Напоминание

"Значение пальчиковой гимнастики для развития детей раннего возраста"

Автор: Сидорова Наталья Евгеньевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы "Школа №1056", дошкольное отделение №2

Населённый пункт: г. Москва

Наименование материала: методическая разработка

Тема: "Значение пальчиковой гимнастики для развития детей раннего возраста"

Описание:

Значение пальчиковой гимнастики для развития детей раннего возраста.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=5171

Опубликовано 28.01.2017




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1056» Дошкольное отделение № 2 Конспект родительского собрания по теме: «Значение пальчиковой гимнастики для развития детей раннего возраста» Подготовила: воспитатель Сидорова Н.Е. 2015

Цель:
повысить компетентность родителей в значимости пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста: о ее влиянии на развитие мелкой моторики, координации движений и внимания, активизацию речевых навыков, памяти и мышления.
Ход собрания:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались с вами для того, чтобы еще больше узнать о значении пальчиковой гимнастики для развития наших деток. Я постараюсь, чтобы мой рассказ был вам интересен, чтобы каждый из вас смог почерпнуть из него для себя что-то новое. А начать мне хотелось бы с рассказа о значении пальчиковой гимнастики в жизни ребенка. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «Легкая рука». Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются над тем, насколько глубокий смысл в них заложен. Наблюдения показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Жизнь показывает, что у любой медали есть две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Причем уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить. Любой городской школьник знает, как пользоваться кухонным комбайном или компьютером, но каждый из них удивится, если узнает, что гречку, рис или пшено, например, 2
нужно перебирать. Зачем? Если в магазине можно купить не только отборную, но и расфасованную крупу. В результате то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Редко кто их взрослых задумывается, но даже если и задумается, все равно чаще уступает сиюминутной целесообразности. Ну, например, в современном цейтноте не каждый может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами. В то же время замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на два - два с половиной месяца, что для маленького ребенка очень много. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению психологов, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Итак, главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривайте с ребенком. Но дети раннего возраста продолжают объясняться отдельными звуками и жестами. 3
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В.А.Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Почему в экономически развитых странах так мало творческих людей и настолько ограниченны маленькие дети. А это все потому, что достижения цивилизации «глушат» творческую мысль в зародыше. «Интеллектуальное достояние»и нестандартно мыслящие люди есть в тех странах, где ребенок вынужден все делать сам своими руками. Стихия детского разума ярче проявляется там, где тоньше взаимодействие руки с орудием труда, где сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками - этим органом всех органов», - говорил Джордано Бруно. Развитие функций руки и речи в ходе эволюции человека шло параллельно. В связи с выполнением более тонкой и сложной работы происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. В процессе эволюции кисть стала не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Итак, тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. 4
В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. В ходе обследования большого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами, формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигает достаточной точности. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить, мыслить. А тренировка тонких движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Ответ на вопрос «почему это так?» кроется в том, что около трети всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Именно несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другим важным в учебном процессе трудовым навыкам. Поэтому большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми. Логопеды рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движения пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев в совокупности со стимуляцией речевой активности, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Для ребенка игра в движении - это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство ребенка с миром. - Сейчас я расскажу вам, как я использую пальчиковую гимнастику в работе с нашими детьми. 5
Игры по тренировке пальчиков начинаю с детьми с так называемой пальчиковой гимнастики, провожу ее по возможности на каждом занятии. С этой целью можно использовать разнообразные игры и упражнения. Упражнения - игры без предметов универсальны, потому что ни к чему не привязаны и могут быть использованы где и когда угодно. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, пусть он вначале выполняет движение с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активнее. В своей работе с детьми я ставлю следующие задачи: - сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; - сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной; - повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. В начале года в детский сад приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказывается трудным многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп самых легких упражнений замедленный. И уже к концу года видны успехи: пальчики становятся более ловкими, кисти рук - подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями. Но это оказалось не единственным достижением - речь ребенка начинает развиваться интенсивнее. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир 6
представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Рифмованные потешки или стишки формируют и совершенствуют чувство ритма, создают благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет все движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. В своей работе я широко использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Все эти, на первый взгляд, малозначительные моменты, в дальнейшем сослужат хорошую службу, поскольку это предупреждает нарушения письма, способствует выработке ровного почерка, помогает при запоминании стихов. - У меня есть для вас несколько рекомендаций по проведению пальчиковых игр: 1. Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно дети соотносят слова с движением. 2. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша. 3. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре. 7
4. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. 5. Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи. - А теперь давайте вместе с вами вспомним, может быть для кого-то и забытые, но так любимые вашими детьми игры. (Совместно с родителями проговариваем текст игры и выполняем движения). Начнем с игр, которые активизируют движения пальцев рук.
«Сорока - сорока»
Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами: Сорока - сорока кашу варила, Деток кормила (загибаем пальчики ребенка): Этому дала (мизинец), Этому дала (безымянный), Этому дала (средний), Этому дала (указательный), Этому дала (большой).
«Этот пальчик - бабушка»
Загибать и разгибать (или поглаживать) пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами: Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья! (сжатие в кулак и разжимание всех пальцев одновременно) 8

«Этот пальчик хочет спать»
Загибать и разгибать пальчики попеременно на правой и левой руке. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора! (сжатие в кулак и разжимание всех пальцев одновременно) - А теперь мне хотелось бы напомнить вам игры на развитие моторики рук.
«Тук - тук - я стучу
» Отстукивать кулачком правой руки по ладошке левой руке. Тук - тук - я стучу, Новый столик сколочу.
«Колобок»
Одна рука сжата в кулак, другой ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем меняет руки. Кулачок - как колобок. Мы сожмем его разок.
«Пила, пила»
Ребенок выполняет скользящие движения ребром ладони. Пила, пила, пили быстрей. Мы пилим домик для зверей. 9

«Птички в гнезде»
Пальцы одной руки складываются в щепоть. Ее обхватывают ладонью другой руки. Нужно шевелить пальчиками, затем поменять руки. Птенчики в гнездышке сидят, Маму ждут и есть хотят.
«Зайкины ушки»
Пальчики сжаты в кулачок. Ребенок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат.
«Сидит белка на тележке»
Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого. Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке – сестричке (загибает большой палец), Воробью (указательный палец), Синичке (средний палец), Мишке толстопятому (безымянный), Заиньке усатому (мизинец).
«Пальчики у нас попляшут»
Пальчики у нас попляшут (дети вращают кистями рук): 10
Вот они, вот они! В кулачки мы пальцы спрячем (сжимают и разжимают пальцы), В кулачки, в кулачки. Пальчики опять попляшут (перебирают пальчиками): Вот они, вот они! Пальчиками мы помашем (встряхивают кистями рук): Уходи, уходи!
«Ладошки»
Дети производят движения руками по тексту. Ладошки вверх, ладошки вниз, Ладошки на бочок - и сжали в кулачок.
«Капуста»
Дети производят движения руками в соответствии с текстом. Мы капусту рубим - рубим, (движения прямыми ладонями вверх- вниз) Мы капусту солим - солим, (пальцы сложить в щепотку, посолить) Мы капусту трем - трем, (потереть кулак одной руки о кулак другой) Мы капусту жмем – жмем. (сжимать и разжимать кулаки) А потом, Мы капусту в рот кладем. Ам! (поочередно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы)
«Лодочка»
Две ладони я прижму ладони соединить лодочкой И по речке поплыву. волнообразные движения руками Две ладони, друзья, - Это лодочка моя. Паруса я подниму, поднять выпрямленные ладони вверх Синим морем поплыву. волнообразные движения двумя ладонями А со мною по волнам 11
Плывут рыбки тут и там. одновременно, имитируя движения рыб
«Зарядка для пальцев»
Пальцы делают зарядку, дети вытягивают руки вперед Чтобы меньше уставать, сжимают и разжимают кулаки А потом они в альбомах Будут снова рисовать.
«Мячик»
Друг веселый, мячик мой! сделать колечко из большого и Всюду, всюду ты со мной! указательного пальцев Раз, два, три, четыре, пять. менять верхний палец в колечке Хорошо с тобой играть. поочередно на средний, безымянный
«Замок»
На двери висит замок, пальцы сплетены в «замок» Кто его открыть бы смог? Потянули, пытаемся растянуть замок Покрутили, вращательные движения кистями Постучали стучим ладонями друг о друга И открыли. размыкаем пальцы
«В гости»
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Уттт Указательный и средний, Безы Безымянный, и последний СССам мизинчик - малышок Постучался на порог. Вместе пальчики -друзья, Друг без друга им нельзя! 12
Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. Сжать пальцы и разжать.
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять, поочередно разжимают сжатые пальцы Вышли пальчики гулять. сжать пальцы и разжать Этот пальчик гриб нашел, большой палец отогнут, остальные сжаты Этот пальчик чистить стал, поочередно разгибать пальцы Этот резал, этот ел, Ну, а этот все глядел.
«Пальчики кивают»
Дети держат руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку - «кивание» одного пальца 2-4 раза начиная с мизинца. Вот и встретилась семья. Рад тебя увидеть я. Всех мы в гости пригласили, Всех здороваться учили. В знак приветствия кивать. Теперь выполняют другой рукой. Может пальчик номер пять, Безымянный может ниже, Средний - силой не обижен, Этот - знает все на свете, А вот этот любят дети.
«Братцы»
В соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Этот пальчик хочет спать, 13
Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул! Этот пальчик уж заснул, Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди... Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора. Или выполнить движение наоборот: поочередно разгибать пальцы. Ну- ка, братцы, за работу, Покажи свою охоту, Большому - дрова рубить, Печи все - тебе топить, А тебе - воду носить, А тебе - обед варить, А малышке - песни петь, Песни петь, да плясать, Родных братьев забавлять.
«Мальчик»
Дети попеременно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Раз, два, три, четыре, пять. Мы друзей идем искать. кулак сжат, большой палец внизу Этот мальчик под кроватью. поочередно разгибают пальцы Этот мальчик под диваном. Этот мальчик под столом. Этот мальчик за углом. Этот мальчик стал у стенки, У него дрожат коленки. 14

«Дружба»
Дружат в нашем садике пальцы обеих рук соединяем в замок Девочки и мальчики, ритмичные касания пальцев обеих рук Мыс тобой подружим поочередное касание пальцев на обеих руках Маленькие пальчики. руки вниз, встряхиваем кистями Пять, четыре, три, два, раз, Мы подружимся сейчас.
«Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять! перебираем пальчики Будем пальчики считать - Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз - два - три - четыре - пять! перебираем на другой руке Пальчики быстрые, Хоть не очень чистые! Много пальчикам хлопот: То играют в ладушки, быстро сжимаем - разжимаем руки То зачем-то лезут в рот. Книжки рвут у бабушки.... Переделав все дела, Книжки тянут со стола, Лезут в соль и в компот, А потом наоборот. Пальчики дружные, Все такие нужные!
«Как у нашей внучки»
Как у нашей внучки хлопаем в ладоши Маленькие ручки, 15
А на ручках пальчики Девочки и мальчики . Дружно пальчики живут. Их по имени зовут: Пальчик Зина, Пальчик Нина, Пальчик Миша, Пальчик Гриша, Николай. Внучка пальчики считает: Раз, два, три, четыре, пять. И, считая, засыпает, Потому что хочет спать. Бабушка очки надела И внучаток разглядела. - Ну вот, уважаемые родители, мы с вами и вспомнили игры и повеселились. Я подготовила для вас информационные памятки с текстами игр, а также указала литературу, в которой вы можете почерпнуть информацию по данному вопросу. Я надеюсь, что уделенное мне время было вами потрачено не зря, и мы с вами совместными усилиями будем играя с детьми в интересные, увлекательные, веселые игры развивать их. Если у вас появились какие-либо вопросы ко мне, я буду рада и постараюсь на них ответить. Спасибо за внимание, до свидания. Приложение 1. 16
(раздаточный материал для родителей)
ПАМЯТКА.

Пальчиковая гимнастика для развития детей

раннего возраста.

Игры, активизирующие движения пальцев рук:

«Сорока - сорока»
Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами: Сорока - сорока кашу варила, Деток кормила (загибаем пальчики ребенка): Этому дала (мизинец), Этому дала (безымянный), Этому дала (средний), Этому дала (указательный), Этому дала (большой).
«Этот пальчик - бабушка»
Загибать и разгибать (или поглаживать) пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами: Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья! (сжатие в кулак и разжимание всех пальцев одновременно)
«Этот пальчик хочет спать»
17
Загибать и разгибать пальчики попеременно на правой и левой руке. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора! (сжатие в кулак и разжимание всех пальцев одновременно)
Игры на развитие моторики рук:

«Тук - тук - я стучу
» Отстукивать кулачком правой руки по ладошке левой руке. Тук - тук - я стучу, Новый столик сколочу.
«Колобок»
Одна рука сжата в кулак, другой ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем меняет руки. Кулачок - как колобок. Мы сожмем его разок.
«Пила, пила»
Ребенок выполняет скользящие движения ребром ладони. Пила, пила, пили быстрей. Мы пилим домик для зверей.
«Птички в гнезде»
18
Пальцы одной руки складываются в щепоть. Ее обхватывают ладонью другой руки. Нужно шевелить пальчиками, затем поменять руки. Птенчики в гнездышке сидят, Маму ждут и есть хотят.
«Зайкины ушки»
Пальчики сжаты в кулачок. Ребенок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат.
«Сидит белка на тележке»
Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого. Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке – сестричке (загибает большой палец), Воробью (указательный палец), Синичке (средний палец), Мишке толстопятому (безымянный), Заиньке усатому (мизинец).
«Пальчики у нас попляшут»
Пальчики у нас попляшут (дети вращают кистями рук): Вот они, вот они! 19
В кулачки мы пальцы спрячем (сжимают и разжимают пальцы), В кулачки, в кулачки. Пальчики опять попляшут (перебирают пальчиками): Вот они, вот они! Пальчиками мы помашем (встряхивают кистями рук): Уходи, уходи!
«Ладошки»
Дети производят движения руками по тексту. Ладошки вверх, ладошки вниз, Ладошки на бочок - и сжали в кулачок.
«Капуста»
Дети производят движения руками в соответствии с текстом. Мы капусту рубим - рубим, (движения прямыми ладонями вверх- вниз) Мы капусту солим - солим, (пальцы сложить в щепотку, посолить) Мы капусту трем - трем, (потереть кулак одной руки о кулак другой) Мы капусту жмем – жмем. (сжимать и разжимать кулаки) А потом, Мы капусту в рот кладем. Ам! (поочередно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы)
«Лодочка»
Две ладони я прижму ладони соединить лодочкой И по речке поплыву. волнообразные движения руками Две ладони, друзья, - Это лодочка моя. Паруса я подниму, поднять выпрямленные ладони вверх Синим морем поплыву. волнообразные движения двумя ладонями А со мною по волнам Плывут рыбки тут и там. одновременно, имитируя движения рыб 20

«Зарядка для пальцев»
Пальцы делают зарядку, дети вытягивают руки вперед Чтобы меньше уставать, сжимают и разжимают кулаки А потом они в альбомах Будут снова рисовать.
«Мячик»
Друг веселый, мячик мой! сделать колечко из большого и Всюду, всюду ты со мной! указательного пальцев Раз, два, три, четыре, пять. менять верхний палец в колечке Хорошо с тобой играть. поочередно на средний, безымянный
«Замок»
На двери висит замок, пальцы сплетены в «замок» Кто его открыть бы смог? Потянули, пытаемся растянуть замок Покрутили, вращательные движения кистями Постучали стучим ладонями друг о друга И открыли. размыкаем пальцы
«В гости»
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Уттт Указательный и средний, Безы Безымянный, и последний СССам мизинчик - малышок Постучался на порог. Вместе пальчики -друзья, Друг без друга им нельзя! Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. Сжать пальцы и разжать. 21

«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять, поочередно разжимают сжатые пальцы Вышли пальчики гулять. сжать пальцы и разжать Этот пальчик гриб нашел, большой палец отогнут, остальные сжаты Этот пальчик чистить стал, поочередно разгибать пальцы Этот резал, этот ел, Ну, а этот все глядел.
«Пальчики кивают»
Дети держат руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку - «кивание» одного пальца 2-4 раза начиная с мизинца. Вот и встретилась семья. Рад тебя увидеть я. Всех мы в гости пригласили, Всех здороваться учили. В знак приветствия кивать. Теперь выполняют другой рукой. Может пальчик номер пять, Безымянный может ниже, Средний - силой не обижен, Этот - знает все на свете, А вот этот любят дети.
«Братцы»
В соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул! 22
Этот пальчик уж заснул, Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди... Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора. Или выполнить движение наоборот: поочередно разгибать пальцы. Ну- ка, братцы, за работу, Покажи свою охоту, Большому - дрова рубить, Печи все - тебе топить, А тебе - воду носить, А тебе - обед варить, А малышке - песни петь, Песни петь, да плясать, Родных братьев забавлять.
«Мальчик»
Дети попеременно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Раз, два, три, четыре, пять. Мы друзей идем искать. кулак сжат, большой палец внизу Этот мальчик под кроватью. поочередно разгибают пальцы Этот мальчик под диваном. Этот мальчик под столом. Этот мальчик за углом. Этот мальчик стал у стенки, У него дрожат коленки.
«Дружба»
Дружат в нашем садике пальцы обеих рук соединяем в замок Девочки и мальчики, ритмичные касания пальцев обеих рук 23
Мыс тобой подружим поочередное касание пальцев на обеих руках Маленькие пальчики. руки вниз, встряхиваем кистями Пять, четыре, три, два, раз, Мы подружимся сейчас.
«Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять! перебираем пальчики Будем пальчики считать - Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз - два - три - четыре - пять! перебираем на другой руке Пальчики быстрые, Хоть не очень чистые! Много пальчикам хлопот: То играют в ладушки, быстро сжимаем - разжимаем руки То зачем-то лезут в рот. Книжки рвут у бабушки.... Переделав все дела, Книжки тянут со стола, Лезут в соль и в компот, А потом наоборот. Пальчики дружные, Все такие нужные!
«Как у нашей внучки»
Как у нашей внучки хлопаем в ладоши Маленькие ручки, А на ручках пальчики Девочки и мальчики . Дружно пальчики живут. 24
Их по имени зовут: Пальчик Зина, Пальчик Нина, Пальчик Миша, Пальчик Гриша, Николай. Внучка пальчики считает: Раз, два, три, четыре, пять. И, считая, засыпает, Потому что хочет спать. Бабушка очки надела И внучаток разглядела.
Литература, рекомендуемая для более глубокого изучения Вами данной

темы:
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. Издательство «Айрис-пресс», 2005 г. 2. Жевакина О.И. Коррекционно - развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста. Издательство «Линка - Пресс», 2005 г. 3. Каплунова И.И. Сборник «Ладушки». Издательство «Композитор». Санкт-Петербург, 1999г. 4. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. Издательство «Феникс», 2007 г. 5. Сборник «Колокольчик», г. Санкт-Петербург, 2006 и 2008 гг. Приложение 2. 25
(папка-передвижка)
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ

ГИМНАСТИКИ

НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Многие родители не знают, что потешки не только развивают, но и оказывают оздоравливающее воздействие. 26
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыши овладевали простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать ложку, чашку, карандаш, умываться. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Самые простые

упражнения

Пальчиковая гимнастика
Флажок. Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе. Очки. Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам. 27
Бинокль. Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в « бинокль ». Зайчик. Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками. Коза. Указательный и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается. Ножницы. Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами. Дом. Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой рук. 28
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки
Потешка « Прятки ».
Сжимание и разжимание рук в ритме стиха: В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так – Так головки убирали.
Птички
Полетели птички, Птички-невелички. (Пальцы переплетены, ладони сжаты. ) Сели птички. Посидели. Опять полетели. (Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.)
Ты, утенок, не пищи,

Лучше маму поищи.
( Сжимание и разжимание пальцев рук.)
"Пальчики здороваются"
Я здороваюсь везде – Дома и на улице. Даже «здравствуй» говорю Я соседской курице. 29
( Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев.)
"Зайка"
Зайка взял свой барабан И ударил: трам-трам-трам. (Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.)
Массаж пальцев.
Мышка мыла лапку – Каждый пальчик по порядку . Вот намылила большой , Сполоснув потом водой . Не забыла и указку – Смыв с нее и грязь , и краску . Средний мылила усердно – Самый грязный был , наверно . Безымянный терла пастой – Кожа сразу стала красной . А мизинчик быстро мыла – 30
Очень он боялся мыла … Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста.
Список литературы:
31
1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина.- М.: Просвещение, 1988. 2. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: методич. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л.Н. Галигузова Л.Г. Голубева Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2007. 3. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: методич. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик.- М.: Просвещение, 2007. 4. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб: КАРО, 2005.-126с. 5. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой.—М.: Просвещение, 1989. 6. Кирпичникова Н.А. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 2.- С.-76-78. 7. Кольцова М.М. Движение и развитие сенсорной речи / М.М. Кольцова.- М., 2000. 8. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук.- М.: Издательский дом. Литера.-2005. 9. Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 4. – С. 33-35. 10. Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 5- С. 24-28. 11. Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 6. – С. 11-19. 12. Маркова Е.Н. Помогите детям увидеть мир многоцветным. Игры и упражнения для развития координации и точности движений / Е.Н. Маркова // Дошкольное воспитание. - 1996.- № 2.- С. 76-79. 13. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. – М.:ООО АСТ, 1999.- 220с. 14. Цвынтарный Л.С. Играем пальчиками и развиваем речь / Л.С. Цвынтарный, М.С. Воронцова.- Спб: КАРО, 1999. 15. Шустова И.Б. Игры для детей./ И.Б. Шустова, Издательский дом Литература.-2005. 32
33


Яндекс.Метрика