Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 2-3 лет
Информационная карта проекта.
Полное название педагогического проекта: «Сказка в гости к нам пришла».
Автор проекта: Ларина Юлия Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 69
комбинированного вида.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 2-3 лет
Мир волшебный и чудесный приглашает всех ребят,
Стать героями из сказок будет каждый очень рад.
Время сказки наступает, в гости всех друзей зовет!
Если верить каждый знает, сказка сразу оживет.
Ни для кого не секрет, что русские народные сказки появились давно,
передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времени, когда
появилась письменность. Все это позволило сказкам завоевать популярность
у большого количества людей и поэтому сегодня каждый из нас может
наслаждаться богатством сказочного мира, который представлен в музее во
всем своем многообразии.
В настоящее время книга в семье как воспитательное и образовательное
воздействие на ребенка отошла на второй план. Многие родители, шагая в
ногу со временем, окружающей нас действительностью, предполагают, что
их дети хорошо развиваются у телевизора, компьютера. Но заменить живое
общение между взрослым и ребенком посредством чтения книг не может ни
один технический прогресс. Ведь процесс чтения способствует духовному
обогащению взрослых и детей, становлению взаимопонимания, близости,
доверительности, без которых немыслимо воспитание детей.
Сегодня в условиях агрессивной массовой культуры, нелегко
приобщить малыша к произведеениям художественной литературы. В
настоящее время малыши все больше с самого рождения любят смотреть
иностранные мультики. Но они и должны знать и наши сказки на которых и
жили их родители. Учитывая вышеизложенное, нам пришла идея создать
проекта «Сказка в гости к нам пришла».
Мир русских народных сказок
загадочен и своеобразен. В нем можно встретить и простых героев (бабка,
дедка) и зверей (медведь, лиса, волк), но так же и выдуманных (Баба Яга,
Кощей Бессмертный).
Тема проекта была выбрана с учетом анализа
повседневной деятельности детей и желания самих педагогов. Мы решили
разрабатывать занятия, с детьми опираясь на художественные произведения.
Материал проекта располагается в игровой комнате. В нем мы
постарались собрать всю коллекцию сказок, стишков, потешек. На наш взгляд
это благоприятная почка для беседы с ребенком (даже с такими малышами).
Поскольку сказки понятны малышам, они с удовольствием пересказывают их.
Проект для ребенка что-то свое, родное, так как некоторые дети приносят
свои любимые книжки, и этим гордятся. Все предметы интерьера доступны
для любого ребенка, а «волшебное» перемещение из одной сказки в другую
вызывает у малыша восторг. В настоящих музеях большинство экспонатов
трогать нельзя, запрещено, а в нашем проекте не только можно, но и нужно.
И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А так как у детей
появляется интерес, обучение становиться более эффективным.
Мы рассматриваем проекта как часть предметно-развивающей среды, но и
как образовательный ресурс для познавательного, речевого, социально-
коммуникативного, художественно-эстетического развития ребенка
дошкольника. Весь материал в музее находиться в соответствии с возрастом
детей.
Цель: познакомить малышей с разнообразием сказок и формировать
устойчивый интерес к чтению художественной литературы у детей
дошкольного возраста.
Задачи:
расширять кругозор детей;
обобщать знания детей об окружающем мире;
обогащать воспитательно-образовательное пространство в группе
детского сада;
формировать у детей представление о музее;
развитие творческого мышления и воображения детей младшего
дошкольного возраста;
развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
повышать культурный уровень педагогов и родителей.
Основные принципы работы в проекта:
Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное
восприятие.
Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и
экспозициям.
Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей
с разными произведениями художественной литературы.
Деятельность: проект предоставляет ребёнку возможность реализовать
разные виды деятельности, такие как пополнение работами, выполненными
своими руками, создание экспонатов непосредственно в проекте (рисунки к
сказкам, поделки с использованием нетрадиционных техник);
Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой
культуре, общечеловеческим ценностям
Гуманность: проект создаёт условия для всестороннего развития ребёнка,
поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь
созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и
перехода на диалоговую форму обучения.
Разнообразность: экспонаты проекта разнообразны.
Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
Безопасность: проект не создаёт угрозу здоровью и безопасности
дошкольника.
Непрерывности: проект, являясь частью образовательного пространства
детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской
деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Партнёрство: проект является результатом сотрудничества взрослых и детей
и благодаря чему реализуются права ребёнка.
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
-закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
для педагогов:
- оформление тематического альбома «Герои наших любимых сказок»;
-составление картотеки с речевым материалом (пословицы, поговорки и загадки о сказках
и сказочных героях) ;
- оформление книжки «Колобок»;
-разработка серии конспектов;
-изготовление пальчикового театра по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка»;
-изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
-разработка методических рекомендации для воспитателей и родителей;
-Презентация проекта на педсовете ДОУ;
-желание продолжить проектную деятельность;
- оформление проекта.
для родителей:
-содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных
мероприятиях, общие интересы;
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
II Краткое содержание проекта:
1 этап Подготовительный
-вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;
-анкетирование родителей;
-предложить детям принести в группу из дома любимые русские народные сказки;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-оформление книжного уголка в группе;
-оформление уголка для родителей по русским народным сказкам;
-подбор наглядно-дидактического материала.
2 этап Основной
-реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;
-беседа с детьми «Что такое сказка? »
-проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
-рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой»;
-отгадывание загадок по сказкам;
-лепка «Колобок»;
-создание картотеки русских народных сказок;
-создание книги «Колобок»;
-драматизация сказок;
-показ настольного театра.
3 этап Заключительный
-подведение итогов проектной деятельности;
-представление материалов проекта на педсовете;
-оформление пальчикового театра по сказкам;
-показ театрализованной сказки;
-составление рекомендаций.
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием
принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с
удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой
деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра;
некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще
приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении
тематического альбома «Герои наших любимых сказок»(совместно с детьми) ; приняли
активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о
детском чтении. Педагоги группы получи положительные отзывы об организованной в
ДОУ выставке детско-родительских работ по теме проекта от детей, родителей,
воспитателей из других групп и сотрудников нашего детского сада.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не
только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же
способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в
проекте «Сказка в гости к нам пришла»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей
группы.