Напоминание

"Детские культурные практики как средство речевого развития дошкольников с применением театрализованной деятельности"

Автор: Курочкина Ольга Васильевна

Должность: воспитатель, педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МКОУ СОШ дошкольная группа п.Октябрьский

Населённый пункт: п.Октябрьский

Наименование материала: статья

Тема: "Детские культурные практики как средство речевого развития дошкольников с применением театрализованной деятельности"

Описание:

Культурные практики с применением театрализованной деятельности в ДОУ позволяют с уверенностью ставить акцент на ведущую для дошкольного возраста деятельность—игру. Новизна данного опыта по применению культурных практик в речевом развитии детей с применением театрализованной деятельности заключается в изменении форм и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ. Образовательные ориентиры направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников, на организацию игровой деятельности как культурной практики.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=5129

Опубликовано 17.01.2017




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Курочкина О. В. МКОУ СОШ, дошкольная группа п.Октябрьский, Фаленский р-н, воспитатель, высшая кв.категория, педагог доп.образования ДДТ, руководитель театрального объединения «Сказка» п. Октябрьский, Фаленский р-н, Кировская обл.
Детские культурные практики как средство речевого развития

дошкольников с применением театрализованной деятельности
Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО выделяются следующие: полноценное проживание ребенком всех этапов детства; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей и др. [4]. В современных подходах к дошкольному воспитанию и в соответствии с требованиями ФГОС ДО, культурные практики достаточно актуальны. Они являются новыми способами взаимодействия в самостоятельной деятельности детей, возникающей по их инициативе, задумке, в условиях которых дети являются субъектами в разнообразных видах деятельности. Детские культурные практики в настоящее время основательно изучены и нашли отражение в теоретических исследованиях многих авторов: Коротковой Н.А., Крыловой Н.Б., Никитиной Е.А и др. В Кировской области изучением теоретических и организационно- методических аспектов культурных практик занимались авторы: Арасланова Е.В., к.психол.н., Севастьянова И.Н., Ефремова Е.С., Жербанова Л.И. и др. Как отмечают авторы, культурная практика—это собственный опыт человека, способствующий интеллектуальному, нравственному, эстетическому развитию [1,с.5]. Культурные практики с применением театрализованной деятельности в ДОУ позволяют с уверенностью ставить акцент на ведущую для дошкольного возраста деятельность—игру. Новизна данного опыта по применению культурных практик в речевом развитии детей с применением театрализованной деятельности заключается в изменении форм и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ. Образовательные ориентиры направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников, на организацию игровой деятельности как культурной практики. Педагог в этой деятельности обеспечивает широкие возможности для развития свободной игры детей в организованном игровом пространстве. Также новизна в приоритете субъект-субъектных отношений, способствующих развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий, в которых деятельность и инициатива исходит от ребенка при грамотном направлении педагога. Важным является создание у детей мотивации и чувства необходимости деятельности для собственной успешности, значимости и развития.
Источником изменений образовательной деятельности в ДОУ является измененная образовательная среда, включающая и предметно- пространственную среду, которая способствует речевому развитию детей. Изменение РПП среды происходит за счет новых технологий, позволяющих детям действовать самостоятельно, с учетом индивидуальных особенностей и интересов. Детям предоставляется возможность планировать собственную деятельность по реализации поставленных целей или совместно с взрослыми. Предусматривается включение театрального уголка в групповой комнате, игровых зон и центров для самостоятельной, творческой деятельности. Учитывая, что культурные практики — это привычные, повседневные способы самореализации ребенка, тесно связанные со значимыми переживаниями совместно с другими людьми (опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи) [2], данные виды и формы взаимодействия нашли широкое применение в деятельности нашего ДОУ. Нами созданы необходимые условия для применения культурных практик с применением театрализованной деятельности. Поскольку мы работаем по программам, «ориентированным на ребенка, можем подходить творчески к процессу формирования содержания по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей» (выдержка из Комментариев к ФГОС ДО-к разделу II, п 2.7) [3]. Опираясь на теоретические принципы и требования ФГОС ДО, мы реализуем в работе нашего ДОУ культурные практики для речевого развития детей, с применением театрализованной деятельности, например такие, как детская студия «Наш театр»
,

э
кран общения «Хорошее настроение — всем!» (с применением театральных кукол) , занятие-сказка «Путешествие в сказочную страну под названием «Театр», культурная практика «Новые старые сказки» (карты-схемы по сказкам) и др. Идея возникновения студии «Наш театр», как детской практики, возникла во время занятий детей свободной игровой деятельностью. Детьми, совместно с взрослыми создано немалое количество различных видов театров: настольных, би-ба-бо, пальчиковых, на фланелеграфе и др. Дети, с помощью наводящих вопросов взрослых, сформулировали проблему, что нужно систематизировать и упорядочить деятельность в театральном уголке и театральной комнате сказок. Дети были мотивированы к деятельности и решили сначала навести порядок в уголке: расставить виды театров в определенной последовательности, дополнить уголок и комнату сказок куклами и атрибутами. Так состоялся первый этап деятельности, где дети не только что-то мастерили и наводили порядок, но и знакомились с теоритической стороной театрализованной деятельности: смотрели видеофильмы, с родителями находили интересные сюжеты и иллюстрации, делились с друзьями по группе впечатлениями. Во время занятий в театральном объединении «Сказка» не только занимались по
программе, но и задавали вопросы, проявляли заинтересованность, инициативу. На втором этапе , когда дети поняли, что своими силами не можем создать настоящих театральных кукол, подошли к решению пригласить «мастера», маму одного из воспитанников. Так был организован мастер- класс для детей и родителей по изготовлению кукол би-ба-бо по сказке «Приключения Буратино» (Фото. Театр «Буратино»). Порядок в театральных уголках был установлен самими детьми, поддерживался по инициативе и в процессе установленного дежурства. Дети познакомились с мастером, изготовили совместно замечательный театр, с применением которого с увлечением разыгрывали сюжеты сказок, показывали миниатюры детям младшей группы, придумывали свои истории с применением различных видов театра. На третьем этапе работы студии «Наш театр» возникло желание устроить экскурсию для родителей, познакомить их с видами театров и содержанием театрального уголка и театральной комнаты сказок. Дети готовились к проведению экскурсии: распределили между собой кто за что отвечает и ответственно готовились с помощью педагога и руководителя театрального объединения «Сказка». Работа по подготовке к экскурсии проводилась в режимные моменты, во время занятий в театральном кружке, в самостоятельной деятельности и по желанию дома с родителями. На четвертом этапе была проведена экскурсия для гостей в несколько этапов: для родителей, для детей младшей группы, для желающих школьников. Дети выступали в роли экскурсоводов, каждый отвечал за определенные «экспозиции» и чувствовал на себе ответственность и проявлял максимум старания. В результате деятельности по реализации данного опыта изменяется речевая предметно – пространственная среда в ДОУ, становится более насыщенной, полифункциональной, модифицированной и конструктивной. Изменяется деятельность всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и участие родителей. Применение культурных практик для речевого развития детей в деятельности ДОУ позволяет повысить уровень самооценки детей, мотивацию к самосовершенствованию и развитию. У детей расширяются чувства сопереживания, соучастия, эмпатии. Развиваются волевые качества, такие как самостоятельность, ответственность. В процессе реализации опыта дети являются субъектами деятельности и учатся быть организаторами собственной деятельности в измененной речевой предметно-пространственной среде, учатся взаимодействовать с детьми и взрослыми, находить пути эффективного речевого общения в социуме. 1. Детские культурные практики в образовательной деятельности ДОО: учебно- методическое пособие/ авт. Е.В.Арасланова, Е.С.Ефремова, Л.И.Жербанова и др., КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области».—Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2016
2. Культурология образования / Н.Б.Крылова. М.: Народное образование, 2000 3. Комментарии к федеральному государственному стандарту дошкольного образования. URL: // Минобрнауки 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: // Минобрнауки


Яндекс.Метрика