"Проектная деятельность, как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста"
Автор: Северина Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №1
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Проектная деятельность, как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста"
Описание:
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма говорит о необходимости создания эффективных условий для формирования навыков безопасного поведения на дорогах города с младшего дошкольного возраста и приводит к мысли о целесообразности разработки и внедрения проектной деятельности в образовательный процесс по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
«Проектная деятельность, как средство формирования навыков
безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»
(статья из опыта работы воспитателей Севериной Е.Л., Гоковой О.Н.)
Тревожные статистические данные по детскому дорожному
травматизму в Белгороде мало, чем отличаются от показателей по России. В
последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни
– это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное
поведение в различных, и неожиданных, ситуаций на улицах города. В наше
время вряд ли можно удивиться ухудшающимися год от года
статистическими данными о детском травматизме на дорогах. И это при том,
что в детском саду регулярно проводятся занятия по правилам дорожного
движения.
Почему так происходит? Оказывается, ребенку мало получить
конкретные знания. Попадая в сложную ситуацию на дороге, вряд ли он
сможет эти знания применить. Необходимо ввести ребенка в проблемную
ситуацию, где он сможет учиться ориентироваться в окружающей
обстановке, самостоятельно находить пути решения из нее .
Началом работы по теме опыта стало проведение
мониторинга
по
программе
«От рождения до школы» под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой . Дополнительно авторы используют программу
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н.Н.
Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной, раздел «Ребёнок на улице».
По результатам проведенного мониторинга оказалось, что только 8%
дошкольников имеют высокий уровень, 47% - находятся на среднем уровне и
45% - на низком уровне.
Такие данные побудили авторов более глубоко заняться проблемой
детского дорожно-транспортного травматизма.
Необходимость создания эффективных условий для формирования
навыков безопасного поведения на дорогах города с младшего дошкольного
возраста привела к мысли о целесообразности разработки и внедрения
проектной деятельности в образовательный процесс
по предупреждению
детского дорожно-транспортного травматизма.
Метод проектирования в старшем дошкольном возрасте является
одним
из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по
познавательной активности детей, Дидактический смысл проекта
заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует
навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную
активность, умение определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Метод проектной деятельности, основанный на личностно-
ориентированном подходе, позволяет целенаправленно формировать навыки
безопасного поведения детей на дороге. Следовательно, ведущей
педагогической идеей является
конструирование образовательного
пространства детей дошкольного возраста, направленного на формирование
основ безопасного поведения на дороге посредством
метода
проектной
деятельности.
Проектная деятельность – это комплекс взаимосвязанных действий,
организованных взрослым, по реализации значимой для ребенка проблемы на
основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности,
завершающейся реальным практическим результатом. Проектная
деятельность отвечает принципам развивающего образования и повышает его
качество, так как:
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
задач;
способствует интеграции образовательных областей, интеграции
видов детской деятельности и деятельности специалистов дошкольного
учреждения с родителями, сотрудниками других социальных учреждений;
предусматривает построение образовательного процесса на
адекватных возрасту формах работы с детьми.
В настоящее время, примерные общеобразовательные программы,
реализуемые в дошкольных учреждениях, призваны помочь педагогу решить
большой и сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным
образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей
на дороге, быту и повседневной жизни.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, уделяя подготовке
детей к школьной жизни особое внимание, учитывая, изменения в нашей
общественной жизни авторы задумались над проблемой социально -
нравственного воспитания детей, в частности, проблемой безопасности
жизни будущих школьников. Ведь чем взрослее ребенок, тем больше он
получает самостоятельности от взрослых и поэтому он должен уметь себя
вести в любой, даже в самой экстремальной ситуации. Эта проблема
особенно ощущалась в работе с детьми дошкольного возраста, это дети
которые требуют определенного подхода.
Во время самостоятельной деятельности дети играли в сюжетно-
ролевые и дидактические игры, рассматривали иллюстрации, занимались
продуктивной деятельностью.
Компетентностный подход, применяемый в процессе работы, дал
возможность включиться каждому ребенку в практическую деятельность, в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта
безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
Перспективность данного опыта состоит не только в том, чтобы
оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с
различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Именно поэтому немаловажное значение имеет создание условий в
дошкольном образовательном учреждении, в семье, позволяющих ребенку
планомерно накапливать опыт безопасного поведения в социуме.