«технология»
-
это, прежде всего, системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий
своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
«образовательная технология педагогики здоровьесбережения»
-
это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала
педагогического и методического инструментариев в рамках связи
«Педагог – учащийся», осуществляемых посредством системного
использования форм, средств и методов, которые обеспечивают
достижение запланированных результатов с учетом целей и задач
педагогики здоровьесбережения.
«здоровьесберегающая технология»
- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех
факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья
ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции
дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и
активное формирование здорового образа жизни и здоровья
воспитанников.
Здоровье зависит от
следующих факторов:
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
Организационно-
педагогические
технологии
Психолого-
педагогические
технологии
Учебно -
воспитательные
технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
ПАЛЬЧИКОВАЯ
ГИМНАСТИКА
Комплекс упражнений, который служит основой для
развития мелкой моторики, ручной умелости и
координации движений рук, что, в свою очередь,
способствует развитию речевого центра головного мозга.
Используется на всех видах
занятий и в свободное время.
ГИМНАСТИКА
ПРОБУЖДЕНИЯ
Поднимает настроение и мышечный тонус,
а также служит для профилактики
нарушений осанки. Включает в себя
воздушный (контрастный) метод
закаливания в сочетании с
общеразвивающими и координационными
упражнениями.
Выполняется после сна.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Система дыхательных упражнений, направленных
на развитие дыхательного аппарата путем тренировки
речевого и голосового аппарата, сочетающаяся с
соответствующими движениями. Занятия по
дыхательной гимнастике рекомендуется проводить 2-3
раза в неделю. Дыхательные упражнения проводятся 2
раза в день: в утренние часы на зарядке, на
спортивных, музыкальных занятиях для
восстановления дыхания. Использование дыхательных
упражнений в сочетании с аромотерапией.
Звуковая гимнастика
Дыхательные упражнения с произнесением гласных и согласных звуков.
Используется на всех видах занятий и в свободное время.
Биоэнергопластика
Новая методика проведения артикуляционной гимнастики, которая помогает
детям справиться с речевыми трудностями. Проводиться одновременно с движениями
кисти руки (правой или левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти языка,
губ. Проводится логопедами и воспитателями речевых групп в утренние и вечерние
часы, на занятиях.
Логоритмика
Система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых
игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Используется
на всех видах занятий и в свободное время.
Корригирующая гимнастика
Комплекс упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и
плоскостопия. Занятия по корригирующей гимнастики проводятся 2 раза в неделю с
подгруппой детей 10-12 человек.
Гимнастика для глаз
Комплекс упражнений, способствующий профилактике нарушения зрения.
Середина занятия.
Игрогимнастика
Служит основой для освоения ребенком различных видов движений (строевые,
ОРУ, акробатические упражнения, упражнения на расслабление мышц, на укрепление
осанки). Используется на занятиях физической культуры, ритмике.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Оздоровительный массаж
Способствует укреплению различных групп мышц, снятию
напряжения, утомления в отдельных мышечных группа,
различных инфекционных и острых респираторных заболеваний,
создания комфортной обстановки. Через аромалампу воздух насыщается
парами эфирных масел, индивидуальные аромамедальоны, подушечки с
душистыми травами для улучшения сна
ФИТОИОНОГАЛЬВАНИЗАЦИЯ
Насыщение воздуха фитонцидами лекарственных растений (лук, чеснок).
В осенне-зимний период, во время эпидемии гриппа лук и чеснок,
нарезанные мелкими кусочками, раскладываются в помещении
ФИТОТЕРАПИЯ
Использование комплекса лекарственных трав для укрепления
адаптивности организма ребенка к влиянию вредных факторов
окружающей среды, оздоровления, профилактики заболеваний. В детском
учреждении целесообразно использовать отвары трав для полоскания,
насыщать парами лекарственных трав воздух помещений. Используется в
осенне-зимний период
Направления в работе педагогов по оздоровлению детей
обеспечение благоприятного течения адаптации;
выполнение сангигиенического режима;
решение оздоровительных задач всеми средствами
физической культуры;
проведение социальных, санитарных и специальных мер
по профилактике и распространению инфекционных
заболеваний;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
определение показателей физического развития,
двигательной подготовленности, объективных и
субъективных критериев здоровья методами
диагностики;
изучение передового педагогического опыта по
оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных
технологий и методик;
систематическое повышение квалификации
педагогических кадров;
пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе
детей, родителей, сотрудников.
Сформированные навыки здорового образа жизни
воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
Взаимодействие специалистов ДОУ в организации
физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Проявление толерантности всех участников внедрения
здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс
ДОУ.
Формирование нормативно-правовой базы по вопросам
оздоровления дошкольников.
Внедрение научно-методических подходов к организации
работы по сохранению здоровья детей, к созданию
здоровьесберегающего образовательного пространства в
ДОУ и семье;
Улучшение и сохранение соматических показателей
здоровья дошкольников.