Должность: педагог дополнительного образования по хореографии
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка детский сад № 98 "Сказка"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: Проект "В танце рождается здоровье"
Описание:
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.
В дошкольных учреждениях с детьми проводятся различные занятия, на которых педагоги формируют у детей представления о здоровом образе жизни, но, не видя, пример взрослых, у детей не закрепляется правильный образ мышления, не вырабатывается навык противостоять вредным привычкам.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, педагогам дошкольных учреждений, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Понятие "здоровье" имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: "Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов"
Занятия хореографией способствуют формированию знаний о себе и своем теле, помогают научиться чувствовать свои мышцы, управлять ими и заботиться о своем здоровье, у детей развивается выносливость, пластичность, становится более гибким костно-мышечная система, развивается творческая фантазия. Благодаря передвижениям в танце, формируется ориентировка в пространстве, развивается координация движений.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 98»
ПРОЕКТ
«В танце рождается здоровье»
(творческий, долгосрочный, коллективный,
срок реализации – 2 года)
Разработчик проекта:
Касинова Светлана Адольфовна,
педагог дополнительного
образования по хореографии
Курск - 2016
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Этапы проекта
Направления проектной деятельности.
Работа с педагогами, родителями
1 этап –
подготовительный
- Изучение методической литературы
(хореографии, игрового стретчинга, партерной
гимнастики, ритмики.)
- Определение цели и задач проекта.
- Подбор репертуара для детей.
- Педагогическая диагностика детей (выявление
уровня развития и сформированности
двигательных умений и навыков, нарушений
осанки, нарушением координации движений).
- Разработка рекомендаций, памяток для родителей
по хореографии, гимнастике.
- Проведение родительского собрания на тему
«Роль танца в развитии ребенка».
- Анкетирование родителей по формированию
здорового образа жизни (ЗОЖ).
- Консультации для педагогов по проведению
музыкально-подвижных игр.
- Подготовка аудио, видео записей.
2 этап –
- Проведение занятий с детьми (партерной
гимнастики, игрового стретчинга, хореографии,
ритмики.)
- Проведение совместных мероприятий с детьми и
родителями.
3 этап –
- Проведение открытых занятий и мероприятий для
родителей.
- Диагностика детей (выявление эффективности
реализации проекта.)
- Анализ проектной деятельности.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта
«В танце рождается здоровье»
Образовательные области
ООП ДО
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
Тип проекта
Творческий, коллективный, долгосрочный.
Проблема, актуальность
Проблема здоровья дошкольников
осознаётся в современном мире как
общенациональная и государственная. Все
понимают, что полноценное развитие
человека невозможно без хорошего здоровья.
Именно в детстве закладывается фундамент
здоровья и некоторые важные черты
личности. Успех в любой деятельности во
многом определяется физическим
состоянием ребёнка. Детский организм
остро реагирует на незначительные
отклонения от нормы в окружающей среде,
так как все органы в системе еще не
сформированы.
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) ставит перед
работниками дошкольных образовательных
организаций задачи:
- охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности
детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка.
Стандарт определяет содержание
образовательной области для дошкольников
«физическое развитие», которая включает
приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость;
- правильное формирование опорно-
двигательной системы организма, развитие
равновесия, координации движения, крупной
и мелкой моторики обеих рук, а также
правильное, не наносящее ущерба
организму, выполнение основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны);
- формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и
саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Для решения этих задач и реализации
указанного содержания в МБДОУ «ЦРР –
детский сад №98» выстроена модель
физического развития детей дошкольного
возраста, которая координирует усилия всех
взрослых (педагогов, специалистов,
медицинских работников и родителей) в
вопросах физического развития и
воспитания каждого ребёнка. Указанная
модель обеспечивает постоянно низкий
уровень заболеваемости воспитанников,
обеспечивает индивидуально-
дифференцированный подход при
организации физкультурно-
оздоровительного процесса.
За последний период значительно
уменьшилось количество детей с первой
группой здоровья. Однако, дети раннего
возраста, придя в детский сад, уже имеют
нарушения здоровья. В основном это –
нарушение осанки, некоторые состоят на
учете у узких специалистов.
Кроме того, по данным анкетирования,
проведенного в детском саду с родителями,
нам стало известно, что уровень знаний и
умений большинства из них в области
воспитания здорового образа жизни невысок,
а интерес к данной проблеме возникает лишь
тогда, когда их ребенку уже требуется
медицинская или психологическая помощь.
Проект «В танце рождается здоровье»
направлен на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья
дошкольника, а также на реализацию
творческих потребностей через хореографию
и танец.
К моменту поступления в школу у
ребенка должна быть развита способность
переносить статические нагрузки,
сформировано умение самостоятельно и
творчески использовать накопленный
арсенал двигательных средств, чему активно
способствуют занятия хореографией и
танцами.
Занятия хореографией способствуют
формированию знаний о себе и своем теле,
помогают научиться чувствовать свои
мышцы, управлять ими и заботиться о своем
здоровье, у детей развивается выносливость,
пластичность, становится более гибким
костно-мышечная система, развивается
творческая фантазия. Благодаря
передвижениям в танце, формируется
ориентировка в пространстве, развивается
координация движений.
Соединение движения, музыки и игры,
одновременно влияя на ребенка, формируют
его эмоциональную сферу, музыкальность и
артистичность, делают его движения
естественными и красивыми. Танец
формирует фигуру и осанку; устраняет
недостатки физического развития. На
занятиях хореографией дети развивают
слуховую, зрительную, мышечную память.
Участники проекта
Дети 4-7 лет, педагоги дополнительного
образования, воспитатели, родители.
Цель проекта
Формирование положительной мотивации к
здоровому образу жизни через приобщение к
хореографическому искусству
Задачи проекта
Для детей:
-
воспитывать в детях потребность в
здоровом образе жизни.
- Совершенствовать психомоторные
способности дошкольников:
развивать мышечную силу, гибкость,
выносливость, координационные
способности;
содействовать развитию чувства ритма,
музыкального слуха, памяти,
внимания, умения согласовывать
движения с музыкой;
формировать навыки выразительности,
пластичности, грациозности и
изящества танцевальных движений и
танцев;
развивать мелкую моторику.
- Развивать творческие и созидательные
способности детей:
развивать мышление, воображение,
находчивость, познавательную
активность;
формировать навыки самостоятельного
выражения движений под музыку;
воспитывать умение эмоционального
выражения, раскрепощенности и
творчества в движениях;
развивать лидерство, инициативу,
чувство взаимопомощи.
Для педагогов и родителей:
- укреплять здоровье воспитанников:
способствовать оптимизации роста и
развития опорно-двигательного
аппарата;
формировать правильную осанку;
содействовать профилактике
плоскостопия;
содействовать развитию и
функциональному совершенствованию
органов дыхания, кровообращения,
сердечно-сосудистой и нервной систем
организма;
закаливать организм, используя на
занятиях по хореографии элементы
закаливания (проведение занятий
босиком, в носках, соответственно
времени года и температурному
режиму).
-
Способствовать повышению иммунитета
организма дошкольника, средствами
социально-культурной деятельности,
включая элементы хореографии, партерную
гимнастику, дыхательную гимнастику.
-
Создать условия для активизации
двигательной активности детей и развитию
интереса к творческой двигательной
деятельности.
- Активно использовать подвижные игры в
жизни детей.
- Созвать условия в детском саду и дома для
физического развития каждого воспитанника
в соответствии с его индивидуальными
особенностями и потребностями.
Обогащение развивающей
предметно-
пространственной среды
- Центры двигательной активности в группах
(гимнастические коврики, мешочки с песком,
султанчики, погремушки, гимнастические
палки, предметные ориентиры, ленточки и
платочки, стеночки осанки, гимнастические
мячи и др.).
- «Дорожки здоровья».
- Видеотека и аудиотека (презентации,
видеоролики, подборка музыкальных
произведений)
Мероприятия в рамках
проекта
Деятельность педагога:
- изготовление памяток для родителей на
тему «Польза танцев для детей или шесть
причин отдать ребенка на танцы»,
«Одежда для танцев»;
- консультации для родителей на тему:
«Утренняя зарядка для детей», «Советы по
укреплению здоровья»;
- пополнение картотеки на тему
«Музыкально-подвижные игры».
Воспитательно-образовательная работа с
детьми:
- занятия по хореографии, игровому
стретчингу, партерной гимнастики, ритмики;
- музыкально-ритмические игры
«Музыкальные змейки», «Повтори за мной»,
«Веселый поезд» «Кто скорее ударит в
бубен?», «Вороны и воробьи», «Самолеты»,
«Кот и мыши», «День и ночь», «Дирижер –
оркестр», и т. д.;
- танцевально-ритмическая гимнастика;
- двигательные паузы «Потанцуем вместе»,
«Паровоз Букашкино», «Путешествие в
маленькую страну», «Поход в зоопарк», «На
лесной опушке» и др.;
- творческая импровизация «Трасформеры»,
«Лесные приключения», «Клуб веселых
человечков», «Времена года» и др.
Взаимодействие с семьями:
- мастер-классы «На музыкальную зарядку
посмотри, сам возьми и повтори», «Мы
танцуем всей семьей»;
- физкультурно-досуговые мероприятия
«Танцевальный марафон», «Мы растем
сильными и здоровыми», «Здоровье – это
здорово!», «С физкультурой мы дружны»;
- спортивные праздники «Мама, папа, я -
дружная семья», «Малые олимпийские
игры»;
- родительские собрания на тему «Здоровье
бережем, делаем зарядку», «Уроки
здоровья», «Музыка в двигательном режиме
дошкольника», «Красота мира танца»;
- «День здоровья»
Ожидаемые результаты
Для детей:
- Снижение уровня заболеваемости.
- Овладение основными умениями и
навыками хореографического искусства.
- Развитие двигательных качеств (в
соответствии с индивидуальными и
возрастными особенностями и
возможностями).
- Формирование ориентировки в
пространстве.
- Бережное и внимательное отношение к
своему здоровью.
- Формирование коммуникативных навыков
средствами хореографического искусства.
Для родителей:
- понимание значения и необходимости
воспитания привычек здорового образа
жизни у ребенка дошкольного возраста;
-
активное участие в совместных
мероприятиях оздоровительной
направленности, организуемых по плану
ДОУ
Для педагогов:
- пополнение информационно-
просветительского материала для родителей
о формировании привычек ЗОЖ;
- пополнение видеотека и аудиотеки по теме
проекта;
- пополнение картотек двигательного режима
музыкально-ритмическими играми,
двигательными паузами, комплексами
музыкально-ритмической гимнастики
Продукты проекта
- Центры двигательной активности в
группах.
- Видеотека и аудиотека по теме «В танце
рождается здоровье».
- Физкультурно-досуговые мероприятия
«Танцевальный марафон», «Мы растем
сильными и здоровыми», «Здоровье – это
здорово!», «С физкультурой мы дружны»;
- спортивные праздники «Мама, папа, я -
дружная семья», «Малые олимпийские
игры».
Форма презентации
проекта
- Фотоотчет о результатах проекта на
официальном сайте ДОУ в сети «Интернет».
- Видео презентация проекта.