Учебное заведение: МБДОУ д/с №16 комбинированного вида
Населённый пункт: город Североморск, Мурманская область
Наименование материала: конспект занятия по речевому развитию
Тема: "Домашние животные"
Описание:
Представлен конспект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по лексической теме "Домашние животные". Занятие является определенным итогом темы недели. Используются разнообразные приемы для закрепления знаний детей и формирования лексико-грамматического строя речи.
в подготовительной группе компенсирующей направленности
для детей с ЗПР
Подготовила воспитатель: Логачева И. А.
Лексическая тема « Домашние животные»
Цели. Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; знать внешние признаки
животных, чем питаются, где живут, какую пользу приносят; знать название детенышей;
образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить
образовывать сложные прилагательные; развивать словарь, связную речь детей.
Ход занятия .
1.
Организационный момент .
– Сядет тот, кто отгадает загадку ( дети отгадывают, находят картинку и ставят ее на
доску)
Зеленые глаза –
Всем мышам гроза (кошка)
Хвост крючком –
Нос пятачком (свинья)
Молоко дает нам кто-то,
Детям пить его охота.
Чтобы были все здоровы
Молоко дает …(корова)
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник (конь)
Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нем (собака)
Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит:
«Ме-ме-ме, дай-ка
Вкусной травки мне!» (коза)
2.
Давайте назовем, чьи изображения вы видите на доске. Кто это? (дети
проговаривают хором названия животных) Беседа:
- Как их можно назвать одним словом? (животные)
- Почему? ( тело покрыто шерстью, у них 4 лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост;
они выкармливают детенышей молоком)
- Где живут эти животные? ( они живут рядом с человеком) Значит, как их называют?
(домашние животные) Почему? ( человек за ними ухаживает, а они приносят пользу
человеку).
- Какую пользу приносят животные? (корова дает мясо, молоко; лошадь перевозит
грузы и катает людей; кошка ловит мышей; собака охраняет человека и его дом; коза
дает молоко, мясо, шерсть и т.д.) Правильно, молодцы, точно все рассказали.
3.
Человек ухаживает за животными: кормит их, убирает за ними, если вдруг заболело
животное. То показывают его врачу – ветеринару.
А кто же чем питается?(игра)
На доске картинки : кость, рыба, молоко, сено и др.
Дети ставят картинки к соответствующему животному, сопровождая свои действия
речью: «Собака грызет кость. Кошка пьет молоко и ест рыбу. Корова ест траву(сено).»
4.
А теперь давайте поиграем вот как – оставим на доске только одно животное –
кошку. А остальные картинки уберем, но животное, которое надо убрать, будем
называть ласково . Например, была у нас корова, а не стало коровушки. Была у нас
собака, а не стало собачки и т.д
5. – Кто остался на картинке? (кошка) давайте поиграем, вставайте в круг.
Физминутка «Вышла кошка на окошко»
6.
Возьмите себе по одной картинке. Дети берут картинки. «Найди пару» :-Кто у тебя
нарисован? Это взрослое животное или детеныш? ( дети называют животное и
детеныша). Сейчас под бубен вы будете шагать, как только бубен перестанет
звучать – надо найти себе пару: детеныш находит маму. Проводится 2 раза (дети
проговаривают названия).
7.
сейчас вы пройдете к столам, там картинки, но их надо собрать : «Собери
картинку » (дети из частей накладывают на силуэт детали).
– Кто на твоей картинке? Какой у собаки хвост? (длинный) Какая собака?
(длиннохвостая)
- У свиньи короткие ноги. Свинья какая? (коротконогая)
- У коровы острые рога.Какая корова? (остророгая)
- У кошки мягкая шерсть.Какая кошка? (мягкошерстная)
8.
А теперь присядьте на стульчики и отгадайте, о каком животном я вам расскажу.
Рассказ надо дослушать до конца. «Узнай по описанию»
« Это – крупное домашнее животное. У него длинное широкое туловище, на голове
рога. Хвост длинный, на конце с кисточкой. Животное зимой ест сено, а летом пасется
на лугу. Животное дает молоко, а из него приготавливают разные молочные продукты.
Ее детеныш – теленок.» ( дети называют животное)
9.
А теперь сами составьте рассказ о домашнем животном по схеме . Дети
составляют рассказ (2 – 3 детей).Оценивается последовательность и полнота
рассказа.
10. итог занятия – Сегодня мы с вами говорили о …домашних животных. Называли их
детенышей, вспомнили, кто чем питается, образовывали сложные слова,
составляли рассказы.