"Формирование начал мужественности и женственности в ходе полоролевого воспитания дошкольников"
Автор: Долгих Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №57 "Радуга"
Населённый пункт: г. Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование начал мужественности и женственности в ходе полоролевого воспитания дошкольников"
Описание:
В статье рассмотрена проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка. Главное в воспитании мальчика и девочки – воспитание истинной женственности и истинной мужественности, преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.
Формирование начал мужественности и женственности в ходе полоролевого
воспитания дошкольников.
Долгих Татьяна Викторовна, воспитатель
МБДОУ детский сад №57 «Радуга»
г. Старый Оскол Белгородская область
Буряковская Галина Николаевна, воспитатель
МБДОУ детский сад №57 «Радуга»
г. Старый Оскол Белгородская область
Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному
увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и
актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека,
представляющий сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-
историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов, ориентированному на
дифференцированный подход к детям разного пола. Проблема дифференцированного
воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического
процесса, т. к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни,
готовит к выполнению социальных ролей в обществе, семье.
Половое воспитание детей, прежде всего, направлено на формирование у
представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка
соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое
воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А.
Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной,
других ученых, а также практическими работниками.
Итак, главное в воспитании мальчика и девочки – воспитание истинной женственности
и истинной мужественности.
Сформированные в дошкольном возрасте начала качеств мужественности и
женственности помогут детям в будущем выполнять свои социальные обязанности или так
называемые социальные роли – общественные, семейные, к которым относятся роли
супругов, матери, отца.
Симпатии и антипатии, выбор и цели, поступки и поведение
человека обусловлены позициями его сознания. Не менее мощно они обусловлены
установками неосознаваемой сферы психики. Существует установка на желательность
рождения сына или дочери; точно также имеются установки на то, каким должен быть
мужчина, как должна выглядеть и вести себя женщина. С осознанием себя мальчиком или
девочкой приходят и установки, «каким быть».
Установки формируются воспитанием, условиями жизни, средой, опытом жизни. И у
одного мальчика складываются установки на мужское как на нечто рыцарское, а на женское –
как на возвышенное, хрупкое, требующее защиты и уважения; у другого же установки на
мужское как на грубое, сильное, агрессивное, а на женское – как на чувственное,
физиологическое, что следует завоевать лишь как собственность. Различны установки на
мужское и женское и у девочек.
Основные, самые прочные установки формируются до семи лет, а от них во многом
зависит судьба человека, выбор им жизненного пути. И детям необходимо внушить
установки на истинное в мужественности и женственности.
Мужественность и женственность – фундаментальные основы личности.
Мальчик физически крепок, спортивен, отлично плавает, владеет топором и пилой,
молотком и лопатой. Это хорошо, но это лишь внешнее проявление мужественности. Девочка
ловка и грациозна, чистоплотна, умеет вкусно готовить и красиво сервировать стол, шьет и
вышивает. Это хорошо, но это еще не женственность. Мальчик и девочка всесторонне
развиты, получают надлежащее образование, но это еще не мужественность и
женственность.
Что же тогда истинная мужественность и женственность? Веками складывались и
утверждались мужская и женская роли. И веками утверждалось понятие мужественности как
великодушия, как тенденции к защите слабого, стабильности, надежности, верности слову и
делу, к объективности и справедливости, сдержанности в проявлении эмоций, к отважности,
решительности, активности, самостоятельности, предприимчивости и соревновательности,
склонности к риску, стойкости в невзгодах, доминантности и тяготению к социальной
упорядоченности, дисциплине, организованности. Мужественный берет на себя
ответственность за дело, которому служит, за государство, семью. Он защитник и
первопроходец, пахарь и строитель.
Истинная женственность – это богатейшая интуиция, высочайшая способность к
пониманию других, к сопереживанию – эмпатии и отзывчивости, тонкость чувств, нежность,
богатая эмоциональность, обостренная восприимчивость к прекрасному, чувство вкуса,
грация и изящество, способность к перевоплощению как вечная женская загадочность и
социальная гибкость, компромиссность, осторожность и осмотрительность, стремление к
стабильности, консерватизм, терпеливость к будничности и домовитость.
Очевидно, что мужественность – это сила, натиск, но и обуздание силы и натиска через
их социальную направленность. Это самоутверждение, но еще больше - жизнь для других.
Очевидно, что женственность – это духовная сила слабости, прекрасное в природе человека.
Мужественность и женственность питают друг друга и нет первого без второго, второго без
первого.
Без воспитания истинной мужественности сила и энергия, присущая мужскому полу,
трансформируются в псевдомужественность, когда необузданная агрессивность выходит на
первый план, приобретает характер эпилептоидности с жестокостью, аффективной
взрывчатостью эмоций, грубостью, несдержанностью, силовым натиском, эгоистичностью,
неустойчивостью с расторможенностью, примитивными потребностями и ценностями,
безответственностью.
Без воспитания истинной женственности развивается истероидность с
демонстративностью, крикливостью, расторможенностью и грубостью, агрессивностью,
примитивной сексуальностью.
Псевдомужественный не муж и не отец, а псевдоженственная – не жена и не мать.
Мужественность и женственность вытекают из природного в человеке, из
генетического разделения на мужское и женское. Без надлежащего воспитания это природное
не получит развития в своих высших, человеческих формах, а проявится примитивно, лишь
на биологическом уровне.
Для формирования представлений о мужественности и женственности широко
используются устное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок,
произведений на основе былин, к примеру «Богатырская застава» (текст В.И. Калиты),
рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове из замечательной книги
А.О. Ишимовой «История России для детей», дети узнают о таких качествах
мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым,
рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных
поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака «Пожар»,
«Рассказ о неизвестном герое» и другие.
С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости,
миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто
такие волшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежная
королева», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным
учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок —
воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви.
Работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Очень
важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-
особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетик дочурке, сестренке.
Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его присутствии можно подать пальто или
предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой: «Смотри, сын, какая красивая
девушка растет в нашей семье».
Во время этических бесед уточняются представления о мужественности и
женственности. Беседы могут проводиться индивидуально с ребенком.
Целесообразно проведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме
«секретных совещаний», «разговора по душам», так и со всеми детьми вместе, например о
ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц,
подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств для того или иного
ремесла. Литературная викторина «Добры молодцы и красны девицы» помогает обобщить
полученные детьми представления.
Те же средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и
репродукций картин художников, используются позже для развития у детей представлений о
счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и братьями,
их взаимной помощи.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень
важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их.
А. С. Макаренко
предупреждал о невозможности воспитать мужество одними словесными методами. Нужно
создавать условия для проявления детьми этих качеств в реальной жизни. Для этого, прежде
всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному
опыту детей. Воспитатель рассказывает о том, что однажды произошло в соседнем детском
саду или там, где он работал раньше и спрашивает, как в том или ином случае поступили бы
мальчики и девочки их группы. Создаются также театрализованные проблемные ситуации,
когда сказочные персонажи — феи, рыцари — демонстрируют несколько моделей поведения,
а дети выбирают из них самую правильную, то есть социально одобряемую.
Для реализации представлений о полоролевом поведении необходимо также
организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей
определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков
можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой;
использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной
мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять посильную
им физическую работу, например, при необходимости перенести столы и стульчики из одной
комнаты в другую или вынести их на веранду. Для мальчиков старшего дошкольного возраста
должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с
продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать
нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери:
«Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!» — воспримутся сыном как настоящая
награда.
Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в
ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение
ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду,
печь пироги.
Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок,
желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным
для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики
отвозят ее в установленное место, разгружают. Приобщаясь к народным ремеслам, девочки
учатся прясть, а мальчики — выпиливать резные наличники для окон. Программу детских
праздников (дома и в дошкольном учреждении), вечеров досуга оживляют аттракционы,
конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.
Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей
должна быть сформирована необходимая мотивация , когда присвоенные эталоны мужского и
женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия
взрослого на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительная оценка его
социально ценного поло ролевого поведения. Ребенок испытает большую радость, чувство
удовлетворения, если его наградят самодельным значком или орденом
«За доброту и
богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок».
Значительное место в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди
них игры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощью
педагога развертываются сюжетно-ролевые игры героической тематики. Дети обоего пола
участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи: «Семья в
турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости», «Родился малыш». Их вовлекают в знакомые
нам с детства русские народные игры «Верба-вербочка», «Прялица», «Яша», где мальчики
выбирают себе «невесту» из играющих девочек, иногда целуют ее. В русской народной
культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные
чувства друг к другу. С удовольствием дети играют в аналогичные игры, распространенные в
культурах других народов.
В повседневной жизни мальчиков и девочек приучают оказывать знаки взаимного
внимания, в частности дарить «сувениры» в Международный женский день или День
защитника Отечества, обмениваться комплиментами. Представителей сильного пола
приучают замечать «проблемы» девочек, предлагать им свою помощь, уступать дорогу,
открывать перед ними дверь; девочек — воспринимать внимание с благодарностью; заметив
неполадки в костюме своего товарища, пришить недостающую пуговицу, — тогда у
«молодых людей» не пропадет желание заботиться о «слабом поле». На музыкальных
занятиях в детском саду мальчики и девочки обучаются танцевальному этикету.
Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми
людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий
реализации столь далекой цели — преодоление разобщенности мальчиков и девочек в
дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения
друг к другу.
Литература:
1.
Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки. Два разных мира. / В. Д. Еремеева, Т. П.
Хризман. – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1998. – 184с.
2.
Репина, Т. А. Воспитание мальчиков и девочек. / Т. А. Репина, Л. А.
Арутюнова // Дошкольное воспитание. - 1984. - №6. - с. 50 – 51.
3.
Репина, Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? / Т. А. Репина //
Дошкольное воспитание. - 1993. - №4. - с. 55 – 57.
4.
Репина, Т. А. Учиться искусству воспитания. – М.: ВЛАДОС, 1993. - 180с.
5.
Шелухина, И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к
воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с.
6.
Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков
общения со взрослыми и сверстниками. / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П.
Воронова (и др.). – М.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,1998. - 384 с.