Конспект НОД
«Игра КВН «Зимующие птицы»
/ Подготовительная к школе группа/
Цель КВН – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем
городе, уметь различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и
приспособленность их к среде обитания.
Задачи:
вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о
природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных
проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;
обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные
ответы на вопросы;
воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст;
активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить
сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные
связи, делать обобщения).
Ход
- Дети, сегодня мы поговорим с вами о птицах.
Некоторые птицы не стали спорить с зимой и улетели в тёплые страны, другие
остались, у них есть свои секреты, как пережить зиму.
- Как одним словом называют этих птиц? (зимующие)
- Как вы думаете, почему зимой трудно живётся птицам?
(Птицам голодно. Насекомые в зимней спячке. Плоды, ягоды, семена трав - под
снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи
пропитания. Пуховые, тёплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от
голода).
- Сегодня у нас состоится КВН между командами « Снегири» и « Синички».
Обе команды должны показать свои знания о птицах соревнуясь между собой.
- За каждый правильный ответ жюри будет присуждать одно очко.
- А теперь настало время приветствия команд.
« Вы в КВН пришли играть,
Чтобы о птицах больше знать!»
Приветственное слово команд.
« Синички»
Мы любим птиц и бережём, в обиду их никому не даём.
Чтобы птицы были человеку рады, заботиться о них нам надо!
Привет соперникам мы говорим, не огорчайтесь, если победим.
« Снегири »
Свои покажем знания, птицам верные друзья мы
Каждый из нас птиц защитит, о каждой птице душа у нас болит.
Готовы мы сегодня поиграть, все вместе о птицах рассуждать.
- Молодцы, команды, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!
- Чтобы участники обеих команд показали свои знания достойно, нужно им
размяться.
Первый конкурс «Разминка» – состоит из нескольких частей.
Первое задание «Вопрос – ответ».
Команды будут по очереди отвечать на вопросы и получат 1 балл за правильный
ответ.
1. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
2. Какая наша птица может ползать по стволу вниз головой? (Поползень)
1. Какая птица имеет длинный хвост? (Сорока).
2. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел).
1. Почему сало для синиц надо вешать на тонкие ветки? (унесут вороны)
2. Какая птица охотится ночью?
1.Птица-кашевар из детского стишка (сорока.)
2. Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (снегирь.)
Второе задание « Исключите лишнее».
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор. За правильный ответ дается 1 балл.
Задания команды будут выполнять по очереди.
1. Медведь, дятел , лось, барсук;
2. Синица, соловей , ворона, воробей.
1. Голубь, клест, ворона, кукушка.
2. Голубь, скворец , поползень, дятел.
Последнее задание для этого конкурса «
Закончи предложение»
За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.
1. Воробей маленький, а ворона - … .
2. У синицы хвост короткий, а у сороки - …
1. Голубь тяжелый, а воробей - …
2. У дятла клюв длинный, а у снегиря - … .
Второй конкурс «Загадки»
Первую загадку я вам загадаю, какая команда быстрее ответит правильно, та и
начнёт загадывать свои загадки.
Кто летает, кто стрекочет, рассказать нам новость хочет? (сорока.)
(Команды загадывают друг другу свои загадки. Соперники отгадывают)
1. Он в своей лесной палате, носит пестренький халатик,
Он деревья лечит, постучит – и легче (дятел)
2. Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика (синица)
3. Что за птица – мороза не боится, хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (клест)
4. У нее глаза большие, хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает, спит на дереве лишь днем (сова)
5. Северные гости клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки, на головках – хохолки! (свиристели)
6. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая (сорока)
7. Только я из птиц, признаться, в зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться головою вниз могу (поползень)
8. Носит серенький жилет, но у крыльев – черный цвет.
Видишь: кружат двадцать пар и кричат: кар! кар! (ворона)
Третий конкурс «Расскажи про птицу»
Вот на эту кормушку сейчас будут прилетать зимующие птицы, а мы послушаем
новости - рассказы, которые подготовили вы.
Задание для команды «Синичка».
«Прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской
на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины ».
Какие птицы прилетели? Сложите картинку и расскажите про эту птицу. /Снегирь/
Снегирь — птица, которая прилетает к нам из северного леса. Прилетает к нам с
появлением первых заморозков. А весной снова улетает в свои северные леса.
Осенью снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам
людей. Рябина и другие ягоды – основная пища снегирей зимой.
Снегирь питается
семенами растений. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом
деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее.
Грудка у них зеленовато-серая.
Задание для команды «Снегири».
«На кормушку прилетела птица акробат с коротенькими лапками. Любит лакомиться
личинками и достает их из- под коры» /Поползень/
«Удивительная птица - поползень . Его можно увидеть разгуливающим по стволу
дерева в любом направлении. Он может передвигаться даже вниз головой. Поползни
"ползают" по стволу дерева, исследуя его в поисках пищи. Они внимательно
осматривают каждую щёлочку, трещинку в коре. В них прячутся жуки, паучки и
другая добыча. Иногда поползень, словно дятел, долбит кору острым длинным
клювом. Так он достаёт укрывшиеся под корой личинки насекомых. Не откажется
поползень от лесного ореха или жёлудя».
Задание для команды «Синичка».
«В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало
и еловую шишку. Прилетели небольшие птички красного цвета, с цепкими
лапками и характерным крестообразным клювом. Крошки, семечки и рябину не
тронули. А шишку всю распотрошили. Кто это?
(дети вставляют в кормушку – клеста.)
Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не
боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных
морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их
гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог
достать. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на
крестик. Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком,
то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь! Он им нужен,
чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом
семена из шишки не добудешь! Клесты очень дружные птички. Они любят летать
стайками и всегда строят гнезда там, где много шишек с семенами».
Задание для команды «Снегири».
«В среду на лесную кормушку прилетели большие лесные птицы, очень нарядные; с
сильным клювом и давай кормушку клювом долбить».
« Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение
насекомых и старательно извлекает их из-под коры. У дятла очень длинный язык.
Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред.
Ведь не зря его называют «доктором леса». Древесные насекомые, личинки,
муравьи – любимая добыча этой птицы.
Зимой питается семенами хвойных
деревьев,
дятел выдалбливает в стволе дерева небольшое углубление, в него
помещает сорванную шишку, затем шелушит ее, доставая семена. Пустую шишку
выбрасывает. Весной долбят березы и пьют сок. В конце лета питаются поспевшими
ягодами».
Подвижная игра «Найди пару».
У каждого ребенка на руке картинка с изображением птицы. Звучит музыка
«Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый
ищет себе пару. Дети встают парами или тройками.
- Вы какие птицы? (снегири). - Один – снегирь, а много — …
Кто вы? (синицы). Одна - синица, а много….
Конкурс капитанов.
- Как потрудились наши команды, мы увидели, а теперь подошло время для
капитанов.
Решение проблемного вопроса.
Как человек может помочь птицам перенести суровую зиму?
Команда «Снегири» - какие кормушки можно смастерить - виды, материал.
Команда «Синички» - какой корм для птиц можно приготовить.
Домашнее задание - « Чтение стихов».
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
«Как птице перезимовать?»
Как птице перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда.
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
Подведение итогов.
- Дети, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о зимующих
птицах. Давайте будем беречь, защищать наших пернатых друзей,
помогать им справиться с трудностями жизни.
И теперь настало время подвести итоги, какая же из команд
стала победителем нашего КВН.
Награждение.