Птицы-наши друзья и помощники
Программное содержание:
-закреплять и углублять представление детей о жизни птиц;
-учить проявлять сообразительность и внимание, активно воспроизводить имеющиеся
знания;
-воспитывать аккуратность, старательность, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование:
-вырезанные из картона силуэты птиц;
-восковые мелки;
-таблица “Птицы-еда”;
-иллюстрация с изображением ласточки;
-подбор картинок “хвост-крыло”;
-синяя лента-водоём для комаров;
-красные шапочки для ласточек.
Ход занятия
Весёлые жители леса , луга и водоёма приготовили для нас много секретов и сюрпризов.
Чтобы их найти и отгадать понадобится смекалка и наблюдательность. Итак, вперёд,
навстречу приключениям.
1.По лесной тропинке идём след в след, чтобы никого не спугнуть, ведь мы с вами уже в
царстве Природы. А вот и первые секретики. Вот под этими листочками спрятался кто-то.
Мы сейчас это узнаем. Вот вам “волшебные карандаши”. Ими вы должны провести по
листку несколько раз и вы увидите чудо. (Должны проявиться птицы). Попробуйте
вспомнить про этих птиц что-то такое для каждой птицы, чего нет ни у какой другой.
Дятел-самый длинный язык, называют лесным доктором, лечит деревья.
Сова-самый тонкий слух, ночная птица.
Поползень-единственная птица, которая лазает по стволу дерева вниз головой.
Клёст-с помощью загнутого клюва лазает по деревьям, называют бродягой, кочует из леса
в лес в поисках пищи-шишек.
Сорока-предупреждает лесных жителей о приходе незнакомцев, сооружает много гнезд,
но живет только в одном-самом удобном.
Лебедь-чисто водная птица . Пищу добывает с помощью своей длинной шеи.
Страус-самая крупная из птиц, не умеет летать, недоразвиты крылья, умеет только бегать
и живет в Африке.
Чибис-луговая птица, с хохолком, быстро бегает.
Курица-живёт в курятнике, сидит на насесте, домашняя птица.
Вопрос: какая птица лишняя? (Курица-живёт с людьми).
2.Питаются птицы по-разному. Посмотрите сколько птиц собралось на опушке. И смотрят
они как-то таинственно, подмигивают. И думают, отгадаем ли их следующий секрет, или
нет. Нужно стрелочки-ниточки провести от птицы к её любимой еде.
Предлагается таблица с изображением птиц по краям, их еда -в центре:
-Журавль-лягушка;
-Чайка-рыба(кальмары); под водой плавать не умеет, но отлично ныряет на глубину за
рыбой.
-Свиристель-рябина (ягоды калины); если другие птицы едят ягоды кусочками, то
свиристель их глотает целиком.
-Дятел-жук ( муравьиные куколки);птица может насиживать яйца в муравьиных кучах. До
сих пор никто не отгадал, почему муравьи разрешают это делать.
-Сова-мыши (ночные насекомые-бабочки-бражники).
-Воробей-зерно (насекомыми кормят птенцов).
3. Физминутка “наши птички “
На кусточке птички пели
Покачиваются из стороны в сторону
Колокольчиком звенели
Вращение кистями рук
Порезвились у корней
Прыжки на 2 ногах
Спрятав песенку в траве
приседают
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив
целый год.
Стоя, весело хлопают в ладоши.
4. А вот эта птица вам известна. Кто из вас был на рыбалке? Около водоёмов всегда
бывает много комаров. Но не там, где водятся ласточки. Они их всех поедают и рыбалка
спокойна. Если ласточка поедает комаров ,как можно её назвать-хищница. Мы это сейчас
с вами изобразим.
Подвижная игра “Ласточка и комары”
С одной стороны-водоём-где выводятся комары, на другой стороне 1-2 ласточки.
Стоят на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны , туловище несколько
наклонено вперёд, голова поднята. На сигнал: комары- дети летают; на сигнал ласточки-
улетают на водоём, а ласточки их догоняют и поедают.
5. А сейчас если птицу назову, в ладоши надо хлопнуть.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи , стрижи, лисы, вороны, галки, макароны,
воробьи и чайки, грачи и балалайки, чибисы, моржи, соколы, чижи, трясогузки и кукушки,
гуси, лебеди, ватрушки, снегири и совы, дятлы и коровы, прилетели под конец утка, щука
и скворец.
6.Вот так и работают птицы всё лето.
Дятел-стучит и выдалбливает стволы, больные и заражённые личинками насекомых.
Хищные птицы высматривают грызунов, поэтому говорят : птицы-наши помощники,
потому что помогают сохранить леса м сады, урожай овощей и зерна. Кроме того, они
украшают леса и озёра, сады и поля, радуют нас весёлыми звонкими песнями.
7. Пора нам возвращаться назад из царства Природы.Все беседы наши велись сегодня про
птиц.А ведь самое главное что у птиц есть? Крылья и хвост. Посмотрите по всей нашей
дороге изображены предметы, которые мы называем словом крыло , и словом хвост.
Вы уже сообразили как их быстро назвать?
Ведь в конце нас ждёт последний, очень вкусный сюрприз.
Дети делятся на 2 команды.
Крыло птицы
Хвост вертолёта
Крыло самолета
Хвост поезда
Крыло пчелы
Хвост моркови
Крыло летучей мыши
Хвост птицы
Крыло мельницы
Хвост лисы
Крыло автомобиля
Хвост из волос у девочки
Молодцы!