Напоминание

"Формирование начал мужественности и женственности в ходе полоролевого воспитания дошкольников"

Автор: Долгих Татьяна Викторовна

Должность: воспитатель ДОУ

Учебное заведение: МБДОУ детский сад №57 "Радуга"

Населённый пункт: г. Старый Оскол Белгородская область

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование начал мужественности и женственности в ходе полоролевого воспитания дошкольников"

Описание:

В статье рассмотрена проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка. Главное в воспитании мальчика и девочки – воспитание истинной женственности и истинной мужественности, преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=505

Опубликовано 15.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Формирование начал мужественности и женственности в ходе полоролевого воспитания дошкольников. Долгих Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад №57 «Радуга» г. Старый Оскол Белгородская область Буряковская Галина Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад №57 «Радуга» г. Старый Оскол Белгородская область Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющий сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно- историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола. Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т. к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе, семье. Половое воспитание детей, прежде всего, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Итак, главное в воспитании мальчика и девочки – воспитание истинной женственности и истинной мужественности. Сформированные в дошкольном возрасте начала качеств мужественности и женственности помогут детям в будущем выполнять свои социальные обязанности или так называемые социальные роли – общественные, семейные, к которым относятся роли супругов, матери, отца. Симпатии и антипатии, выбор и цели, поступки и поведение человека обусловлены позициями его сознания. Не менее мощно они обусловлены установками неосознаваемой сферы психики. Существует установка на желательность рождения сына или дочери; точно также имеются установки на то, каким должен быть мужчина, как должна выглядеть и вести себя женщина. С осознанием себя мальчиком или девочкой приходят и установки, «каким быть». Установки формируются воспитанием, условиями жизни, средой, опытом жизни. И у одного мальчика складываются установки на мужское как на нечто рыцарское, а на женское – как на возвышенное, хрупкое, требующее защиты и уважения; у другого же установки на мужское как на грубое, сильное, агрессивное, а на женское – как на чувственное, физиологическое, что следует завоевать лишь как собственность. Различны установки на мужское и женское и у девочек. Основные, самые прочные установки формируются до семи лет, а от них во многом зависит судьба человека, выбор им жизненного пути. И детям необходимо внушить установки на истинное в мужественности и женственности. Мужественность и женственность – фундаментальные основы личности. Мальчик физически крепок, спортивен, отлично плавает, владеет топором и пилой, молотком и лопатой. Это хорошо, но это лишь внешнее проявление мужественности. Девочка ловка и грациозна, чистоплотна, умеет вкусно готовить и красиво сервировать стол, шьет и вышивает. Это хорошо, но это еще не женственность. Мальчик и девочка всесторонне развиты, получают надлежащее образование, но это еще не мужественность и женственность. Что же тогда истинная мужественность и женственность? Веками складывались и утверждались мужская и женская роли. И веками утверждалось понятие мужественности как
великодушия, как тенденции к защите слабого, стабильности, надежности, верности слову и делу, к объективности и справедливости, сдержанности в проявлении эмоций, к отважности, решительности, активности, самостоятельности, предприимчивости и соревновательности, склонности к риску, стойкости в невзгодах, доминантности и тяготению к социальной упорядоченности, дисциплине, организованности. Мужественный берет на себя ответственность за дело, которому служит, за государство, семью. Он защитник и первопроходец, пахарь и строитель. Истинная женственность – это богатейшая интуиция, высочайшая способность к пониманию других, к сопереживанию – эмпатии и отзывчивости, тонкость чувств, нежность, богатая эмоциональность, обостренная восприимчивость к прекрасному, чувство вкуса, грация и изящество, способность к перевоплощению как вечная женская загадочность и социальная гибкость, компромиссность, осторожность и осмотрительность, стремление к стабильности, консерватизм, терпеливость к будничности и домовитость. Очевидно, что мужественность – это сила, натиск, но и обуздание силы и натиска через их социальную направленность. Это самоутверждение, но еще больше - жизнь для других. Очевидно, что женственность – это духовная сила слабости, прекрасное в природе человека. Мужественность и женственность питают друг друга и нет первого без второго, второго без первого. Без воспитания истинной мужественности сила и энергия, присущая мужскому полу, трансформируются в псевдомужественность, когда необузданная агрессивность выходит на первый план, приобретает характер эпилептоидности с жестокостью, аффективной взрывчатостью эмоций, грубостью, несдержанностью, силовым натиском, эгоистичностью, неустойчивостью с расторможенностью, примитивными потребностями и ценностями, безответственностью. Без воспитания истинной женственности развивается истероидность с демонстративностью, крикливостью, расторможенностью и грубостью, агрессивностью, примитивной сексуальностью. Псевдомужественный не муж и не отец, а псевдоженственная – не жена и не мать. Мужественность и женственность вытекают из природного в человеке, из генетического разделения на мужское и женское. Без надлежащего воспитания это природное не получит развития в своих высших, человеческих формах, а проявится примитивно, лишь на биологическом уровне. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок, произведений на основе былин, к примеру «Богатырская застава» (текст В.И. Калиты), рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове из замечательной книги А.О. Ишимовой «История России для детей», дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» и другие. С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежная королева», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок — воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви. Работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по- особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетик дочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его присутствии можно подать пальто или
предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой: «Смотри, сын, какая красивая девушка растет в нашей семье». Во время этических бесед уточняются представления о мужественности и женственности. Беседы могут проводиться индивидуально с ребенком. Целесообразно проведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме «секретных совещаний», «разговора по душам», так и со всеми детьми вместе, например о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств для того или иного ремесла. Литературная викторина «Добры молодцы и красны девицы» помогает обобщить полученные детьми представления. Те же средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукций картин художников, используются позже для развития у детей представлений о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и братьями, их взаимной помощи. Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. А. С. Макаренко предупреждал о невозможности воспитать мужество одними словесными методами. Нужно создавать условия для проявления детьми этих качеств в реальной жизни. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Воспитатель рассказывает о том, что однажды произошло в соседнем детском саду или там, где он работал раньше и спрашивает, как в том или ином случае поступили бы мальчики и девочки их группы. Создаются также театрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи — феи, рыцари — демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них самую правильную, то есть социально одобряемую. Для реализации представлений о полоролевом поведении необходимо также организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например, при необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынести их на веранду. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!» — воспримутся сыном как настоящая награда. Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги. Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают. Приобщаясь к народным ремеслам, девочки учатся прясть, а мальчики — выпиливать резные наличники для окон. Программу детских праздников (дома и в дошкольном учреждении), вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника. Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация
,
когда присвоенные эталоны мужского и женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия взрослого на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительная оценка его
социально ценного поло ролевого поведения. Ребенок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком или орденом «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок». Значительное место в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди них игры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощью педагога развертываются сюжетно-ролевые игры героической тематики. Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости», «Родился малыш». Их вовлекают в знакомые нам с детства русские народные игры «Верба-вербочка», «Прялица», «Яша», где мальчики выбирают себе «невесту» из играющих девочек, иногда целуют ее. В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные чувства друг к другу. С удовольствием дети играют в аналогичные игры, распространенные в культурах других народов. В повседневной жизни мальчиков и девочек приучают оказывать знаки взаимного внимания, в частности дарить «сувениры» в Международный женский день или День защитника Отечества, обмениваться комплиментами. Представителей сильного пола приучают замечать «проблемы» девочек, предлагать им свою помощь, уступать дорогу, открывать перед ними дверь; девочек — воспринимать внимание с благодарностью; заметив неполадки в костюме своего товарища, пришить недостающую пуговицу, — тогда у «молодых людей» не пропадет желание заботиться о «слабом поле». На музыкальных занятиях в детском саду мальчики и девочки обучаются танцевальному этикету. Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели — преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Литература: 1. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки. Два разных мира. / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1998. – 184с. 2. Репина, Т. А. Воспитание мальчиков и девочек. / Т. А. Репина, Л. А. Арутюнова // Дошкольное воспитание. - 1984. - №6. - с. 50 – 51. 3. Репина, Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? / Т. А. Репина // Дошкольное воспитание. - 1993. - №4. - с. 55 – 57. 4. Репина, Т. А. Учиться искусству воспитания. – М.: ВЛАДОС, 1993. - 180с. 5. Шелухина, И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с. 6. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова (и др.). – М.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,1998. - 384 с.


Яндекс.Метрика