, говорить и лучше всего подходят для игр в дочки-матери, ведь за ними надо ухаживать: укладывать спать, пеленать, кормить, садить на горшок, надевать памперсы. Простую машинку дети готовы заменить управляемыми машинами на пульте, а бумажные развивающие дидактические игры заменяют планшетными компьютерами и игровыми консолями. Данную проблему мы начали решать постепенно. На наш взгляд новая развивающая предметно-пространственная среда группы – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная и реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. В таких условиях детям комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие, а также уединиться, если он устал от вынужденного постоянного общения со сверстниками. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, настольные, сюжетные игры и имеют постоянное место хранения. Дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки. Игровые и тематические зоны или центры (сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Условно, в пределах пространства группы можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка. Познавательное развитие рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А также развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Учебно-познавательный центр оформлен с учетом эстетических психолого- педагогических требований. При формировании предметно-пространственной среды в группе мы старались придерживаться принципам её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами: 1. Принцип дистанции позиции
2.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
3.
Гендерный принцип
4.
Принципы организации предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе создает условия для взаимодействия, сотрудничества и обеспечивает максимальное комфортное состояние ребенка и его развитие. Список литературы. 1. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007. 2. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008.-№ 5 3. Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды.-Учитель, 2013. 4. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.-
Детство-Пресс, 2010. 5. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011) 6. Т.А. Цквитария «В помощь старшему воспитателю», Книга №2, «Диагностика. Предметно-пространственная среда». Издательство «ТЦ Сфера», 2014 г.


Яндекс.Метрика