«Мы - исследователи»
Воспитатель:
Ахматова Т. В.
г. Орск, декабрь 2016г.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Актуальность:
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач
современного образования. Знания в результате собственного эксперимента,
исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка те
сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности , это
любой опыт, попытка осуществить что-либо.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно
показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает
возможность ребенку самому найти ответы на вопросы: Как? и Почему?
Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. У детей много вопросов,
на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли найти ответы
на свои многочисленные вопросы, я решила начать с ними исследовательскую
работу по неживой природе: «Мы - исследователи» .
Воздух и вода – вот две основы, без которых человек не может жить.
Это
волшебники, которые способны совершать много чудес. Дошкольники прожили на
свете уже несколько лет и привыкли встречаться с воздухом и водой практически
везде. Поэтому я и решила обратить внимание детей на эти два объекта неживой
природы. На то, что даже самые привычные объекты: воздух и вода таят в себе
много неизвестного. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать
то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения
в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей
способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А
таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание
экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой,
самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную
экспериментальную деятельность.
Продолжительность проекта: 4 недели (краткосрочный).
Сроки реализации проекта: (октябрь – ноябрь).
Участники проекта:
дети разновозрастной группы «Ромашки», родители
воспитанников, воспитатель.
Возраст детей: разновозрастной (4-6 лет)
Проблема проекта: дети не имеют достаточно знаний о свойствах воздуха и воды.
Цель проекта:
развитие познавательной активности детей в процессе
экспериментирования
Задачи:
способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха и
воды, расширению представления детей о значимости воздуха и воды в жизни
человека, животных, растений;
научить детей проводить элементарные опыты и эксперименты с воздухом и
водой; исследовать их свойства, устанавливать связи, изменения;
организовать познание детей по теме через самостоятельный поиск;
развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды
деятельности с детьми и взрослыми;
воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;
развивать познавательную активность, воображение, мышление, фантазию,
коммуникативные навыки.
Формы организации проекта:
беседы;
чтение художественной литературы по теме «Воздух и вода»;
наблюдения на прогулке;
дидактические игры и упражнения;
подвижные игры;
трудовая деятельность;
опытно – экспериментальная деятельность.
Ожидаемый результат: Повысить уровень любознательности, исследовательских
умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель,
решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные
признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы,
отбирать материалы для самостоятельной деятельности, делать определённые
умозаключения и выводы).
Виды деятельности:
коммуникация (беседа, чтение художественной литературы)
физическое развитие
познание (познавательно – исследовательская деятельность)
труд
безопасность.
здоровье (КГН, ЗОЖ)
социализация (Игры, экспериментирование)
Этапы реализации проекта:
I этап: Подготовительный
1.
Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2.
Разработать картотеку «Опыты с водой»
3.
Разработать картотеку «Опыты с воздухом»
4.
Разработать картотеку «Загадки о воде»
5.
Разработать картотеку «Загадки про воздух»
6.
Подготовить информацию для родителей:
консультация для родителей: «Детское экспериментирование» ;
консультация для родителей: «Экспериментируйте с детьми дома» ;
консультация для родителей: «Опыты с водой» ;
буклет для родителей: «Семейная лаборатория» ;
буклет для родителей: «Домашняя лаборатория» ;
2 этап: Основной
1. Привлечение родителей:
к созданию предметно развивающей среды:
Центр экспериментирования: емкости разного размера, мерные кружки,
стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, мука, сахар, соль,
растительное масло, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных
материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые,
пуговицы, металлические предметы, пластмассовые стаканчики разной формы и
величины, веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки,
ленточки и тд.
к проведению опытно – экспериментальной деятельности в домашних
условиях.
2. Реализация проекта «Мы - исследователи» .
Тематическое планирование занятий, опытов и экспериментов по проекту.
1-2 неделя (октябрь):
« Воздух – волшебник »
Вид деятельности
Название
Цели и задачи
Беседа
«Беседа о воздухе»
Знакомить детей с
воздухом как фактором,
влияющим на здоровье
человека.
Чтение художественной
литературы
«Ветер, ветер ты могуч,
ты гоняешь стаи туч»
Помочь в понимании
содержания;
Развивать в
детях интерес к поэзии,
чувство рифмы и
стихотворного ритма,
умение пользоваться
богатством русского
языка.
Чтение художественной
литературы
«Загадки про воздух»
Воспитывать
находчивость,
сообразительность,
быстроту реакции;
расширять запас знаний и
представлений об
окружающем мире.
Дидактическое
упражнение
«Ветер и ветерок»
Развивать слуховое
восприятия,
выразительности
движений.
Дидактическая игра
«Воздух»
Закреплять знания детей
об объектах природы.
Развивать слуховое
внимание, мышление,
сообразительность
Дидактическая игра
«Если бы я был ветром»
закрепление знаний о
свойствах воздуха,
составление небольших
рассказов.
Дидактическая игра
«Воздух – помощник
человека
Развивать знания детей о
том, какие предметы
помогают человеку
использовать воздух
Целевая прогулка
«Наблюдение за
ветром»
Уточнять и расширять
знания детей о воздухе, о
природном явлении
«ветер», причинах его на
жизнь живых организмов
и человека
Подвижная игра
«Раздувайся пузырь»
Развивает сближение
детей друг с другом и с
воспитателем
Подвижная игра
«Ветер и листочки»
учить детей согласованно
двигаться по
сигналу воспитателя
Труд
«Проветривание»
Сформировать
положительное
отношение к трудовой
деятельности взрослого,
вызвать желание помочь;
развить трудовые умения,
усовершенствовать их;
воспитать такие качества,
как привычка к труду
Эксперимент
«Послушный ветерок»
Развивать умение
правильно дышать;
познакомить с таким
свойством воздуха:
воздушный поток имеет
различную силу.
Опыт
«Воздух занимает
место»
Способствовать развитию
у детей познавательной
активности;
Выяснить, занимает ли
место воздух
Опыт
«Запираем воздух в
пакет»
Помочь в обнаружении
воздуха в окружающем
пространстве.
Опыт
«Каким цветом воздух»
Учить детей видеть
проблему и ставить цель;
Выяснить, имеет ли
воздух цвет
Опыт
«Почувствуй воздух»
Развивать умение
анализировать;
Выяснить, можно ли на
себе почувствовать
воздух
Опыт
«Что ты слышишь ?»
Выяснить, можно ли
услышать воздух
Опыт
«Форма воздуха»
Развивать умение делать
выводы;
Выяснить, имеет воздух
форму
Опыт
«Буря в стакане»
Воспитывать
наблюдательность,
аккуратность;
Знакомить детей с тем,
что внутри человека есть
воздух, помочь
обнаружить воздух
Опыт
«Воздух легче воды»
Развивать
познавательный интерес;
Выяснить, что легче: вода
или воздух
Опыт
«Свеча погасла»
Развивать умение
предполагать и делать
выводы;
Выяснить, почему гаснет
свеча.
3 - 4 неделя (ноябрь):
« Волшебница вода »
Вид деятельности
Название
Цели и задачи
Беседа
«Где вода – там жизнь»
Знакомить детей с водой
как фактором, влияющим
на здоровье человека;
воспитывать бережное
отношение к воде,
формировать опыт
повседневного
природоохранного
поведения в отношении
водных запасов
Чтение художественной
литературы
«Снегурочка»
Учить понимать образное
содержание сказки,
оценивать поступки
героев
Чтение художественной
литературы
«Надо, надо умываться»
Закрепить знания детей о
том, что чистота — залог
здоровья
Чтение художественной
литературы
«Загадки о воде»
Воспитывать
находчивость,
сообразительность,
быстроту реакции;
расширять запас знаний и
представлений об
окружающем мире.
Дидактическая игра
Что вредно и полезно
для природы (воды)?
Обратить внимание детей
на отношение человека к
объектам природы (воде).
Закрепить правила
поведения в природе.
Воспитывать бережное
отношение к воде.
Дидактическая игра
«Вода»
Закреплять знания детей
об объекте неживой
природы - вода. Развивать
слуховое внимание,
мышление,
сообразительность.
Дидактическая игра
«Какая вода?»
научить подбирать
относительные
прилагательные при
описании воды
Дидактическое
упражнение
«Ходят капельки по
кругу»
Закреплять знания о
круговороте воды в
природе.
Подвижная игра
« Море волнуется»
развивать фантазию,
умение выражать в
движении задуманный
образ
Труд
«Поливаем цветы»
Сформировать
положительное
отношение к трудовой
деятельности взрослого,
вызвать желание помочь;
развить трудовые умения,
закреплять умение детей
ухаживать за растениями;
выбирать нужные вещи
для ухода; развивать
память, внимательность,
воспитывать желание
заботиться о растениях
Опыт
«Послушная водичка»
Дать представление о
свойствах воды, о том, что
вода это жидкость, она
течёт, льётся и т.д.
Опыт
«Какой формы вода?»
Развивать умение
предполагать и делать
выводы;
выяснить имеет ли вода
форму
Опыт
«Вкус, цвет и запах воды»
Развивать умение делать
выводы;
Выяснить, имеет вода
вкус, цвет и запах
Опыт
«Состояния воды»
Развивать умение
анализировать;
выяснить в каких
состояниях бывает вода
Опыт
«Прятки с водой»
Дать представление о
свойствах воды, о том, что
вода может изменять цвет.
Опыт
«Вода сладкая, солёная»
Воспитывать
наблюдательность,
аккуратность;
помочь детям получить
представления о том, что
некоторые вещества в
воде растворяются и
могут передавать воде
свой вкус.
Опыт
«Растворяет или не
растворяет»
Учить детей видеть
проблему и ставить цель;
помочь детям получить
представления о том, что
не все вещества
растворяются в воде
Наблюдение
«Наблюдаем за водой»
научить детей аккуратно
обращаться с водой.
Уточнить представление о
свойствах воды: льётся,
имеет разную
температуру, в воде одни
предметы тонут, другие
плавают. Продолжать
учить подбирать
относительные
прилагательные
3 этап: Заключительный
1.
Итоговое открытое занятие : «Воздух и вода»
2.
Презентация проекта.
3.
Фото - отчёт.
Вывод: В результате реализации проекта
«Мы исследователи» , можно твердо
сказать, что у детей существует интерес и желание выполнять различные
упражнения, эксперименты, опыты, играть с водой и воздухом, вести здоровый
образ жизни, так как это весело и увлекательно.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка
осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в
свободной, самостоятельной практической деятельности.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой
неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между
собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода
открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и
способствует развитию гибкости мышления.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии
тесного взаимодействия с родителями детей.
Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором
детям предстоит жить . Я считаю, что усваивается всё прочно и надолго, когда
ребёнок слышит, видит и делает сам.
Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в
целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в
соответствии с поставленной целью и задачами. Дети научились простейшей
экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать
простейшие выводы.
Список использованной литературы:
1.
Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная
деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П
ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
2.
Занимательные эксперименты и опыты / [Ф. Ола и другие]. – М.: Айрис
– пресс, 2012
3.
Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 1999 год. Стр. 23 – 30
4.
О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетина
«Неизведанное рядом» .
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М.: ТЦ
Сфера, 2004;
Приложение:
1.
Буклет для родителей: «Семейная лаборатория»
2.
Буклет для родителей: «Домашняя лаборатория»
3.
Консультация для родителей: «Детское экспериментирование»
4.
Консультация для родителей: «Экспериментируйте с детьми дома»
5.
Консультация для родителей: «Опыты с водой»
6.
Картотека «Опыты с водой»
7.
Картотека «Опыты с воздухом»
8.
Картотека «Загадки о воде»
9.
Картотек а «Загадки про воздух»
10. Конспект беседы: «Беседа о воздухе»
11. Дидактические игры и упражнения на тему: «Воздух»
12. Конспект прогулки: «Наблюдение за ветром»
13. Конспект НОД по экспериментированию: «Свойства воздуха»
14. Конспект беседы: «Где вода – там жизнь»
15. Конспект по ознакомлению с художественной литературой: Русская
народная сказка «Снегурочка»
16. Конспект по ознакомлению с художественной литературой:
«Надо, надо
умываться … »
17. Дидактические игры и упражнения на тему: «Вода»
18. Конспект НОД по экспериментированию на тему: «Свойства воды»
19. Конспект прогулки: «Наблюдаем за водой»
20. Фото-отчёт по экспериментальной деятельности
21. Конспект итогового, открытого показа НОД по опытно-экспериментальной
деятельности в подготовительной группе «Земные волшебники»