Учебное заведение: ГКУ СО "Сызранский СРЦН "Островок"
Населённый пункт: г. Сызрань Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка.Конспект занятия.
Тема: "Поможем Чебурашке в лесу летом".
Описание:
Занятие с целью выработки необходимых умений и навыков безопасного поведения в природе летом в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций при взаимодействии с пожароопасными предметами и ядовитыми грибами.
Конспект занятия в младшей группе СРЦН по программе «Основы
безопасности жизнедеятельности».
«Поможем Чебурашке в лесу летом».
Цель. Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в
природе в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных
и чрезвычайных ситуаций при взаимодействии с пожароопасными
предметами и ядовитыми растениями.
Задачи.
- развивать
чувство ответственности за свое поведение, бережное
отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- способствовать формированию навыка самостоятельности в
принятии решений и выработка умений безопасного поведения в реальной
жизни;
- развивать общительность, любознательность, инициативность и
самостоятельность;
- развивать наблюдательность, внимание, память, сообразительность,
инстинкт самосохранения;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимоуважения,
дружелюбия, вежливое обращение к сверстникам.
- воспитывать навыки разумного поведения, умения адекватно вести себя
в опасных ситуациях в природе, при взаимодействии с пожароопасными
предметами, ядовитыми растениями;
- способствовать становлению основ экологической культуры;
- способствовать сохранению и укреплению физического,
психологического здоровья, эмоционального благополучия каждого
воспитанника;
Материал: иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь», к
сказке « Три медведя», плакат - предупреждение о пожаре в лесу, плакат
«Грибы», муляжи грибов, плакат « Насекомые», раздаточный материал.
Музыкальное сопровождение, использование игровых ситуаций.
Действующие лица: сказочный персонаж Чебурашка – воспитанник из
средней группы центра.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Маша и
медведь»,
чтение сказки «Три медведя». Игры «Можно – нельзя», « Береги
природу», «Волшебный клубок». Вспомнить опасности, которые
поджидают, при выезде с близкими в лес; сформировать основные правила
безопасного поведения в лесу.
Ход занятия:
Игра « Волшебный клубок». Дети сидят на стульях или на ковре по кругу.
Воспитатель говорит «волшебное слово» и передает клубок ниток ребенку,
оставляя конец нити при себе. Ребёнок, разматывая клубок, передает
следующему по кругу, оставляя нить при этом говорит ласковое слово, или
доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени,
или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Передается клубок
следующему ребенку, пока не вернётся по кругу до ведущего - воспитателя.
Все дети оказываются вместе: по кругу держатся за нить клубка.
Воспитатель: - Ребята, если мы вместе будем держаться, мы можем
потеряться?
Дети отвечают :- Нет.
Воспитатель: - Так будем все вместе, рядом всегда?
Дети: - Да!
Воспитатель :-
Всем говорю я, здравствуйте!
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный
Потому что в нем вы и я!
Ребята, вы помните, кто такой Чебурашка?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Тогда, слушайте загадку.
Это знают даже первоклашки,
Что есть друг большой у Чебурашки,
Под гармошку песни он поёт.
Имя друга каждый назовёт…
Дети хором отвечают.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня пришло письмо от Чебурашки: - «Дорогие ребята,
здравствуйте! Пишет вам
Чебурашка. Хочу попросить у вас помощи. На
улице так хорошо и очень хочется побывать в лесу, но мой друг крокодил
Гена говорит, что в лесу подстерегают нас опасности. Вы много знаете,
ребята, помогите разобраться, что за опасности могут ожидать меня в лесу?!
Воспитатель: Ребята, поможем Чебурашке?
Дети отвечают хором.
Закройте глаза. (Звучит приятная плавная музыка с щебетанием птиц). Мы
очутились в лесу. Как здесь красиво! Какие приятные запахи трав, цветов и
деревьев. Какие же здесь могут быть опасности?
Как вы думаете, что это за опасность?
Дети: - В лесу можно заблудиться.
Воспитатель:- Правильно! В походе, или просто гуляя по лесу, очень легко
заблудиться. Запомните, ребята! Всех людей в лесу поджидает опасность,
каждый может заблудиться.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились
в лесу, и как они находили дорогу?
Дети: - «Маша и медведь», «Три медведя».
Воспитатель: А теперь сядьте удобнее, сейчас я дам иллюстрации к этим
сказкам, а вы расскажете, чем закончились сказки. ( Дети делятся на две
подгруппы).
— Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу?
Дети: - Не ходить в лес одним.
Воспитатель: - Правильно!
Это правило№1.
Чтобы не заблудиться,
Не ходи в лес один.
Воспитатель: - Ребята, но ведь и Машенька была с подружками, а все равно
заблудилась. Почему?
Дети: - Машенька невольно ушла от подружек, собирая ягоды.
Воспитатель: - Так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел с
родителями?
Дети: - Надо держаться вместе.
Воспитатель: - Правильно!
Правило№2: - В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь из вида
взрослых, кричи громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу.
Очень неприятный случай-
Заплутать в лесу дремучем.
Паника здесь ни к чему-
Начинай кричать: «АУ!»
Воспитатель предлагает детям попробовать позвать друг друга.
Физминутка «Здравствуй, лес».
Здравствуй, лес, прекрасный лес! (Широко развести руки в стороны )
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево )
Ты о чем шумишь листвою ? (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. ( Покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится? (Дети всматриваются вдаль)
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, ( Широко развести руки в стороны)
не утаи! (Погрозить пальцем)
Ты же видишь – мы свои! (Прижать руки к груди).
Воспитатель: - Несмотря на то, что Машенька потерялась, она не
растерялась, пошла по лесу и набрела на избушку. Но это в сказке, а на самом
деле, что нужно делать, ребята?
Посмотрите, вам помогут картинки и предметы. (Дети выбирают нужную
картинку и объясняют свой выбор).
Воспитатель: - Правильно! Если ты заблудился в лесу, не стоит паниковать и
бежать в неизвестность. Присядьте, внимательно прислушайтесь к звукам.
Может быть, вы услышите шум машин, поездов, лай собак или говорящих
поблизости людей. Постарайтесь понять: откуда идет звук? И идти, в этом
направлении. Если звук становится громче — вы идете правильно. Самое
главное, знайте – вас обязательно найдут!
Воспитатель предлагает детям игру «Можно — нельзя». (Раздать детям
кружочки. Зелёный- можно, красный- нельзя) Дети становятся в круг.
Предлагаемые детям ситуации:
— Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами, можно?
Дети молча, показывают красный кружок.
— Ходить в лес с подружками и друзьями, можно?
Дети показывают зелёный кружок.
— Ездить с родителями в лес?
Дети показывают зелёный кружок.
— Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку, можно?
Дети показывают красный кружок.
— В лесу всегда находиться рядом с родителями?
Дети показывают зелёный кружок.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите- это знак «Берегите лес от пожара».
Какая еще опасность может подстерегать нас в лесу?
Дети: Лесные пожары.
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, из-за чего может возникнуть пожар?
(Показывает слайд-шоу по пожарам в лесу)
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: - Верно, причиной лесных пожаров становятся, прежде всего,
небрежность и неосмотрительность людей или шалость детей, из-за
брошенной горящей спички.
Но причиной пожара может стать и такая линза. (Воспитатель показывает
настоящую линзу, даёт ребятам потрогать её).
Она может собрать солнечные лучи в одну точку и стать поводом для пожара.
Сначала тлеют тонкие сухие былинки, а потом ветки. Огонь становится все
больше и больше. Запомните, дети, с такой линзой играть нельзя, небольшое
пламя приводит к большим лесным пожаром. Потушить лесные пожары
могут только взрослые - пожарные и спасатели, используя специальную
технику, самолеты и вертолеты.
- Ребята, хотите послушать, что случилось однажды в лесу?
В жаркий день одна семья отдыхала в лесу, сын Миша играл с линзой. Папа
позвал его играть в мяч! Наигравшись, семья отправилась домой, а Миша в
спешке забыл свою линзу. На следующий день солнечные лучи собрались в
одну точку у линзы, и от их тепла стала тлеть высохшая трава. Как вы
думаете, что случилось потом?
Дети рассказывают о предполагаемых плачевных событиях дальше.
Воспитатель:- Ребята, помните пословицы: «В одном коробке сто пожаров»,
« Спички не тронь - в спичках огонь!» Почему так говорится?
Потому, что в одном коробке много спичек, и каждая может стать причиной
большого пожара.
-Ребята, давайте подумаем и вспомним, какие правила нужно знать, чтобы не
случилось беды - пожара:
1. Костер разводить только с взрослыми.
2. Никогда не поджигать сухую траву и листья.
3. Не оставлять рядом с костром свою одежду.
4. Нельзя разводить костры большие и при ветре, так как искры могут
зажечь соседние деревья.
5. Уходя, надо убедиться, что костер, потушен: надо залить его водой. Нельзя
оставлять тлеющие угли (надо залить водой) - налетевший ветер может
раздуть из них пламя.
6. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей.
7. Опасно находиться возле костра с распущенными волосами.
Воспитатель показывает слайд-шоу про насекомых, обитающих в лесу.
- Этот знак: “Опасно клещи”
- Дети, кто знает, что это за знак? почему красный цвет на нём? (Цвет
опасности)
Здесь на полянке много различных насекомых. Давайте, снова разобьемся на
две команды, кто с кем был в предыдущей игре
Одна группа - отбирает насекомых, которые опасны для человека, другая –
которые не опасны для человека.
Воспитатель: - Расскажите, пожалуйста, почему вы, выбрали именно этих
насекомых. Какие правила нужно знать, чтобы опасные насекомые не
пробрались к телу человека?
Дети отвечают.
1. На прогулку в лес следует надевать длинные брюки, свитер с длинным
рукавом. Брюки заправить в носки. Свитер заправить в брюки.
2.Открытые участки тела необходимо обрабатывать мазью от насекомых.
3. Ни в коем случае нельзя трогать осиное гнездо, иначе осы вылетят и
больно ужалят.
4. Стараться быть спокойным, если возле тебя летает пчела, не надо махать
руками, нужно тихо перейти в другое место.
5. Не мешать муравьям и они тебя не укусят.
Воспитатель:
- Отгадайте загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы!
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб).
Не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если
человек съест ядовитый гриб, то отравится, а иногда может и умереть.
Показывая на муляжи грибов, воспитатель восклицает:
-Ой, смотрите, сколько грибов! Они все растут в лесу!
Давайте, вспомним, какие бывают грибы?
Дети отвечают: съедобные и несъедобные, т.е. ядовитые.
Дети собирают съедобные грибы. Чебурашка вслух удивляется, что половину
грибов не положили в кузовок. Дети объясняют – почему.
Воспитатель: - А ядовитые грибы можно срывать, топтать? Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Ребята, если вы увидели пруд или незнакомую речку рядом с
лесом, знайте, купаться нельзя в незнакомых местах. Помните пословицу:
«Не суйся в воду – не зная броду».
- Давайте, ещё раз вспомним, какие опасности нас ожидают в лесу и сделаем
для Чебурашки плакат «Опасности в лесу».
Я специально для вас приготовила на столе много разных картинок. Вы
должны выбрать картинки только по теме занятия и наклеить на плакат все
опасности, подстерегающие нас в лесу:
1)
не заблудиться, быть всем вместе;
2)
соблюдать противопожарные правила;
3)
как вести себя с опасными насекомыми;
4)
собирать только знакомые съедобные грибы.
5)
не лезть в воду в незнакомом месте.
Ребята дружно и усердно стараются. Воспитатель в это время поощряет
добрыми словами самых активных ребят.
Воспитатель: - Ну, что, ребята? Будем сами соблюдать правила поведения в
лесу летом и учить этим правилам всех?
Дети отвечают хором: - Да!
Чебурашка благодарит всех ребят и прощается. Звучит музыка песни
«Голубой вагон».
Воспитатель: - Спасибо, ребята, вы хорошо справились с заданиями и
помогли Чебурашке. Теперь он знает, что нужно делать в лесу летом, чтобы
не случилось беды.
Я думаю, что Чебурашка с удовольствием будет ходить в лес без боязни и
соблюдать все правила безопасности в природе в летнее время. Спасибо всем
за внимание и активность.