"Путешествие в сказку "Теремок" (адаптированная сказка на новый лад).
Автор: Фадеева Татьяна Федоровна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Березка"
Населённый пункт: Республика Карелия, город Костомукша
Наименование материала: Конспект игрового тренинга с использованием ТРИЗ технологии в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР).
Тема: "Путешествие в сказку "Теремок" (адаптированная сказка на новый лад).
Описание:
Данный материал будет полезен педагогам групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР), которые активно применяют ТРИЗ технологии, используют щадящие, адаптированные приемы взаимодействия в работе с детьми.
Игровой тренинг с использованием ТРИЗ технологии, в старшей группе для детей с
ОВЗ (ЗПР).
Тема: Путешествие в сказку
«Теремок» (Адаптированная сказка на новый лад).
Автор:
Фадеева Татьяна Федоровна, воспитатель группы компенсирующей
направленности, для детей с ОВЗ, (ЗПР), МБДОУ детский сад «Березка»
комбинированного вида города Костомукша, Республики Карелия.
Данный материал будет полезен педагогам групп компенсирующей направленности для
детей с ОВЗ (ЗПР), которые активно применяют ТРИЗ технологии, используют щадящие,
адаптированные приемы взаимодействия в работе с детьми.
Цель:
Используя имитационно-игровое моделирование ситуации, ТРИЗ технологию,
способствовать максимально-комфортному погружению в игровое, интерактивное
пространство.
Задачи:
Развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия, умение работать в команде.
Развивать логическое и нестандартное мышление, аналитическое мышление (умение
сравнивать), смекалку, сообразительность.
Развивать навыки диалогической и связной речи.
1 часть:
Коммуникативная игра: « Сказочные добавлялки» (с мячом)
Цель: способствовать снятию психологических зажимов, развивать коммуникативные
навыки.
Описание: Дети стоят в кругу. Воспитатель с мячом в центре, бросает всем по очереди
мяч, предлагая называть сначала стандартные сказочные словосочетания (знакомые), а
потом новые. Дети должны подобрать рифму, вернуть мяч педагогу. Если рифма не
найдена, произносится звукоподражание «Ая-яй!» (с разной интонацией).
Например:
Мышка-норушка
Лягушка-квакушка
Лесичка-сестричка
Волчок-серый бочок
Зайка-побегайка
Лошадка-мохнатка
Цель: развивать логическое мышление, смекалку.
Описание: Дети с помощью цветных ориентиров делятся на 2 команды,
расшифровывают название сказки, в которую они отправятся («Теремок»).
Воспитатель: Мы отправляемся в сказку. В какую сказку, вам подскажут картинки.
Команды расшифровывают мнемозагадки, где спряталось название сказки (7 предметных
картинок, приклеенных в ряд, на каждую букву названия сказки «Теремок». Картинки для
обеих команд разные).
Игра «Хорошо-плохо»
Цель: учить объединять надсистемы, подсистемы.
Описание: Дети 2 команд подбирают аргументы, почему теремок хорошо и плохо.
«Хорошо»:
Теремок деревянный, значит, в нем тепло.
Теремок двухэтажный, значит, он высокий, хороший обзор.
Теремок стоит на полянке, значит, к нему легко подойти.
Теремок стоит на полянке, значит, в нем светло.
В теремке много разных животных, значит, будет не скучно.
В теремке много животных, значит, будет много детенышей.
«Плохо»
В теремке много животных, значит, им будет тесно, они начнут ссориться.
Если он двухэтажный, значит, там есть лестница, значит, с нее будут все падать.
В теремке много животных, значит, будет очень шумно и грязно.
Теремок деревянный, значит, он может сгореть.
Теремок деревянный, значит, его может съесть жук короед.
Теремок деревянный, значит, он может сгнить.
Игра «Один-много»
Цель: учить находить в одной системе (предмете) много составных частей
Описание: Теремок один, а чего в нем много: бревен, досок, окон, ступенек, углов,
гвоздей, ручек, петель, шифера, стекол, стен, порогов.
Игра «Поезд» (смысловые связи)
Цель: развивать логического мышления, умение устанавливать смысловые связи.
Описание:
Воспитатель: Мы отправляемся в путешествие на поезде. Вагоны поезда (картинки)
скрепляются между собой особыми связями, которые вы должны увидеть и назвать.
Дети 2-х команд с помощью предметных картинок формируют вагоны поезда. Все
вагоны должны быть скреплены между собой смысловыми связями.
Воспитатель: В теремке кто-то живет, догадайтесь, кто?
Загадка- отрицание «Кто в теремочке живет»
С зубами, но не волк,
С хвостом, но не лиса,
С ушами, но не медведь,
Прыгает, но не белка. (Зайчик)
Мозговой штурм: «Как достучаться до глухого зайца, который живет в теремке»
Цель: развивать нестандартное мышление, смекалку.
(варианты ответов)
Помахать в окно
Залезть через окно
Залезть через трубу
Запачкать стекло
Залить водой стекло
Написать на электронную почту
Посветить фонариком в окно
Позвонить по телефону
Игра «Теремок» (Адаптированная сказка на новый лад).
Цель: учить сравнивать системы, развивать диалогическую, связную речь.
Описание:
Дети в шапочках домашних животных по принципу сказки «Теремок»
просятся в теремок. Воспитатель в шапочке Зайца. Заяц, который живет в теремке, ставит
домашним животным условия.
Воспитатель: Стоит в поле теремок-теремок. Он ни низок, ни высок. В теремке том Заяц
проживает, домашних животных в гости поджидает.
Воспитатель: Вот по полю-полю Котик-обормотик бежит, увидел теремок и говорит:
Котик-обормотик: Кто в теремочке живет?
Заяц: Я Заяц, а ты кто?
Котик-обормотик: Я Котик-обормотик. Пусти меня, заяц, в теремок.
Заяц: Пущу, если скажешь, чем ты котик на меня зайца похож.
Воспитатель: Вдруг по полю-полю Собачка-кусачка бежит, увидела теремок и говорит:
Кто в теремочке живет? Пустит меня, заяц, в теремок.
Заяц: Пущу, если скажешь, чем ты, собачка, на меня зайца не похожа.
Воспитатель: Вдруг по полю-полю Хрюшка-веселушка бежит, увидела теремок и
говорит: Кто в теремочке живет? Пусти меня, заяц, в теремок
Заяц: Пущу, если ты, хрюшка, скажешь, чем мои друзья котик и собачка похожи друг на
друга.
Воспитатель: Вдруг по полю-полю Коза-дереза бежит, увидела теремок и говорит: Кто в
теремочке живет? Пусти меня, заяц, в теремок
Заяц: Пущу, если ты коза, скажешь, чем твое поведение похоже на мое поведение.
Воспитатель: Вдруг по полю-полю Корова-здорова идет, увидела теремок и говорит:
Пусти меня, заяц, в теремок
Заяц: Пущу, если ты, корова, скажешь, чем твои детки телятки не похожи на козляток.
Воспитатель: Вдруг по полю-полю Лошадка-мохнатка идет, увидела теремок и говорит:
Пусти меня, заяц, в теремок.
Заяц: Пущу, если ты, лошадка, скажешь, чем твой обед похож на обед козы, коровы,
хрюшки и зайца.
Воспитатель: Вдруг по полю-полю Мужик идет, увидел теремок и говорит: Пусти меня,
заяц, в теремок.
Заяц: Пущу, если ты, мужик, расскажешь, как ты будешь любить, беречь, ухаживать за
моими друзьями домашними животными.
Все герои вместе: Вот и сказки конец, а кто слушал и играл, большой молодец.
3-я часть:
Игра «Доброе животное»
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.
(в кругу, взявшись за руки).
Мы все - большое, доброе животное. Послушаем, как оно дышит. Прислушайтесь к
своему дыханию и дыханию соседа. Теперь подышим все вместе так, как дышит наше
большое, доброе животное. Шаг вперед-вдох, шаг назад-выдох. Сердце большого, доброго
животного бьется ровно, ритмично, спокойно. Оно наполняется добротой и светом.
Бережно возьмем доброту сердца большого доброго животного (протягивают руки вперед)
и наполним ею наши сердца (прижимаем руки к своему сердцу).
Рефлексия:
Если вам было интересно подбирать сказочные рифмы, угадывать зашифрованное
название сказки, находить плохие и хорошие качества теремка, составлять логический
поезд, играть в «Теремок», сравнивая домашних животных, возьмите желтое солнышко.
Если вы не поняли, где вы были, что делали, возьмите черную тучку.