Населённый пункт: п.Оленевод Надежинский район Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическая диагностика"
Описание:
Для педагога-практика целью (преимущественно) является изучение особенностей развития ребенка, контекста его социокультурного опыта, - для составления прогноза развития и выбора эффективного подхода к организации взаимодействия с дошкольником и проводится педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика в ДОУ
Педагогическая диагностика система методов, приемов, специально разработанных
технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы
определять уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребенка,
а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества
образования
Цели педагогической диагностики
Для педагога-практика целью (преимущественно) является изучение особенностей
развития ребенка, контекста его социокультурного опыта, - для составления прогноза
развития и выбора эффективного подхода к организации взаимодействия с дошкольником.
предмет педагогической диагностики особенности сформированности социокультурного
опыта ребенка, в том числе и особенности его индивидуальной субкультуры; результаты
воспитания, обучения, образования, т.е. воспитанность, обученность, образованность,
компетентность дошкольника; личностные и субъектные проявления ребенка,
развивающиеся под влиянием условий педагогического процесса - его интересы,
склонности, избирательность, продуктивность, деятельностная умелость и т.д.;
особенности поведения ребенка в ситуациях познания, преобразования и взаимодействия с
окружающим миром.
Принципы педагогической диагностики
Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе.
Результаты диагностики - конфиденциальная информация. Результаты нужны
воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как
можно помогать детям. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для
ребенка обстановке. При проведении наблюдения происходит процесс сравнения
проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Представление
воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок
Виды педагогической диагностики
Основная диагностика Задача - выявления фактического состояния диагностируемого
объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз развития).
Основной метод - включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. . Она
может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - лишь с теми, у кого
проявляются существенные проблемы развития. : основная первичная диагностика
(сентябрь) Цель - выявляются стартовые условия (исходный уровень развития),
определяются достижения ребенка этому времени, а также проблемы развития Результат -
определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год
основная итоговая диагностика (май) оценивается степень решения сотрудникам детского
сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования
педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.
Промежуточная диагностика Задача - оценка правильности выбранной в отношении
ребенка стратегии образования, выявление динамики развития Основной метод - метод
включенного наблюдения, дополненный рядом других методов. Результат - По результатам
данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при
необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс может проводиться не
со всеми детьми группы, а выборочно - лишь с теми, у кого проявляются существенные
проблемы развития.
Оперативная диагностика проводится по мере необходимости в рамках образовательной
работы, не требует сложного инструментария и помогает воспитателю в выборе верной
тактики взаимодействия с детьми Задача - оценка качества решения текущих частных
задач. Формы проведения - диагностическое занятие, несложная экспериментальная
ситуация, беседа и др.
План проведения диагностики
1. определение цели
2. определение показателей, по которым будет проводиться оценка результатов
диагностики (идеальный результат). (отражены в психолого-педагогической литературе и
образовательной программе) определение методов педагогической диагностики Зависит от
цели диагностирования
Этапы первичной диагностики
I этап (длится около двух недель) – первичный диагноз Метод - наблюдение за
поведением детей в разных видах детской деятельности Результат - примерное
представление об особенностях развития ребенка.
II этап (по времени 1-2 недели) – уточняющий диагноз Метод - дополняющие наблюдение
методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование
педагогов и родителей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты Результат
– проводится выборочно, не со всеми детьми группы и в том случае, если наблюдение не
дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его . III этап –
окончательный диагноз Метод – Экспертных оценок (обобщение данных их сравнение,
сопоставление) Участвуют все педагоги, работающие с ребенком .
Результаты диагностики: диагностическая карта, в которой отражена цветом оценка по
каждому показателю диагностики для каждого ребенка- зеленый: показатель проявляется
ярко, это - достижение ребенка; желтый - показатель проявляется нестабильно,
неустойчиво. Требуется поддержка ребенка в данном проявлении; красный: показатель
почти не проявляется. Необходима помощь ребенку в данном направлении.
Проектирование педагогического процесса по результатам педагогической диагностики
На основе диагностики воспитатель ставит цели педагогической деятельности. Для
постановки целей надо сформулировать ответ на три вопроса: В чем заключается
проблема данного ребенка? Что можно определить как достижение ребенка? Чего мы
хотим достичь за несколько недель? (будьте конкретными и реалистичными в постановке
задач) Какая специальная работа может помочь решению проблем и поддержке
достижений (определяются содержание работы и формы ее реализации в педагогическом
процессе детского сада, формулируются рекомендации семье).
Фиксация и анализ результатов диагностики. Результаты фиксируются в диагностических
картах.