Напоминание

"КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС 3-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА"

Автор: Комарова Валентина Леонидовна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань "Детский сад № 9 "Белоснежка" комбинированного вида"

Населённый пункт: г.Нягань

Наименование материала: Семинар-практикум для родителей

Тема: "КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС 3-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА"

Описание:

Семинар практикум проводится с родителями 2-х младших групп с целью познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет, привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-летним ребенком; наметить пути и способы преодоления 3-летнего кризиса ребенка.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=516

Опубликовано 16.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС 3-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА» Педагог-психолог МАДОУ МО г.Нягань «Д/с №9 «Белоснежка» Комарова В.Л.
Цель
: познакомить родителей с психологическими особен ностями ребенка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить педагогическую культуру родителей.
Задачи:
привлечь родителей к обмену мнениями по акту альным для них вопросам взаимоотношений с 3-летним ребен ком; наметить пути и способы преодоления 3-летнего кризиса ребенка, сплотить родительский коллектив; пополнить арсенал знаний родителей по конкретному вопросу.
Участники:
педагог-психолог, воспитатель, родители.
Подготовка:
1. За две недели до начала собрания в группы раздаются письменные приглашения. Приглашение Если Вы стали замечать, что с ребенком сладу нет, То скорей к нам поспешите - мы найдем на все ответ. Мы научим, мы расскажем, как капризы побеждать, Как с ребенком подружиться, как хвалить и как ругать! Уважаемые родители! Если Вас заинтересовали вышеперечисленные проблемы и Вы хотите поделиться опытом семейного воспитания - мы приглашаем Вас на заседание клуба «Успешные родители». Тема: «Как преодолеть кри зис 3-летнего возраста» состоится Ждем Вас «___» _____________ в ____ч.. 2. Слайд – программа. 3. Консультативный материал в родительский «уголок» на темы: «Если малыш капризничает...», «Особенности развития детей 3-летнего возраста», «Я - сам» и т. п. 4. Памятки для родителей.
Оформление, оборудование и инвентарь:
заня тие проводится в просторном помещении, стулья и столы распо ложены группами, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга. На столах лежат полоски цветной бумаги, булавки, ручки, карандаши или фломастеры, чистые листы бумаги, клубок ниток.
Ход занятия
Добрый вечер, дорогие родители! Я благодарю вас за то, что вы пришли на заседание нашего клуба «Успешные родители». Сегодня оно будет необычным. Мы проведем его в виде совместной беседы, откровенного разговора о проблемах воспитания. А для начала давайте познакомимся. Сейчас вам необходимо сделать себе визитку. Пусть эта визитка отразит то, какое обращение к себе вы хотели бы слышать в течение вечера и информацию, которую вы считаете необходимым о себе указать (сообщить). Дерзайте, фантазируйте! Ведущий предлагает им изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет из бирается каждым участником по желанию (цвет символизирует сиюминутное
настроение). Используемые цвета: красный, жел тый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный.. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.
Цель:
оценить эмоциональное состояние участников в на чале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветовой методики А. Лутошкина. Критерии оценки: а) красный - восторженное настроение; б) желтый - светлое, приятное; в) оранжевый - радостное; г) зеленый - спокойное; д) фиолетовый - тревожное, напряженное; е) черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.
Вступительное слово психолога.
Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Однако наличие проблем в воспитании детей неизбежно. Кроме того, увидеть проблему - значит сделать первый шаг к ее решению. Проблемы всегда легче решать вместе. Давайте поиграем.
ИГРА: «Хорошо и плохо или что такое кризис трех лет».
Перечислить положительные качества, которые присущи детям 3-4 лет. Перечислить негативные качества, которые вам не нравятся в детях. (Все родители зачитывают список качеств). Ведущая обращает внимание на то, что приведен «классический» портрет ребенка кризиса трех лет, и на то, что это закономерное развитие ребенка. Ведущая: Давайте поговорим с вами об основных симптомах, характерных для поведения ребенка в период кризиса трех лет. Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным мо ментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс - это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Осознание ребенком себя как «Я» может быть ранним или поздним (зависит от культуры близких ребенку людей). Осознавая, ребенок сравнивает себя со взрослым. Он хочет быть таким, как вз рослый. Возникает противопоставление своих желаний желаниям взрослых. Кризис проявляется в сферах: • отношение к предметному миру; • отношение к другим людям; • отношение к себе. Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса трех лет, составляющие так называемое семизвездие. (Психолог обращает внимание на плакат с изображением семиконечнойзвезды) Симптомы кризиса 3-х лет
1) Ярко выраженный
негативизм
(стремление делать все на оборот, только потому, что его об этом попросили; при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое», - говорит мама, а ребенок - вопреки очевидному: «Нет, оно чер ное». Негативизм - это отношение не к предметной ситуации, а к человеку). 2)
Упрямство
(ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел). 3)
Строптивость
(капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый). 4)
Своеволие
(ребенок все хочет делать сам). Остальные три симптома встречаются реже 5)
Бунт против окружающих
(ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно). 6)
Обесценивание ребенком личности близких
(говорит бран ные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть). 7) В семьях с одним ребенком встречается
стремление к дес потичному подавлению

окружающих.
Вся семья должна удовле творять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе. Специалисты по детской психологии, описы вающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эманси пацию своего «Я». Ребенок все чаще произносит: «Я - сам», что говорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется «гордость за достижения», ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувства ребенка - переживание успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Некоторые особенности проявления кризиса 3 лет
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. - Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Слу чайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная. - Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни. - Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. - Девочки капризничают чаще мальчиков. - В кризисный период приступы упрямства случаются у де тей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз! - Если дети по достижении 4 лет продолжают часто упря миться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фикси рованном» упрямстве, истеричности как удобных способах ма нипулирования родителями. Чаще всего это результат соглаша тельского
поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ. «Острое блюдо»
Варианты проблемных ситуаций: «Что делать, если...». 1. Ребенок говорит неправду. Ваша реакция. 2. На день рождения мамы ребенок приготовил сюрприз – разрисовал обои. Предложите наиболее оптимальный вариант поведения мамы. 3. Ребенок у нас – разоритель семейного бюджета. Без конца канючит: «Мам, купи, пап, купи,…» Объясняем ему, что так нельзя, но все без толку. Как вы поступаете в данной ситуации? 4. Ситуация: Подруги – мамы приводят друг к другу своих детей поиграть. А когда собираются уходить домой, ребенок – гость не расстается с игрушкой, которой он играл, а другой не отдает. Ваши действия. 5. Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать... 6. Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает: «Я - сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить... 7. Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать не дейст вуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение... и т. п.
ИГРА «Тоннель».
Родителям предлагается построиться в две колонны. Каждому дается карточка с надписью например: «Завяжи шарф!», «Выпей молоко!», «Собери игрушки!». Одному из родителей предлагается пройти по коридору, выслушав все команды. Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Приятно ли вам было слышать все указания? Очень важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Внимательно рассмотрим варианты родительских установок (приложение 1). Не говорите своему ребенку того, чего бы вы на самом деле не желали ему. Родители все по кругу комментируют позитивные установки.
Практические советы.
«Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, дей ствуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ре бенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли, необхо димого для ребенка качества; капризность - демонстрация соб ственной значимости для других, ощущение своего «Я». Как вести себя родителям в период кризиса ■ Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
■ Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. ■ Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувст вовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребен ку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат. ■ Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказа ли «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка проте кает в общественном месте. ■ Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести. ■ Истеричность и капризность требует зрителей, не прибе гайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девоч ка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка...)»; «А что это там за окном ворона делает?» - подоб ные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
ИГРА «Комплименты».
Стоя в кругу, передавая друг другу мячик «комплиментов», глядя в глаза соседу, надо представить, что это ваш ребенок, и сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. В заключение встречи подчеркнуть, что поиск наиболее правильного ответа на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием смысла родительской любви к ребенку. Один из отечественных психологов Т.П.Гаврилова отмечала, что любить ребенка - не значит обладать им или жить рядом, это, скорее, чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ребенку. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии приносит несоизмеримо больше положительных результатов и радости как детям, так и родителям. «Верьте в свое дитя — и оно оправдает ваши ожидания» - Л.П.Тархова в одной из своих книг - «Не верите, оно и здесь в точном соответствии поступит, как от него ждут».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В качестве рекомендаций родителям выдаются памятки. (Приложение 2)
Минута благодарности
. Психолог благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в ходе занятия, делился на нем опытом семейного воспитания. От участника к участнику передается клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, то этот человек делится своими впечатлениями о занятии, высказывает свои пожелания.
Приложение 1
Варианты родительских установок

Позитивные
1. «Поплачь - легче будет». 2. «Сколько отдашь - столько и получишь». 3. «Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!» 4. «В тебе все прекрасно ...» 5. «Какое счастье, что ты у нас есть!» 6. «Каждый сам выбирает свой путь». 7. «Ты всегда будешь здоров!» 8. «Что посеешь , то и пожнешь». 9. «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя». 10. «Твое мнение всем интересно». 11. «Бог любит тебя». Позитивные установки 12. «Кушай на здоровье!» 13. «Выбирай себе друзей сам...» 14. «Как ты относишься к людям, так и они к тебе». «Как аукнется, так и откликнется». 15. «Каждый может ошибаться! Попробуй еще!» 16. «Какой ты чистенький всегда и аккуратный!» «Чистота -залог здоровья». 17. «Все зависит от человека...» 18. «Я тебя люблю любого ...» 19. «Люби себя и другие тебя полюбят». 20. «Все в этой жизни зависит от тебя».
Негативные
1. «Сильные люди не плачут». 2. «Думай только о себе, не жалей никого». 3. «Ты всегда, как твой (Я) папа (мама)». 4. «Дурачок ты мой». 5. «Уж лучше б тебя вообще не было на свете!» 6. «Вот и будешь по жизни мыкаться как твой папа (мама)...» 7. «Не будешь слушаться - заболеешь!» 8. «Яблоко от яблоньки недалеко падает». 9. «Сколько сил мы тебе отдали, а ты ...» 10. «Не твоего ума дело...» 11. «Бог тебя накажет!» установки 12. «Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет». 13. «Не верь никому, обманут!» 14. «Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет». 15.«Ты всегда это делаешь хуже других...» 16. «Ты всегда будешь грязнулей». 17. «Женщина хуже мужчины». 18. «Ты плохой». 19. «Будешь букой - один останешься». 20.«Все хорошее всегда кончается, нельзя» всегда есть конфетки»

Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Советы психолога • Взрослые должны сохранять общее положительное отно шение ребенка к самому себе. • Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других. • Там, где возможно, дайте ему право самому выбирать, дай те больше самостоятельности. • Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах. • Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения. • Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза. • Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Ска жите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше. • Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать за преты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.


Яндекс.Метрика