Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Рябинка" пос. Восходящий"
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий район, пос. Восходящий
Наименование материала: Консультация
Тема: " Развиваем мелкую моторику детей"
Описание:
Консультация для родителей.Цель: Дать представление о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей. Порекомендовать родителям дидактические игры для развития мелкой моторики. Благодаря консультации дать родителям понять- как важно развивать моторику ребёнка с детства.
Цель: Дать представление о взаимосвязи развития мелкой моторики
рук и речи детей. Порекомендовать родителям дидактические игры для
развития мелкой моторики.
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые
способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а
это влияет на развитие ребёнка в целом.
Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.
- Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.
У большинства современных детей отмечается общее моторное
отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на
липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и
детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё,
вязать, вышивать.
Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно
сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики
с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в
дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них
заикания.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки,
общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с
речевым развитием.
Для чего мы развиваем мелкую моторику рук у детей.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой
моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это
оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой
информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять
немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6
годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому,
актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном
возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.
Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи
малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук
достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики
подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию
речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук,
оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего
головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика
взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием,
координацией движений и пространственном восприятием,
наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.
Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного
совершенствования речи, мышления и психического развития.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим
фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим
улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и,
что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность
коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев
руки оказывает самомассаж (пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО
деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом
(изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного
материала и т. д.) . Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом
развития мелкой моторики.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так
называемые «пальчиковые игры».
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев.
Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию
творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий
мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым
стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней
помощи.
Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям
ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Игры с детьми на развитие мелкой моторики:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития
мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и
массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и
проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий,
прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
3. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек.
Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и
расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук,
но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь
ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером
для рук.
4. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько
листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет
вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
5. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц
какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
6. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому
можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и
формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их
пальчиками.
7. Пирамидки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра
формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
8. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу
рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую
моторику и тактильные ощущения.
9. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин,
глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой
ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет
горд, что помогает маме.
10. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий,
а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на
вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно
повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
Развитие мелкой моторики детей – не единственный фактор,
способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в
комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор,
стимулируя вопросами, просьбами.