Напоминание

"Формирование фонематического слуха и восприятия. Игры и упражнения""

Автор: Кашкаха Светлана Александровна

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение: МАДОУ Машенька

Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск

Наименование материала: статья из цикла "Лекторий для родителей"

Тема: "Формирование фонематического слуха и восприятия. Игры и упражнения""

Описание:

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.При разработке и подборе упражнений для начального, пускового, а следовательно, самого важного этапа логопедической работы-формирование фонематического восприятия у детей, можно выделить как бы несколько ступеней.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=5149

Опубликовано 22.01.2017




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и Т. д. , что так важно при формировании навыков чтения и письма. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени-звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы( фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом. Доктор наук, профессор Левина Р. Е. , стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. При разработке и подборе упражнений для начального, пускового, а следовательно, самого важного этапа логопедической работы-формирование фонематического восприятия у детей, можно выделить как бы несколько ступеней.  Узнавание неречевых звуков  Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру  Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов  Дифференциация фонем  Развитие навыков элементарного звукового анализа. Следует отметить, что при формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?» и т. д, формируются также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
Как развить фонематический слух?
Умение различать, анализировать и синтезировать звуки речи (или, говоря научным языком, фонематический слух) является основой основ. При несформированности этой способности ребенок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. Позже он продолжает путать близкие по звучанию звуки при их звуковом воспроизведении и буквенной записи, и в итоге чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде. Полагаем, проблемы, к которым это может привести в более старшем возраста, вполне очевидны: это, в первую очередь, сложности при обучении чтению и письму (особенно это скажется при обучении иностранному языку) и проблемы с обучением вообще.

Говорить? Слышать!
Именно поэтому развитию фонематического слуха уделяется такое серьезное значение и педагогами, и логопедами. Но нередко вопреки всем стараниям и специалистов, и родителей никаких ощутимых сдвигов не происходит, и ребенок так и не может отличить на слух "мишку" от "мышки" и "шишки". В этом случае, скорее всего, причина кроется в том, что недостаточно проработан предыдущий - неречевой - этап звукоразличения. Он гораздо более древний по своему происхождению, и именно на него опираются более сложные психические процессы. Как нельзя научиться мыслить и говорить, не научившись воспринимать, так и формирование речи начинается гораздо раньше того момента, когда Вашим ребенком будет произнесена его самая первая фраза. Сначала развивается умение различать бытовые и природные шумы, голоса людей и животных, а также умение соотносить собственно звуки с видом их источников. Не менее важным является развитие чувства ритма. Это крайне важный этап, и отнестись к неречевому развитию нужно со всей серьезностью и... несерьезностью. Парадоксально? Отнюдь. Ведь мы сейчас, как всегда, когда речь идет об обучении детей, будем играть, а что может быть одновременно серьезней и несерьезней игры? Лето - отличная пора для прогулок. В городе ли Вы или за городом, мир вокруг переполняется звуками, и сейчас каждый из них - Ваш помощник, Ваш дидактический материал. Шум дождя и щебет птиц, шорох шин и скрип дверей, стрекот кузнечиков, шелест листьев, плеск воды - обращайте на них внимание ребенка, обсуждайте, что на что похоже и что от чего (и чем) отличается. Начните с наиболее не похожих друг на друга звуков и постепенно переходите на те, что сходны по звучанию. Экспериментируйте с миром - "ищите" звуки в предметах. Топайте, шуршите, стучите, хлопайте - громче и тише, быстрее и медленнее. Чтобы это закреплялось в памяти, можно подпевать: "Водичка-водичка, кап-кап-кап, ножницы-ножницы, чик-чик" - и так далее. Поэзия не самая высокоинтеллектуальная, однако с ее помощью ребенок может "записывать" звуки в памяти и изобретать их словесные аналоги самостоятельно.
Пошуршим-позвеним?
Дайте ребенку бумагу и целлофановый пакет-"маечку" - и то и другое шуршит, но совершенно по-разному. Как по-разному будут звучать стеклянный стакан и фаянсовая кружка, если по ним постучать чайной ложкой. Дети очень любят эту игру и с энтузиазмом настоящий ученых начинают пробовать мир "на звук". После того, как ребенок выучил определенный "звуковой алфавит", пришла пора поиграть в "Угадайку". Этим можно заняться и дома, завязав ребенку глаза и предложив ему угадывать, чем Вы сейчас позвенели-постучали-побулькали, и на улице, вместе "разбирая" городской шум на "запчасти". Начинайте с небольшого количества звуков, постепенно доводя количество предметов, голоса которых ребенок должен удерживать в памяти, до десяти.  Вы думаете, что погремушки - удел исключительно детей первого года жизни? Ничего подобного! Это гениальное изобретение человечества не знает себе равных по многообразию областей применения. И сейчас они будут нам очень кстати.  Возьмите коробочки от шоколадных яиц или любые другие небольшие пластиковые емкости и наполните их разным по звучанию материалом: солью, крупой, песком, кнопками, спичками - два одинаковых набора - один для себя, второй для ребенка. Возьмите одну коробочку из своего и потрясите ей, предложив ребенку найти у себя точно такой же "звук". Игра продолжается до тех пор, пока все пары не будут собраны. По мере освоения игры, задачу можно усложнять - например, предложить ребенку находить не один звук, а определенную, заданную Вами последовательность.  Следующая игра особенно любима детьми. В Вашем доме наверняка найдется хотя бы один колокольчик. Завяжите ребенку глаза (зажмуриваться лучше не предлагать - слишком велико желание подсмотреть) и позвените колокольчиком на расстоянии 30 сантиметров справа (слева-впереди-сзади) от него, предложив махнуть рукой в ту сторону, откуда он услышал звук. Как альтернативу можем также предложить и активный вариант этой игры -
знаменитые жмурки, когда водящий с завязанными глазами должен поймать игрока, в руках у которого колокольчик.
Ритм - всему голова
Ритмические слух и память тоже очень важны в неречевом (а значит, и речевом) развитии. К счастью, игры-упражнения для их развития тоже существуют. Начать отработку ритмических структур можно с простого упражнения: Вы отстукиваете простейший ритм (например, "Спартак - чемпион": два удара - пауза - три удара) и предлагаете ребенку повторить за Вами. Очень важно, чтобы на первых порах ребенок видел Ваши руки, так ему будет легче справиться с заданием. Вариантов выполнения ритмических заданий множество: можно отстукивать ритм по столу каждой рукой по отдельности, двумя вместе (стучать по столу или хлопать в ладоши), двумя по очереди, можно топать ногами. Ребенок может делать это и по очереди с взрослым, повторяя заданный Вами ритмический рисунок, после чего Вы с ним меняетесь ролями.
Мой голос - мой инструмент
Учитесь слушать, слушать и воспроизводить звуки, слоги и слова. Предложите ребенку произнести какой-либо звук, слог или слово сначала громко, потом тихо, сначала протяжно, потом отрывисто. Можно поиграть в любимую сказку, поочередно на разные лады говоря за действующих лиц.  Предложите ребенку рассказать стихотворение, одновременно хлопая в ладоши - на каждый слог (включая предлоги), только на ударные слоги, со сменой руки (или, как вариант, если ритм отстукивается ногой, то ноги), на каждое новое слово.  Запишите на магнитофон голоса ребенка, его друзей и родных, вместе прослушайте запись, угадывая, кто именно сейчас говорит. Ребенок должен узнать и свой голос. Хочется предупредить, что эта загадка может оказаться для него самой сложной, потому что голос "изнутри" слышится совсем не так, как он звучит "снаружи".  "Живым" вариантом угадывания голосов может стать игра "Кто позвал?": водящему закрывают глаза повязкой, дети становятся вокруг него, и кто-нибудь из игроков зовет водящего по имени. Тот должен отгадать, кто его позвал.
Игры со словами
Речевое общение не ставит перед ребенком необходимости звукового анализа слова, тем не менее, это умение необходимо для чтения и письма. Освоить его совсем несложно - при помощи определенных упражнений даже младшие дошкольники очень быстро учатся выделять звуки, с которых слово начиналось и которым заканчивалось. Для этого нужно просто выделять интонацией тот звук, который и нужно определить: "м-м-м-молоко", "морс-с-с-с". Освоив это, уже в пять-шесть лет ребенок сможет назвать не только первый и последний, но все звуки слова и впоследствии не сделает глупых ошибок-описок вроде "слан" - "слон". Существует множество упражнений, способствующих развитию фонематического восприятия - способности ребенка устанавливать, какие звуки слышны в слове, определять порядок их следования и количество.  Доскажи словечко. В тулуп и валенки одет Шел на охоту старый... (дед). Раз в театр на балет Папа нам купил... (билет). Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он... (жираф). Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные… (подушка).
Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась… (шишка). Ты нас, мама, не ищи: Щиплем мы щавель на щи. В роще травку шевеля, Мы нащиплем... (щавеля) Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. Он известен, знаменит. Это Доктор... (Айболит). Ученик учил уроки, У него в чернилах... (щеки). Ходит по лесу хорек - Хитрый маленький...(зверек).  Поймай звук Предложите ребенку отправиться на охоту. "Дичью" будет определенный звук, услышав который в произнесенном Вами слове, ребенок должен хлопнуть в ладоши. Например, звук "с" и слова "ворона", "собака", "коза", "колбаса".  Фокусник Вы задаете звук, а ребенок, как фокусник, должен "вытащить из шляпы" - то есть произнести - слова, где этот звук есть. Как более сложный вариант, Вы задаете ту позицию, где должен звук находиться - в начале, середине или конце.  Выбери слово Прочитайте стихотворение, предложив ребенку из четырех близких по звучанию слов выбрать то единственное, которое необходимо по смыслу: Что скатали мы зимой?.. (дом, ком, гном, сом) Что построили с тобой?.. (дом, ком, гном, сом) На крючок в реке попал?.. (дом, ком, гном, сом) Может всё, хоть ростом мал?.. (дом, ком, гном, сом).  Светофор Дайте ребенку два кружка – красный и зеленый, который он должен поднимать, когда слышит правильно (зеленый кружок) или неправильное (соответственно, красный) произнесенное название того, что изображено на картинке. Затем покажите картинку и громко, медленно, четко произносите звукосочетания: БАМАМ АЛЬПОМ ПАНАН АБЛЁМ БАНАН АЛЬМОМ БАНАМ АЛЬБОМ  Кто лишний?
Вы произносите несколько слов, которые за исключением одного сходны по звуковому составу. Ребенок должен услышать и назвать лишнее: мак - бак - так - башмак, сыр - сор - бор - прибор и т.д.  Бусины Вы называете по очереди звуки-бусины, из которых, собрав их в том порядке, как они прозвучали, ребенок должен собрать слово. Очень полезен и обратный процесс: Вы произносите слово, а ребенок, в свою очередь, называет звуки в той последовательности, в которой они в этом слове стоят.  Отгадай звук Загадайте звук и произнесите три-четыре слова, в каждом из которых этот звук есть, например, звук с: "сыр", "коса", "осина" - и предложите ребенку угадать, какой именно звук Вы загадали. Потом поменяйтесь ролями.  Звуковые цепочки Все играли в города, поэтому правила следующей игры ни для кого не составят труда: Вы с ребенком по очереди называете слова, каждое из которых начинается с той буквы, которой закончилось предыдущее. Постепенно игру можно и нужно усложнять, предлагая ребенку называть слово, которое начнется с третьей буквы слова "корова"  Паровоз Вашими помощниками в этой игре станет игрушечный паровозик с вагончиками и мелкие предметы домашнего обихода, игрушки, фрукты - словом, все что угодно, что можно в вагончики положить.  Машинист (им можете быть Вы, а можно назначить машинистом любимую игрушку ребенка) говорит, что в первом вагоне поедут предметы, которые начинаются на определенную букву, например, "с". Ребенок из предложенных ему предметов должен выбрать те, которые отвечают этому требованию. Как и в предыдущей игре, можно не ограничиваться только первыми буквами, предлагая в каждый следующий вагон погрузить предметы, начинающиеся с той буквы, на которую закончились слова из предыдущего вагончика: "салфетка" - "апельсин" - "неваляшка" и т.д.  Шутки – минутки Играть можно всегда и везде, даже во время такого любимого всеми детьми занятия, как чтение. Читая ребенку стихи, намеренно заменяйте буквы в словах. Задача ребенка - услышать и исправить ошибку. Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд. Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами. Божья коробка, Полети на небо, Принеси мне хлеба.
Немного игр, немного усердия и Вашему ребенку не придется чувствовать себя "чужим среди своих". Общаться, и письменно, и устно, будет для него одним удовольствием. Очень важна работа с детьми по различению правильного и дефектно произнесенного звука. Необходимость развития у дошкольников с дефектами речи слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения этой цели используется ряд игр и упражнений, направленных на различение правильного и дефектно произносимого звука в чужой и собственной речи, проводимых в определенной последовательности: детям предлагается определить неправильное произношение звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных); звуков в словах различной позиции (в начале, в середине, в конце, без стечения и со стечением согласных); звуков во фразах. Наряду с имитацией неправильного произношения звуков необходимо произносить и правильно. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается. Примеры: «Недовольный Коля» или «Грустный гномик». Детям предлагается прослушать ряд слогов или фразу, если услышат неправuльное произношение - поднимают картинку недовольного или грустного персонажа. «Как правильно сказать?» -на правильный ответ красный флажок, на искаженное произношение желтый. В работе по различению близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации звуков: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком. Примеры: «Незнайка запутался» - разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже. «Придумай слово» - придумать слова, которые звучат похоже. «Чем отличаются слова?» - кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф. «Лишнее слово» - канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан. «Мое слово» - назвать предмет на картинке, ребенок подбирает похожее (мак-бак) «Расставь по местам» - читается стихотворение, ребенок подбирает картинки (показ) . При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением.
Примеры: тапака, па-ба, фа-ва-фа, па-тпа, пту-птапто, и т. д. «Какой звук отличается?»- ну-ну-но--. Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать дифференциацию звуков и развитие слухового внимания. Примеры: «Угадай, кто (что) это?» «Какой звук лишний?»- а, у, и, о. «Различай и повторяй»- предложить повторить только звук «С», или слова с этим звуком. Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д. ). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при работе над звуковым составом слова: а) ряд гласных звуков(ау, уа, иуа, ауиэ и т. д. ); б) слоги без стечения согласных (закрытые - от, ыс, ах; открытые - ро, ма, ту. ); в) слоги со стечением согласных (урс, кру, вла и т. д. ); г) слоги без стечения согласных; односложные (дом, сом, уж, лес); двусложные (рука, мама, лужа, каша); д) слова со стечением согласных: двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка); односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран); односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, кость); двусложные слова со стечением согласных в начале слова(трава, книга, крыло); двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (клумба, крышка, стекло); е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка). Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств - графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания: Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков (любым из приемов). Выделить слог с определенным звуком. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком. Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок
Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков). Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам. Надо учитывать и то, что чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, ведь в нашем случае у детей участвует и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы. Поэтому задания следует предлагать в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. В результате такой коррекционной последовательно спланированной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы в школе.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Машенька»

муниципального образования город Ноябрьск


Консультация для педагогов

«Как и зачем развивать фонематический слух детей»

Игры на развитие фонематических процессов
Подготовила: Учитель-логопед МАДОУ «Машенька» Кашкаха Светлана Александровна 1 кв. категория


Яндекс.Метрика