Модель развивающей предметно-пространственной среды, направленной на обеспечение реализации образовательной программы дошкольной образовательной Организации.
Автор: Липунова Елена Николаевна
Должность: липунова Елена Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35"
Населённый пункт: Томская область, г. Северск
Наименование материала: статья
Тема: Модель развивающей предметно-пространственной среды, направленной на обеспечение реализации образовательной программы дошкольной образовательной Организации.
Описание:
Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.
Модель развивающей предметно-пространственной среды, направленной на
обеспечение реализации образовательной программы дошкольной
образовательной Организации.
Вопрос организации предметно-пространственной среды ДОУ на
сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Известно, что развитие ребёнка - дошкольника совершается в процессе
воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности,
организуемой педагогом в разнообразных формах его общения с взрослыми и
сверстниками.
Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в
которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает
свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный
опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает
опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками,
на собственном опыте приобретает знания.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет
каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности,
возможности для его всестороннего развития.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в
группе, мы столкнулись с проблемой несоответствия традиционной предметной
среды с запросами современных детей.
На развитие ребенка в значительной
степени оказывает влияние наследственность, воспитание и социум.
Создавая "среду обитания" для воспитанников необходимо, прежде всего,
уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен
обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой
деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия
ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную
деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие
самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
Современный мир диктует нам свои правила. Современные дети – это уже
не те ребятишки, которые будут радоваться простенькой куколке или машинке.
Они предпочтут традиционной кукле – к
укол-пупсов, которые выглядят как
настоящие маленькие детки, умеющие плакать, смеяться, говорить и лучше всего
подходят для игр в дочки-матери, ведь за ними надо ухаживать: укладывать спать,
пеленать, кормить, садить на горшок, надевать памперсы.
Простую машинку дети
готовы заменить управляемыми машинами на пульте, а бумажные развивающие
дидактические игры заменяют планшетными компьютерами и игровыми
консолями.
Данную проблему мы начали решать постепенно.
На наш взгляд новая развивающая предметно-пространственная среда
группы – это естественная комфортабельная обстановка, рационально
организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми
материалами, эстетически оформленная и реализует возможность построения
непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно
разными видами деятельности, не мешая друг другу. В таких условиях детям
комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие, а
также уединиться, если он устал от вынужденного постоянного общения со
сверстниками.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический
материал, настольные, сюжетные игры и имеют постоянное место хранения.
Дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, костюмы и украшения для
инсценировки любимой сказки.
Игровые и тематические зоны или центры (сюжетно-ролевых игр,
строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства,
развития речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный)
позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Условно, в пределах пространства группы можно выделить игровые и
тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка.
Познавательное развитие рассматривает формирование познавательных
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А
также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Учебно-познавательный центр оформлен с учетом эстетических психолого-
педагогических требований.
При формировании предметно-пространственной среды в группе мы
старались придерживаться принципам её построения, рекомендованные
Федеральными государственными образовательными стандартами:
1.
Принцип дистанции позиции
2.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
3.
Гендерный принцип
4.
Принципы организации предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда подбирается с учетом принципа
интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной
образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других
областей.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в нашей
группе создает условия для взаимодействия, сотрудничества и обеспечивает
максимальное комфортное состояние ребенка и его развитие.
Список литературы.
1. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по
проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды
в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.:
Айресс Пресс, 2007.
2. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в
групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008.-№ 5
3. Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды.-Учитель, 2013.
4. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.-
Детство-Пресс, 2010.
5. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
(Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20
июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14
ноября 2011)
6. Т.А. Цквитария «В помощь старшему воспитателю», Книга №2, «Диагностика.
Предметно-пространственная среда». Издательство «ТЦ Сфера», 2014 г.