"Детские культурные практики как средство речевого развития дошкольников с применением театрализованной деятельности"
Автор: Курочкина Ольга Васильевна
Должность: воспитатель, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ СОШ дошкольная группа п.Октябрьский
Населённый пункт: п.Октябрьский
Наименование материала: статья
Тема: "Детские культурные практики как средство речевого развития дошкольников с применением театрализованной деятельности"
Описание:
Культурные практики с применением театрализованной деятельности в ДОУ позволяют с уверенностью ставить акцент на ведущую для дошкольного возраста деятельность—игру.
Новизна данного опыта по применению культурных практик в речевом развитии детей с применением театрализованной деятельности заключается в изменении форм и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ. Образовательные ориентиры направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников, на организацию игровой деятельности как культурной практики.
Курочкина О. В.
МКОУ СОШ, дошкольная группа п.Октябрьский, Фаленский р-н,
воспитатель, высшая кв.категория, педагог доп.образования ДДТ,
руководитель театрального объединения «Сказка»
п. Октябрьский, Фаленский р-н, Кировская обл.
Детские культурные практики как средство речевого развития
дошкольников с применением театрализованной деятельности
Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО
выделяются следующие: полноценное проживание ребенком всех этапов
детства; построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и
сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей и др. [4].
В современных подходах к дошкольному воспитанию и в соответствии
с требованиями ФГОС ДО, культурные практики достаточно актуальны.
Они являются новыми способами взаимодействия в самостоятельной
деятельности детей, возникающей по их инициативе, задумке, в условиях
которых дети являются субъектами в разнообразных видах деятельности.
Детские культурные практики в настоящее время основательно изучены
и нашли отражение в теоретических исследованиях многих авторов:
Коротковой Н.А., Крыловой Н.Б., Никитиной Е.А и др.
В Кировской области изучением теоретических и организационно-
методических аспектов культурных практик занимались авторы:
Арасланова Е.В., к.психол.н., Севастьянова И.Н., Ефремова Е.С.,
Жербанова Л.И. и др.
Как отмечают авторы, культурная практика—это собственный опыт
человека, способствующий интеллектуальному, нравственному,
эстетическому развитию [1,с.5].
Культурные практики с применением театрализованной деятельности в
ДОУ позволяют с уверенностью ставить акцент на ведущую для
дошкольного возраста деятельность—игру.
Новизна данного опыта по применению культурных практик в речевом
развитии детей с применением театрализованной деятельности
заключается в изменении форм и методов взаимодействия всех участников
образовательного процесса в ДОУ. Образовательные ориентиры
направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников, на
организацию игровой деятельности как культурной практики. Педагог в
этой деятельности обеспечивает широкие возможности для развития
свободной игры детей в организованном игровом пространстве. Также
новизна в приоритете субъект-субъектных отношений, способствующих
развитию норм социального поведения, интересов и познавательных
действий, в которых деятельность и инициатива исходит от ребенка при
грамотном направлении педагога. Важным является создание у детей
мотивации и чувства необходимости деятельности для собственной
успешности, значимости и развития.
Источником изменений образовательной деятельности в ДОУ является
измененная образовательная среда, включающая и предметно-
пространственную среду, которая способствует речевому развитию детей.
Изменение РПП среды происходит за счет новых технологий,
позволяющих детям действовать самостоятельно, с учетом
индивидуальных особенностей и интересов. Детям предоставляется
возможность планировать собственную деятельность по реализации
поставленных целей или совместно с взрослыми. Предусматривается
включение театрального уголка в групповой комнате, игровых зон и
центров для самостоятельной, творческой деятельности.
Учитывая, что
культурные практики — это привычные, повседневные способы
самореализации ребенка, тесно связанные со значимыми переживаниями
совместно с другими людьми (опыт сопереживания, заботы, эмпатии,
помощи) [2], данные виды и формы взаимодействия нашли широкое
применение в деятельности
нашего ДОУ. Нами созданы необходимые
условия для применения культурных практик с применением
театрализованной деятельности. Поскольку мы работаем по программам,
«ориентированным на ребенка, можем подходить творчески к процессу
формирования содержания по ходу образовательной деятельности, решая
задачи развития детей в зависимости от сложившейся ситуации, опираясь
на интересы отдельного ребенка или группы детей» (выдержка из
Комментариев к ФГОС ДО-к разделу II, п 2.7) [3].
Опираясь на теоретические принципы и требования ФГОС ДО, мы
реализуем в работе нашего ДОУ культурные практики для речевого
развития детей, с применением театрализованной деятельности, например
такие, как детская студия «Наш театр»
,
э кран общения «Хорошее
настроение — всем!» (с применением театральных кукол)
, занятие-сказка
«Путешествие в сказочную страну под названием «Театр»,
культурная
практика «Новые старые сказки» (карты-схемы по сказкам) и др.
Идея возникновения студии «Наш театр», как детской практики,
возникла во время занятий детей свободной игровой деятельностью.
Детьми, совместно с взрослыми создано немалое количество различных
видов театров: настольных, би-ба-бо, пальчиковых, на фланелеграфе и др.
Дети, с помощью наводящих вопросов взрослых, сформулировали
проблему, что нужно систематизировать и упорядочить деятельность в
театральном уголке и театральной комнате сказок. Дети были
мотивированы к деятельности и решили сначала навести порядок в уголке:
расставить виды театров в определенной последовательности, дополнить
уголок и комнату сказок куклами и атрибутами. Так состоялся первый этап
деятельности, где дети не только что-то мастерили и наводили порядок, но
и знакомились с теоритической стороной театрализованной деятельности:
смотрели видеофильмы, с родителями находили интересные сюжеты и
иллюстрации, делились с друзьями по группе впечатлениями. Во время
занятий в театральном объединении «Сказка» не только занимались по
программе, но и задавали вопросы, проявляли заинтересованность,
инициативу.
На
втором этапе , когда дети поняли, что своими силами не можем
создать настоящих театральных кукол, подошли к решению пригласить
«мастера», маму одного из воспитанников. Так был организован мастер-
класс для детей и родителей по изготовлению кукол би-ба-бо по сказке
«Приключения Буратино» (Фото. Театр «Буратино»).
Порядок в театральных уголках был установлен самими детьми,
поддерживался по инициативе и в процессе установленного дежурства.
Дети познакомились с мастером, изготовили совместно замечательный
театр, с применением которого с увлечением разыгрывали сюжеты сказок,
показывали миниатюры детям младшей группы, придумывали свои
истории с применением различных видов театра.
На
третьем этапе работы студии «Наш театр» возникло желание
устроить экскурсию для родителей, познакомить их с видами театров и
содержанием театрального уголка и театральной комнаты сказок. Дети
готовились к проведению экскурсии: распределили между собой кто за что
отвечает и ответственно готовились с помощью педагога и руководителя
театрального объединения «Сказка». Работа по подготовке к экскурсии
проводилась в режимные моменты, во время занятий в театральном
кружке, в самостоятельной деятельности и по желанию дома с родителями.
На четвертом этапе была проведена экскурсия для гостей в несколько
этапов: для родителей, для детей младшей группы, для желающих
школьников. Дети выступали в роли экскурсоводов, каждый отвечал за
определенные «экспозиции» и чувствовал на себе ответственность и
проявлял максимум старания.
В результате деятельности по реализации данного опыта изменяется
речевая предметно – пространственная среда в ДОУ, становится более
насыщенной, полифункциональной, модифицированной и конструктивной.
Изменяется деятельность всех участников образовательного процесса:
детей, педагогов и участие родителей. Применение культурных практик
для речевого развития детей в деятельности ДОУ позволяет повысить
уровень самооценки детей, мотивацию к самосовершенствованию и
развитию. У детей расширяются чувства сопереживания, соучастия,
эмпатии. Развиваются волевые качества, такие как самостоятельность,
ответственность.
В процессе реализации опыта дети являются субъектами деятельности
и учатся быть организаторами собственной деятельности в измененной
речевой предметно-пространственной среде, учатся взаимодействовать с
детьми и взрослыми, находить пути эффективного речевого общения в
социуме.
1.
Детские культурные практики в образовательной деятельности ДОО: учебно-
методическое пособие/ авт. Е.В.Арасланова, Е.С.Ефремова, Л.И.Жербанова и др.,
КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области».—Киров: ООО «Типография «Старая
Вятка», 2016
2.
Культурология образования / Н.Б.Крылова. М.: Народное образование, 2000
3.
Комментарии к федеральному государственному стандарту дошкольного
образования. URL: // Минобрнауки
4.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. URL: // Минобрнауки