Напоминание

"Мальчики и девочки"

Автор: Митряшкина Наталья Михайловна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ4"Уголек"

Населённый пункт: город Мыски

Наименование материала: проект

Тема: "Мальчики и девочки"

Описание:

Проект "Мальчики и девочки" направлен на создание условий воспитания и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в процессе игровой деятельности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=5139

Опубликовано 19.01.2017




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников № 4 «Уголек»

Аннотация.
Проект «Мальчики и девочки» направлен на создание условий воспитания и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в процессе игровой деятельности. В данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребенка в гендерной направленности и отражении (мужского, женского) образа. Разработаны конспекты игр, совместных мероприятий родителей с детьми, комплексы занятий для дошкольников по теме: «Я и моя семья»; оформлен консультативно-практический материал для родителей. Данный материал поможет педагогам ДОУ определить гендерное направление в воспитании ребенка дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ. В Федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка, как со сверстниками, так и с взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Введение в проект.


Актуальность проекта.
Как известно, в детстве происходит становление образа «Я» мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта, как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.). Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвитие начинается с самого близкого для него - с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет. Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт. В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Разработчик проекта
: воспитатель подготовительной группы Митряшкина Н.М.
Вид проекта:
Познавательно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Цель проекта:
Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.
Задачи проекта:
 Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр.  Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании.  Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности.  Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.
Ожидаемые результаты проекта


У детей:
 Определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность.  Осознание собственного «Я» - мальчик (девочка), развитие ребенка, как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности).  Проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.  Желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.
У родителей:
 Активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности МБДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности.  Проявление позиции активных участников воспитательно- образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов:
 Содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания, как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи.  Разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Мальчики и девочки», «Народный фольклор с акцентом на «гендер» для мальчиков и девочек».  Разработка консультативно-практического материала для родителей «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Мамы по- прежнему много знают».
Основные принципы:
 Принцип научности предлагает отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов, возможности усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщённых представлений.
 Принцип активности не ждать возникновение проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.  Принцип учета личностной ориентации: соответствие возрасту, интересам, желанию и половой принадлежности дошкольников. Это определяет отбор содержания, раскрывающего представления детей о социальных ролях мужчины и женщины, взаимоотношениях между мальчиками и девочками.  Принцип интеграции программного содержания: данный проект выступает как составная часть программы Детство», такая интеграция целесообразна, прежде всего, с занятиями по ознакомлению с социальным миром.  Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер полоролевого воспитания, как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.  Принцип непрерывности (преемственности): половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом.  Принцип дифференциации педагогического процесса: учет биологических, физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности.  Принцип единого подхода родителей и педагогов: общность взглядов на необходимость полоролевого воспитания, его цели, средства и методы, содержание зависит от возраста детей.

Этапы реализации проекта.

Этапы: Вводный

Цели этапа:
1.Проживание с детьми проблемной ситуации: «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» 2. Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания с привлечением родителей.
Предполагаемый результат:
1. Подготовка к жизни счастливого, эмоционально-благополучного ребенка. 2. Накопление и систематизация информации по проблеме.
Содержание:
1.Анкетирование для родителей: - «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин), уделяем ли внимание своему ребенку?». - «Какие мальчики и девочки?». 2. Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек)?». 3. Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать». 4.Сбор материала для создания тематической папки («Взрослые люди», «Семья», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «О поведении», «Этикет», «Народная культура», «Художественная литература о мальчиках и девочках», «Материал о защитниках отечества и профессиях», «Спорт») по теме. 5.Сбор фотографий на тему «Моя семья».
6. Изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора, русских народных игр, дидактических, подвижных игр для мальчиков и девочек. 7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит поиграть», «Какая девочка не любит поболтать», «Пять заповедей отцовства».
Основной:
1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждого ребенка мальчика (девочки), Активизация своего « Я» в процессе совместной жизнедеятельности. 2. Активизировать свой поиск своего места в мире по теме «Это-мужчина, это-женщина».
Предполагаемый результат:
1.Расширение сведений о гендерном развитии и формирования образа «Я» в своей жизни. 2.Пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола и как неповторимую личность, осмысление значимости каждого члена. 1.Моделирование жизненно-важных ситуаций. 2. Проведение занятий с гендерной направленностью: «Мамочка любимая моя», «Мой папа - самый лучший». 3. Оформление книги творческих детских рассказов «Семейный альбом». 4. Цикл сюжетно-ролевых игр на тему «Спящая красавица», «Рыцарский турнир». 5.Конкурс чтецов «О маме (папе)». 6.Выставка детских рисунков по теме: «Мой папа, моя мама».
7.Персональная творческая выставка « Кем быть». 8. Участие семей в мероприятиях и конкурсах ДОУ. 9. Участие семей в конкурсе поделок из природного материала «Мама, папа, я - умелая семья».
Итоговый:
Презентация проекта.
Подведение итогов:
1. Круглый стол для детей и родителей «Мальчики и девочки». 2.Создание альбомов «Я - как мама, я - как папа», «Мой самый счастливый день». 3. Праздник «Маленькая красавица». 4. Презентация творческих рисунков детей «Папин портрет», «Галстук для папы», «Кружка для папы», «Милой мамочки портрет», «Весенний букет».

Реализация содержания проекта:
Реализация проекта «Мальчики и девочки» началась с изучения материала по вопросу «Особенности гендерного развития», которые показали, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. Воспитание ребенка в гендерной направленности дошкольного возраста важно и актуально. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети усваивают социально - приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации. Постановка проблемной ситуации для детей, «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в игре и в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я – мальчик (девочка)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье. Итогом реализации проекта явился круглый стол для детей и членов их семей. Дети представляли творческие работы «Папин портрет», «Мамин портрет», рассказывали о тех семейных традициях, которые бережно хранятся в семьях воспитанников. Ярким получился праздник «Мамин праздник», который представил и раскрыл в конкурсах творческий потенциал детей, их отношение друг к другу. На мой взгляд, проект «Мальчики и девочки» является первым шагом в воспитании полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа «Я» - мальчика (девочки).

Приложение 1

Практический материал

Тема: « Моя мама»

Цель:
Развитие у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к родителям.
Задачи:
 Закреплять представления детей о том, что мама - самый дорогой человек на земле, которого нужно любить и беречь.  Развивать представление о семье, об особой роли мамы в семье.  Воспитывать желание детей поздравлять маму с праздником каждый день, то есть помогать маме. Предварительная работа: чтение сказки «Айога», цикла стихов Е. Благининой «О маме», рассказа В. Нестеренко «Мама, бабушка, сестра»; рассматривание иллюстраций на тему «Мать и дитя»; чтение и толкование пословиц о маме.
Содержание.
Чтение рассказа Ю. Яковлева «Мама» детям. Вопросы: Почему писатель говорит, что Родина начинается с мамы? (Ответы детей). - Правильно, ведь мы появляемся на свет благодаря маме, она нас кормит, ухаживает за нами, когда мы беспомощны. Мама нас учит говорить, ходить, узнавать мир вокруг нас. Мама пожалеет, поможет в трудную минуту, похвалит, когда у нас все хорошо. Мама любит нас всегда. Чтение стихотворение В. Шуграевой «Маме».
Вопросы: А что вы дарите мамам на праздник? (Ответы детей). -Хорошо. Вы знаете, что подарки маме нужно делать не только на праздники, а каждый день, она этого заслужила. - А какие подарки мы можем делать мамам каждый день? (Ответы детей). Да, обнять, поцеловать, сказать ласковое слово, не капризничать и не огорчать маму, а иногда просто тихо посидеть, как в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине». - Кто хочет рассказать это стихотворение? - А вы помогаете маме? Как? Молодцы. Вы уже умеете заправлять кроватки, убирать свои игрушки, одежду, мыть посуду, вытирать со стола, пылесосить. Вот было бы здорово, если бы все ребята научились помогать маме не только в праздник, но и каждый день! Мы постараемся это сделать, правда, ребята? Последующая работа: рисование «Портрет моей мамы», коллективное составление сказки «Мамины помощники».
Тема: «Мой папа ».

Цель:
Развитие у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к родителям.
Задачи:
 Уточнить представления о профессии папы.  Развивать представление о семье, об особой роли папы в семье.  Воспитывать желание доставлять папе радость, делать ему подарки. Предварительная работа: чтение художественных произведений: Я Акима «Мужчина в доме», А. Гришина «На машине папа»; рассматривание иллюстраций на тему «Наши папы».
Содержание

Чтение стихотворения В. Берестова «Мой папа»; словесная игра « Какой мой папа?», где дети рассказывают о своем папе, его профессии, увлечениях. Далее проходит встреча с папой, работающим пожарным в МЧС. Он рассказывает о своей профессии. Дети задают ему вопросы. Воспитатель организует при помощи папы дидактическую игру «Что нужно пожарному?», в ходе которой дети примеряют каску- шлем пожарного. Последующая работа: Конструирование из бумаги «Подарок для папы», организация встреч с папами и дедушками ребят на тему «Профессии».

Приложение 2

Конспект занятия «Мальчики и девочки»

в подготовительной группе

Цель:
Формирование представления о различии между мальчиками и девочками.
Задачи:
 Формировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола.  Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.  Формировать умение пользоваться элементами речи-доказательства.  Воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
Активизация словаря:
очаровательная, плечистый, элегантные, грациозные, обаятельные, симпатичные, юноша, мускулистый, рослый и т.д.
Предварительная работа:
Чтение сказки и просмотр мультфильма «Спящая красавица» Ш.Перро, заучивание стихотворений «Мальчики и девочки», «Все девчонки хохотушки…», «Все мальчишки шалунишки…», изготовление журналов мод для девочек и мальчиков (закрепление мужской и женской одежды), организация фотовыставки детских фотографий, анкетирование родителей на тему: «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», беседы на тему нравственного воспитания, дидактические игры, заучивание песен про дружбу, разучивание парного танца и т.д.

Оборудование:
подушечки на каждого ребёнка, рядом с подушечкой атрибут для девочки или мальчика (заколка, машинка, кукла и т. д.); атрибуты для игры на запоминание возрастной последовательности (парики, одежда для женщины, мужчины, бабушки и дедушки, сумки и т. д.); атрибуты для игры- драматизации «Спящая красавица», столики для игры «Кто сильнее», листы и карандаши для рисования, подарки для девочек и мальчиков (заготавливают родители), музыкальное сопровождение, песня о дружбе «Улыбка», «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…»
Ход занятия:

Воспитатель:
Покажите мне свои красивые глазки, подарите мне свою красивую улыбку, а я подарю вам стихотворение (чтение стихотворения В. Товаркова «Почему так говорят?»): Детский сад, детский сад, Почему так говорят? Мы ведь не осинки, Мы ведь не рябинки. Арины, Ромы, Дашеньки – Это же не вишенки! Детский сад, детский сад, Почему так говорят? Мы ведь не листочки, Мы ведь не цветочки, Голубые, аленькие – Мы ребята маленькие! Детский сад, детский сад, Почему так говорят? Потому что дружно в нём Мы одной семьёй растём! Оттого и говорят: В этом доме детский сад!
Воспитатель:
О ком вы только что прослушали стихотворение?
Дети: О нас, о детях, которые ходят в детский сад.
Воспитатель:
Вот я знаю многих из вас уже 5 лет, но ещё раз хочу с вами познакомиться. Игра на развитие самосознание детей «Кто ты?». Дети: Я мальчик, я человек, я девочка, я Данил, я Оля, я внук, я сестра (брат), я дочь (сын) и т.д.
Воспитатель:
Вот видите, оказывается, я не всё про вас знаю, вы у меня все такие разные, непохожие друг на друга. Но знаю я одно точно, что вы у меня очень дружные, можете придти друг другу на помощь, не обижаете других. Я хочу, чтобы вы всегда были такими разными, оставались самими собой, и только дружба могла бы вас объединять. Давайте покажем всем, какие мы дружные.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки».

Воспитатель
: Встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите в глаза друг другу и подарите, молча каждому, по очереди, самую добрую, какая есть, улыбку. (Включается музыка «Дружба начинается с улыбки»). Ваши улыбки скрепили вашу дружбу ещё сильнее. Когда мы с вами знакомились, то я слышала, что среди вас есть девочки и есть мальчики. Разделитесь, пожалуйста, на девочек и мальчиков. А теперь, докажите мне что вы девочки (девочки читают стихотворение «Все девчонки хохотушки») Все девчонки – хохотушки Любят блеск и безделушки, Тайны, девичьи секреты, Сериалы и конфеты. Мастерица поболтать, Могут до утра плясать. Я во всём на них похожа, Ну и что же, ну и что же?! В чём- то я неповторима И своей красой красива, Пусть чуть-чуть упрямая, Всё равно – «Я самая!» …
А теперь мальчики докажут нам кто они такие (чтение стихотворения «Все мальчишки шалунишки»). Все мальчишки – шалунишки Любят спорт и военные книжки, Машины, солдатиков, Конструктор и фишки. Любят строить, в «войнушку» играть, Могут с папой подолгу читать, Я во всём на них похож, Ну и что же, ну и что ж?! В чём- то я неповторим, Мужествен, красив, строптив Пусть чуть-чуть упрямый, Всё равно – «Я самый!» …
Воспитатель:
Спасибо вам за чтение таких стихотворений и я предлагаю вам присесть на подушечки для дальнейшей беседы, но кто из вас на какую подушечку сядет, вы выберите сами, при этом вы не должны забывать, что вы дружные и умеете договариваться при помощи слов. (Возле каждой подушечки лежат атрибуты для девочки и мальчика, ребёнок должен сам определить, кто в какие игры играет, уметь договориться (по необходимости) и сесть на ту подушечку, рядом с которой лежит игрушка, соответствующая его игровой деятельности).
Воспитатель:
Оля, почему ты села именно на эту подушечку? Оля: Потому что рядом с ней лежит кукла, а с куклой играют девочки, а мальчики играют в другие игры.
Воспитатель:
Вы хотите мне сказать, что мальчики и девочки чем-то отличаются друг от друга? А чем же? Дети называют отличие между мальчиками и девочками по внешнему виду (причёска, одежда, использование украшений и т. д.), физиологические особенности (строение тела, описание фигуры, строение голоса и т.д.), игровая деятельность детей, имена детей (мужские, женские, когда мальчики становятся папами, их имена превращаются в отчества).

Воспитатель:
А теперь давайте представим с вами, что вы немного повзрослели, и кем вы стали? (Определение возрастной последовательности).  Девочка – девушка – женщина – бабушка.  Мальчик – юноша – мужчина – дедушка. Я предлагаю вам попасть в будущее и показать всем нам кто каким будет. Детям предложены на выбор атрибуты для всех возрастных поколений: парики, одежда, очки, сумки, украшения, обувь, головные уборы, палочка для дедушки, клубок ниток, спицы для бабушки и т. д. Воспитатель назначает, кто кем будет из девочек, и кто кем будет из мальчиков, и дети переодеваются в соответствии со своей ролью. После переодевания воспитатель спрашивает у детей, кого как зовут, и почему они именно так оделись.  Оля – Ольга – Ольга Сергеевна – баба Оля.  Миша – Михаил – Михаил Александрович – дед Миша. Теперь я предлагаю вам пройти со мной и сесть на стулья. Я приготовила для вас ещё одно стихотворение «Подружки» (А. Кузнецова). Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я её не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам». Я пойду и помирюсь. Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей куклу, дам трамвай, И скажу: «Играть давай!»
Воспитатель:
Как вы думаете, о ком и о чём это стихотворение? А с кем дружите вы? И почему вы дружите именно с тем или иным другом? Почему происходят ссоры? Как вы миритесь? Как вы думаете, каким должен быть мальчик, с которым детям хотелось бы дружить?
Дети: мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не должен обманывать. Мальчики не должны обижать девочек, наоборот, они должны их защищать, помогать им, уступать им игрушки.
Воспитатель:
А какой должна быть девочка, с которой детям хотелось бы дружить? Дети: Девочка должна быть доброй, аккуратной, много уметь делать.
Воспитатель:
А теперь девочки, предоставьте мальчикам возможность проявить смелость, ловкость. Игра «Петушки» (Мальчики встают напротив друг друга и, прыгая на одной ноге, хлопают друг друга по ладоням). Тот, кто не устоял на одной ноге, считается проигравшим. Используется музыкальное сопровождение. Победителей поздравляют аплодисментами.
Воспитатель:
А сейчас мы проведём конкурс среди девочек. Девочки наши должны быть изящными, грациозными, а мальчики им в этом помогут.
Упражнение «Приглашение на танец»

Воспитатель:
Большое спасибо нашим кавалерам, без их помощи наши дамы не были бы такими изящными, грациозными. Мы с вами побывали в будущем, а теперь я предлагаю вам пофантазировать и оказаться в прошлом. (Воспитатель предлагает детям пройти с ней и послушать одну историю).
Воспитатель
: Много-много лет тому назад существовали рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны, благородны. Рыцари понимали, что они сильнее, выносливее, и поэтому должны защищать слабых. А кто был слабым? Женщины, дети, старики. Вот почему с давних времён и остался этот рыцарский обычай – помогать, оберегать и заботиться о них. Поэтому мужчина всегда идёт рядом с женщиной, готовый её поддержать. В присутствии женщины мужчина не должен сидеть, если она стоит. Выходя из транспорта, мужчина подаёт женщине руку. Он несёт тяжёлые сумки.
Только маленькую дамскую сумочку несёт женщина сама. Ещё она поддерживает чистоту и порядок в доме, создаёт уют. Наверняка это будете делать и вы, когда вырастете. Но кое-что друг для друга, мальчики и девочки, вы можете сделать уже сейчас.
Беседа «Наши отношения».

Воспитатель:
Как вы думаете, что мальчик может сделать для девочки? Дети: Подать куртку, пальто; пропустить впереди себя в дверях; уступить стул; помочь перейти лужу; собрать игрушки; защищать, если кто-то обидит девочку.
Воспитатель:
А как должна вести себя девочка? Дети: Она должна уметь принимать помощь мальчиков, поблагодарить или, в случае необходимости, вежливо отказаться, сказав «спасибо»; должна быть хозяйственной; помогать мальчикам, следить за своим внешним видом и т. д.
Игра «Кто сильнее».

Воспитатель:
Представьте, что наши мальчики - рыцари и сейчас мы проведём среди них «рыцарский турнир» и выберем самого сильного мальчика. Игра заключается в том, что бы положить руку соперника на стол. Выигрывает тот, чья рука оказывается сильнее.
Игра-драматизация «Спящая красавица».

Воспитатель:
А теперь мы с вами вспомним сказку Ш. Перро «Спящая красавица». Девочки по очереди изображают спящую красавицу. Мальчики подходят к ней и пытаются подобрать хорошие, добрые, сказочные слова, которые, по их мнению, смогли бы «разбудить» спящую красавицу.
Воспитатель:
Все мальчики молодцы, разбудили своих красавиц, и нам пора возвращаться в настоящее время.

Воспитатель:
Мы сегодня с вами танцевали, играли, думали. Это умеют делать и мальчики и девочки, и в этом вы похожи друг на друга. Но всё-таки мальчики сильнее девочек, и они могут защищать девочек от разных неприятностей. Послушайте стихотворение. Мальчики и девочки – Все у нас равны, (читает мальчик) Только помнить (читают девочки) Мальчики об одном должны: Девочки слабее их, могут и пищать, И должны их мальчики храбро защищать.
Воспитатель:
А как это – защищать? Дети: Помочь подняться девочке, если она упала. Найти на прогулке рукавичку, чтобы у неё не замёрзли руки. Пропустить вперёд в дверях и многое другое.
Воспитатель:
Многое сегодня на занятии узнала я от вас, много нового узнали вы от меня, но объясните мне, пожалуйста, из чего же сделаны такие красивые девочки и такие симпатичные мальчики. Дети: Девочки сделаны из помады, бантиков, косметики т.д. Мальчики сделаны из самолётиков, танков, пистолетов и т.д.
Воспитатель:
Я предлагаю вам пофантазировать, и нарисовать друг другу в подарок рисунок, кто из чего сделан. (Дети выполняют задание под песню «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…») По окончанию работы воспитатель предлагает детям подарить свои рисунки и подарки, которые они приготовили вместе с родителями друг другу. Дети обмениваются подарками под песню «Дружба крепкая…».

Приложение 3

Дидактические игры

«Кто что носит?»

Цель:
Формирование умения находить отличия во внешнем облике маль- чиков и девочек.
Материал:
Фланеле граф, фигурки мальчика и девочки, выре занные из картона.
Задание:
Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пе те.
Ход игры:
Дети самостоятельно подбирают соответствующую одежду куклам.
Дополнительное задание:
Выбрать для кукол подходящие для них предметы или игрушки: девочке - скакал ку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца, удочку.
«Наши прически»

Цель:
Формирование представления о разновидностях причесок; развитие фантазии, воображения.
Материал:
Картинки, сюжетные и пред метные; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резинки, бан тики, зеркало.
Задание:
Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких - девочка; отметить детали и осо бенности причесок: стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать салон красоты.
«Сундучок русской хозяюшки»

Цель:
Расширение представлений о быте русского народа; развитие уважительного отношения к труду женщины, желание ей помогать, интерес к истории и культуре своего народа.
Задание:
Рассмотреть старинные и современные предметы, ото брать те,
которые использовали в старину: глиняный горшок, игрушечный самовар, стиральная доска, современный утюг, иг рушечный чайник, набор кукольной по суды.
«Мама»

Цель:
Развитие представлений об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитание любви к близким людям, желание доставить им удовольст вие; закрепление употребления «волшебных слов», помогающих дарить окружающим радость, сохранять дружбу.
Материал:
Набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов».
Ход игры:
По предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет; с помощью открыток разыгрывают ситуации: «Выбираем по дарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем «волшебные слова» для мамы». Игра заканчивается совместным определением того, кто самый внимательный: дочка, сын, внук; обсуждением, почему сделали именно такой выбор.
«Кем я хочу стать? Как буду работать?»

Цель:
Формирование умения делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавание значимости любой профессии.
Материал:
Картинки, изображающие людей разных профессий.
Ход игры:
1. Беседа по темам «Сколько профессий может освоить че ловек?», «Что определяет название про фессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?». 2. Чтение стихотворений Маяковского «Кем быть?», 3. Обсуждение вопросов, какие профессии называют женскими и мужскими, случается ли, что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – женской. 4. Вывод, к которому подводит воспитатель: главное – любить и хорошо знать свое дело.
Игры-состязания

Задание:
Сказать больше добрых, красивых слов о маме, папе; назвать предметы, которые могут принадлежать только маме или только папе; перечислить имена мальчиков (девочек).

Моделирование жизненно значимых ситуаций
Каждая ситуация должна включать в себя проблему и ряд действий.
Задача ребенка:
определиться и руководствоваться ими в среде сверстников.
Модель поведения для мальчиков

А
. Дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула. Как ты будешь действовать? Уступишь свой стул? Скажешь воспитателю? Сядешь за стол, не замечая девочки?
Б
. У Наташи порвался пакет, конфеты рассыпались по полу. Как ты будешь действовать? Подберешь конфеты и отдашь их девочке? Попросишь угостить конфетами? Не обратишь внимания?
Модель поведения для девочек

1.
В группу пришел новичок. Он грустит, ни с кем не играет. Как ты поступишь? Скажешь ему ласковое слово, улыбнешься? Принесешь интересную игрушку? Назовешь его «плаксой-ваксой»? Не обращая на него внимания, будешь играть с другими детьми?
2.
После обеда мама просит помочь убрать со стола. Как ты поступишь? С радостью согласишься? Скажешь, что сначала поиграешь, а потом уберешь? Откажешься?
3.
Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуто пальто. Шапка съехала набок. Ты помогаешь Алеше при вести себя в порядок? Жалуешься воспитателю на небрежный вид мальчика? Не замечаешь непорядок в одежде Алеши.
4.
Мама заболела. Ты будешь заботиться о ней? Или продолжишь играть, как ни в чем не бывало? Станешь капризничать? Ребенок моделирует ситуацию и с помощью графических средств или демонстрационного материала он должен продумать и обозначить свои связи, отношения и действия с теми, кто находится с ним в одной ситуации.
«Прими решение»

Цель:
Формирование умения самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталон мужского и женского поведения, принятый в обществе.
Содержание:
Воспитатель читает текст. Задача, поставленная перед детьми, - самостоятельно продолжить и закончить сказку. Например: «Жила- была девочка, добрая, умная. Один недостаток был у нее - очень рассеянная. Однажды, отправляясь на день рождения своей подруги, девочка никак не могла найти заколки, чтобы привести в порядок прическу. Наконец
нашла. Но тут куда-то пропали носки... Что делать? Опаздывать нельзя. Помогла мама. И носочки нашла, и подарок для именинницы подготовила. Когда девочка была уже во дворе, у подъезда ее внимание привлек незнакомый малыш. Он сидел на лавочке и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было...». Ответы детей обсуждаются.
Сюжетно-ролевые игры
«Дочки-матери», «Переезжаем на новую квартиру», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье празднуют именины».
Игры-драматизации

«Спящая красавица»

Цель:
Формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками; разви тие способности и желания говорить приятное своим товарищам.
Задание:
Мальчик (девочка) по желанию изображает спящего принца (спящую красавицу). Остальные игроки, соблюдая очередность, подходят к спящему герою и пытаются добрыми словами разбудить принца (или красавицу).
Имитационные игры

«Любящие родители»

Задание:
Передать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое отношение родителей к своим детям.
«Бездомный котенок»

Задание:
Проявить жалость, ласку к тем, кто нуждается во внимании.
«Разъяренная медведица»

Задание:
Выразить эмоцию гнева; объяснить его причину у людей, животных; способ выхода из этого состояния.
«Охота Бабы Яги»

Задание:
Передать характер отрицательного сказочного героя выразительными движениями, мимикой.
Коммуникативные методы


«Посмотри в глаза»

Задание:
Составить пары, посмотреть друг другу в глаза, представить, каким (какой) станет партнер (партнерша), когда вырастет, рассказать об этом.
«Секретные совещания»

Задание:
Собраться мальчикам на «совещание» и решить, что приятного, доброго, полезного они могут сделать для девочек.
Игра «Подарок»

Ход игры:
Дети, чередуясь (мальчик-девочка), образуют круг. По предложению водящего (воспитатель) преподносят соседу воображаемый подарок: руками изображают, что дарят, говоря при этом что-то приятное. Водящий дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке)». По окончании игры спрашивает, что подарили. Предлагает сопоставить, насколько верно сосед (соседка) понял преподносимый дар. Дети, в свою очередь, делятся впечатлениями о том, какие они испытали чувства, получая или преподнося подарок.
Подвижные игры

«Найди свою пару»

Задание:
Держась за руки, составить пары.
Ход игры:
По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке, изображая различные предметы. По второму сигналу - находят свою пару. Приз получает та пара, которая первой возьмется за руки и объяснит, как их предметы могут дополнить друг друга.
Состязательные игры

«Рыцарский турнир»

Ход игры:
Турнир проводят мальчики-рыцари, соревнуясь в ловкости, сноровке: попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту; силе: перетягивание каната, армрестлинг; смекалке: отгадывание кроссвордов, задач, головоломок; галантности: приглашение на танец; остроумии (изложение забавного случая, придумывание названия к смешным картинкам). Подведение итогов и награждение победителей проводят девочки.
«Маленькая хозяйка».


Ход игры:
Девочки соревнуются в кулинарных способностях (приготовление бутербродов, салатов), знании кулинарных рецептов, умении сервировать стол, принимать гостей.


Яндекс.Метрика