Наименование материала: Авторская методическая разработка проекта
Тема: "Планета Земля - наш общий дом"
Описание:
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
«Планета Земля – наш общий дом»
.
Введение
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
( В. Сухомлинский.)
Актуальность
Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и
бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения
предусматривает общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, которое
базируется на деятельностном подходе к окружающему миру.
Человек своим варварским отношением нанёс природе огромный ущерб и сам оказался на
грани катастрофы. Чтобы иметь перспективу своего существования на Земле, людям необходимо
решать экологические проблемы. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и
доброе отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе
содержания экологического воспитания лежит формирование у ребёнка осознанно-правильного
отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится
в дошкольном детстве. Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему
живому – главные задачи экологической работы в ДОУ
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее,
великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и
понимает её, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский
говорил: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из
гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом
достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
Пояснительная записка
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и
развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных
ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное
(осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Цель:
Формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к природе, его
окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного
происхождения, которыми он пользуется).
Задачи:
1. Накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных
объектов экологии.
2. Формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе.
3. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в
природе, правильного поведения и общения.
4. Сформировать у детей знания экологической катастрофы о мусоре, о методах его переработки и
о разнообразных видах деятельности по защите природы.
5. Создание условий для полноценного экологического воспитания.
6. Воспитание потребности в созидании.
7. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней.
Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы
1.
Образовательные:
Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию
ребенка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к
природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий
по отношению к окружающей среде.
Обогащать представления детей о природе родного края и
различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного
мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в
сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы.
Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах,
эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными
растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в
соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.
Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
2.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир:
искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.
Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности,
способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные
способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах
деятельности.
3.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические
чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного
отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание
помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление
ответственности за свои поступки.
Перспективный план работы подготовительной группы
сентябрь
Недел
я
Тема
Программное содержание
Материал, оборудование
1 неделя Диагностика
2 неделя
«Наш дом - природа»
Формировать понятия о неживой
природе, как факторе жизни
всего живого. Развивать
познавательный интерес детей к
природе, желание активно
изучать природный
мир. Воспитывать бережное
отношение к окружающей
природе.
Глобус, мяч, природный
материал.
3 неделя
«Человек – часть
природы»
Сформировать у детей
представление о неразрывной
связи человека с природой.
Показать, что природа влияет на
Беседа о живой и неживой
природе.
Беседа «Кто такой человек».
Уборка участка от опавших
листьев,
4 неделя
«Край родной -
заповедные места
Республики
Татарстан»
Познакомить детей с
заповедниками, памятниками
природы своей местности;
показать какие ценные,
Иллюстрации заповедников,
памятников.
«Красная книга»,
иллюстрации редких
животных и растений,
Октябрь
Недел
я
Тема
Программное содержание
Материал, оборудование
1 неделя
1.«Овощи и фрукты на
нашем столе»
Учить детей принимать
посильное участие в труде
взрослых: подготовке огорода к
зиме, заготовке земли для
огорода на окне. Знакомить с
Волшебная палочка, муляжи
овощей и фруктов, овощи.
2 неделя
1.«Экскурсия в лес в
период золотой
осени»
Сезонные изменения в лесу.
Красота окружающей природы.
Правила поведения в лесу.
Лес – это сообщество растений и
животных.
Поход с родителями в лес.
Сбор и засушивание осенних
листьев. Рассматривание
«Лесные находки». «Осенняя
палитра». Рисование «Мы в
3 неделя
1.«Луг – экосистема»
(экскурсия)
Закрепить правила поведения в
природе. Учить находить связь
растений с насекомыми.
Уточнить знания: влияние света,
тепла, воды на жизнь растений.
Модели поведения в
природе, пакеты для мусора,
корзинки, Буратино.
4 неделя
«Этого не должно
быть!»
Уточнить представления детей об
источниках возникновения
мусора; содействовать развитию
умения дифференцировать
предметы по материалу, из
Фотогазета
Ноябрь
Недел
я
Тема
Программное содержание
Материал, оборудование
1 неделя
1.«Хлеб всему
голова»
Расширить представления детей
о культурных растениях поля
(злаках) и их выращивании.
Учить понятию «культурные
Колосья пшеницы и ржи,
иллюстрации труда
хлеборобов
2 неделя
1.«Знакомим детей с
почвой»
Уточнить представление детей о
почве как о верхнем слое земли:
«живая земля». Загрязнение
почвы, возможные последствия.
Игрушка-крот, обучающий
фильм «География для самых
маленьких».
3 неделя
1.«Солнце – большая
звезда»
Дать представление о Солнце как
о звезде.
Уточнить знания о строении
солнечной системы. Развивать
Составление макета
«Солнечная система»,
обучающий фильм
«География для самых
4 неделя
1.«Как растения
готовятся к зиме»
(целевая прогулка)
Учить распознавать и называть
по листьям и плодам 5-6
деревьев, 3-4 кустарника, 4-5
садовых цветущих
Д/и «Узнай дерево», «С какой
ветки детки?»,
модели «Что нужно
растениям», игрушка-
Декабрь
Недел
я
Тема
Программное содержание
Материал, оборудование
1 неделя
1.«Зимнее царство»
Учить детей видеть красоту
зимой, наблюдать за растениями.
Распознавать следы животных и
птиц на снегу. Углублять знания
детей о сезонных изменениях в
Иллюстрации зимы, игрушка-
Буратино.
Д/и «Чей след?», «Узнай по
2 неделя
1.«Как животные
проводят зиму в
лесу?»
Закрепить значение внешних
факторов в жизни животных
Татарстана. Трудные условия
жизни в холодный период.
Видеофильм «География для
самых маленьких». Кукла-
Зима,
модель «Дикие животные»,
3 неделя
1.«Беседа о
зимующих птицах»
Учить распознавать зимующих
птиц по внешнему облику,
поведению, издаваемым звукам.
Показать сезонные изменения в
Игрушка-Незнайка.
Иллюстрации птиц, пособие
«кормушка с птицами»,
волшебная палочка,
4 неделя
1.«Зимовка диких и
домашних
животных»
Учить детей замечать сезонные
изменения в жизни животных.
Уточнить признаки домашних и
диких животных. Показать роль
Аудиозапись «Голоса
животных», иллюстрации
домашних и диких животных,
модели «Дикие животные»,
Январь
Недел
я
Тема
Программное содержание
Материал, оборудование
1 неделя
1.«Круговорот воды в
природе»
Продолжать знакомить детей с
тремя агрегатными состояниями
воды.
Выявить взаимоотношения воды,
снега и льда. Закрепить
Обучающие видеофильмы
«География для самых
маленьких»,
«О воде живой и
2 неделя
1.«Через добрые
дела можно стать
юным экологом»
Дать детям новое понятие –
экология, эколог. Показать, что
юный эколог – это ребенок,
который любит природу,
Правила поведения человека в
природе. Роль человека в
природно-охранительной
работе.
3 неделя
1.«Что мы знаем о
воздухе»
Расширить, систематизировать и
обобщить знания о свойствах
воздуха и способами его
обнаружения. Уточнить значение
воздуха в жизни человека и
Вертушки, надувные
игрушки, шарики,
иллюстрации, свечи, вода в
стаканчиках, коктейльные
4 неделя
1.«Камни, песок,
глина»
Уточнить знания детей:
песок – сыпучесть, рыхлость.
Глина – плотность, пластичность,
вязкость. Отличительные признаки
камней. Развивать умение
Ёмкости для пересыпания, с
песком и глиной, лупы, сита,
доски для лепки, вода, модель
обследования предмета,
Февраль
Неделя
Тема
Программное содержание
Материал, оборудование
1 неделя
1.«Комнатные растения –
живой организм»
Объяснить понятие «комнатные
растения». Учить узнавать и называть
5-6 комнатных растений по форме,
окраске листьев, цветов, стеблей.
Показать приспособления растений к
2 неделя
1.«Обитатели нашего
уголка природы,
волнистые
попугайчики»
Учить детей ухаживать за
попугаями. Уточнить особенности
внешнего вида, поведения, навыки
ухода за волнистыми
попугайчиками. Закрепить
Попугаи в клетке, корм для
попугаев, тряпочки, модель
«Особенности строения птиц»,
видеофильм, аудиозапись
3 неделя
1.«Животные жарких
стран»
Приспособление животных к
жизни в природных условиях.
Дать первоначальное
представление о пустыне,
растениях и животных
Демонстрационный материал,
модель «Животные жарких
стран», картинки с
изображением животных
4 неделя
1.Сравнение диких и
домашних животных
Расширить и уточнить
представления детей о диких и
домашних животных, дать
представление о верблюде и
кабане (внешний вид, среда
Аудиозапись «Голоса
животных», иллюстрации
домашних и диких животных,
модели «Дикие животные»,
«Домашние животные».
Март
Недел
я
Тема
Программное содержание
Материал, оборудование
1 неделя
1.«Как солнце жизнь
дает земле»
Уточнить роль солнца как
источника света и тепла в жизни
живых существ. В Татарстане
зима длинная, весна –
стремительная.
Макет
«Солнечная
система», обучающий фильм
«География для самых
2 неделя
1.«Весенние явления
в неживой природе»
Учить детей замечать
увеличение дня и укорачивание
ночи, появление, проталин и
сосулек, взаимосвязь с живой
Модель
«Влияние света, тепла, воды
на жизнь».
Иллюстрации зимы и весны,
видеофильм «Времена года»,
3 неделя
1.«Зелёная служба
Айболита: посев
семян на рассаду»
Закрепление навыков по уходу за
комнатными растениями.
Показать зависимость роста
растений от условий
Исследование: «Что нужно
растению для роста». Беседа
«Как нужно поливать» Полив
растения.
4
не
Совершенствовать знания о
Апрель
Недел
я
Тема
Программное содержание
Материал, оборудование
1 неделя
1. «Целевая прогулка
в плодовый сад
2. «Шестиногие
малыши»
Развивать у детей
наблюдательность, внимание.
Развивать способность замечать
что-то новое, необычное в
природе.
Воспитывать желание
любоваться красотой природы.
Учить для описания явлений
природы подбирать различные
определения, эпитеты.
Расширять знания и
представления
детей об особенностях внешнего
вида и жизненных проявлениях
насекомых. Воспитывать доброе
отношение к маленьким соседям
по планете.
Выбрать вместе с детьми
дерево для дальнейших
наблюдений за ним: обратить
внимание на количество
листвы на нём, цвет листвы,
покров земли.
В группе сделать зарисовки
наблюдений за погодой.
Рассматривание иллюстраций
с насекомыми, беседа о
жизнедеятельности
насекомых,
д/и «Зоологическое лото».
2 неделя
1.«Мы в ответе за
тех, кого приручили»
Познакомить с новыми
сведениями о жизни животных
уголка природы, рассказать, как
за ними ухаживать. Обобщить
представления о том, что
Попугаи в клетке, полевая
мышь в клетке, черепаха в
террариуме, рыбы в
аквариумах.
Д/и «Кто, чем питается».
3 неделя
1.«Земля – живая
планета»
Жизнь на Земле, общие условия
для растений, животных и
людей. Закрепить экологически
грамотное и безопасное для
здоровья человека поведение в
Глобус, обучающие
видеофильмы, знаки
4 неделя
1.«Сила воды»
р. Зай)
Учить детей замечать сезонные
изменения на водоемах.
Закреплять знания: водоем как
среда обитания животных и
растений. Дать понятие
Экологическая игра «Берегите
воду».
Д/и «Кто заметит первым»,
«Угадай-ка».
Рюкзаки, знаки правильного
Май
Недел
я
Тема
Программное содержание
Материал, оборудование
1 неделя
1.«Беседа о
Весне»
Учить видеть сезонные
изменения в природе. Углубить,
уточнить и закрепить знания
детей о взаимосвязи живой и
неживой природы; о весенних
Обучающий фильм «Весна»,
иллюстрации с изображением
весны, д/и «Когда это
2 неделя
1.«О животных,
которых не любят»
Способствовать формированию
знаний детей о пауках, жабах,
змеях; понимания целостности
окружающего мира, зависимости
одного вида животных от
Иллюстрации животных,
модели «Дикие животные»,
«Паук в паутине». Игрушки-
животные. Мяч, волшебная
палочка.
3 неделя
1.«Цветущие
Познакомить детей с
разнообразием видов растений в
природе. Воспитывать
эстетическое отношение к
растениям.
4 неделя Диагностика
Июнь
Недел
я
Тема
Программное содержание
Материал, оборудование
1 неделя
Уточнить и расширить знания
детей о воде, её свойствах, роли
в жизни человека и живых
организмов, о формах и видах
воды; познакомить детей с
Просмотр слайдов
«Вода в окружающей среде.
Рассказ о значении воды в
2 неделя
«Речные обитатели
водоёмов»
Продолжать знакомить детей с
рыбами рек и озёр. Учить
отличать морскую и речную
рыбу; закреплять знания о
других обитателях водоёмов
Правила поведения на
водоёмах.
Рыбы в аквариумах,
иллюстрации рыб и лягушек.
Д/и «Пищевые цепочки»,
3 неделя
«Море бывает в беде»
Приспособление диких
животных к жизни в природных
условиях. Показать
положительное и отрицательное
отношение современного
Модель «Подводный мир»,
иллюстрации морей и
океанов, обучающий фильм.
Мультимедийная подборка.
4 неделя
«Очистим планету от
мусора»
Развивать потребность
соблюдения чистоты на улицах
города, дома, в детском саду;
формировать умение
сортировать мусор при его
сборе; воспитывать
аккуратность, бережное
отношение к окружающему
миру.
Экспериментальная
деятельность «Рассортируем
мусор»
июль
Недел
я
Тема
Программное содержание
Материал, оборудование
1 неделя
«Строим
Уточнить природоведческие
знания детей о факторах
окружающей среды,
необходимых для жизни на
Земле. Формировать умение
Чтение стихотворения
Р. Рождественского
«Береги природу»
2 неделя
Экологическая акция
«Мой чистый двор»
Систематизировать
представления детей о
взаимоотношениях человека с
окружающей средой. Расширить
знания о природе. Жизнь
Рисование
«Такой разный Мусор»,
«Чистый двор»,
«Не сори»,
экологических
3 неделя
«Уголок планеты, где
мы живём»
Формировать представление об
экологических проблемах
родного города. Знакомить с
растительным и животным
Выпуск экологической газеты
для родителей «Прикоснись к
природе сердцем»
4 неделя
«Жалобная книга
природы»
Формировать у дошкольников
чувство ответственности за
сохранение чистоты в детском
саду, дома.
Дать представление детям о
Мини проект, выставка
поделок из бросового
материала
август
Недел
я
Тема
Программное содержание
Материал, оборудование
1 неделя
«Царство растений:
травы»
Закрепить знания о травах и
цветах как представителях
флоры Земли, их красоте и
пользе. Рассказать о
многообразии трав и их пользе;
Рассматривание иллюстрации
с изображением трав и цветов
2 неделя
«Мы все – жители
планеты Земля»
Обобщить и систематизировать
представление о временах года и
частях суток. Продолжать
знакомить с космосом, звездами,
Луной, Солнцем, Солнечной
Чтение загадок,
п/игра, беседа. Наблюдение.
Рассматривание иллюстраций.
3 неделя
Выпуск стен газеты
«Экологические
опасности»
Совместно с родителями
выпустить экологическую газету.
Подвести детей к пониманию
того, что жизнь человека на
Земле во многом зависит от
Фотогазета
4 неделя
«Этот удивительный
мир насекомых»
Уточнить и углубить знания
детей о многообразии
насекомых. Способствовать
формированию знаний о
сезонных изменениях в жизни
Иллюстрации с изображением
насекомых, картинки,
видеофильм.
Показатели результативности реализации
(модель предполагаемого результата по учебным задачам)
Дети должны знать:
Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
О трёх стадиях развития живых организмов.
О природно-климатических зонах Земли и Татарстана.
Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес,
тундра, тайга).
О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего
Севера.
О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
Дети имеют представления:
О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
О Солнечной системе и её планетах.
Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в
том числе и на Крайнем Севере).
О возникновении жизни на Земле.
Дети умеют:
С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в
разных природных зонах.
Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
Объяснять экологические зависимости.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью
живых организмов.
Предполагаемый результат образования воспитанников
6 -7 -го года жизни
Результатом экологического образования
является формирование у ребенка осознанно-
правильного отношения к природным явлениям и объектам. Осознанно-правильное отношение
детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и
знании сведений о природе.
Знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве
важнейшего средства не
только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования «отношений».
В результате освоения программы у ребенка формируются следующие отношения:
1.
Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека.
- Охотно включаются в наблюдения за небом, с интересом участвуют в работе с глобусом и
другими моделями, слушают рассказ воспитателя, задают вопросы, отражают свои
впечатления о Вселенной в рисунках.
- С удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют
их самостоятельно, задают вопросы о воде.
- Выражают желание участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по
обнаружению воздуха.
- Проявляют познавательный интерес к практическим опытам с разными почвами и камнями,
охотно участвуют в коллекционировании камней.
- Участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражают их в календаре;
замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают ее в рисунках,
охотно слушают короткие музыкальные и литературные произведения на эти темы,
рассматривают произведения художников.
2.
Многообразие растений и их связь со средой обитания.
- Самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в коллективных наблюдениях,
делают зарисовки в календаре, задают вопросы, слушают рассказы воспитателя.
- Замечают и оценивают привлекательные качества растений: красоту формы и окраски
листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения.
- Замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы; охотно
участвуют в украшении помещения – в расстановке растений, кашпо, ваз с цветами, ветками;
изображают их в рисунках, аппликациях.
- Развивается восприятие растений как живых существ: замечают их неблагополучное
состояние, обнаруживают недостаточность условий для их жизни. Сочувствуют растениям:
сообщают воспитателю о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу за
растениями, помогают при их пересадке.
3.
Многообразие животных и их связь со средой обитания.
- Формируется понимание того, что обитатели уголка природы, домашние животные – живые
существа со своими потребностями, что о них нужно постоянно заботиться; появляется
готовность удовлетворить эти потребности, участвовать в создании и поддержании
необходимых условий жизни.
- Развивается познавательный интерес к животным: самостоятельные наблюдения, вопросы,
сообщения, активное участие в беседах, желание узнать новые сведения.
- Охотно отображают впечатления в изо деятельности, игре.
- Проявляют интерес к жизни птиц, коллективно и самостоятельно наблюдают за ними,
задают вопросы, сообщают о своих впечатлениях, любуются ими, их поведением, их
полетом. Охотно участвуют в подкормке зимующих птиц.
4.
Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.
- С интересом участвуют в выращивании растений, с готовностью выполняют указания
взрослых по уходу за ними, охотно наблюдают за растениями, замечают изменения, делают
зарисовки в календаре.
- С интересом наблюдают за гнездо строительной деятельностью птиц, выращиванием
птенцов; сообщают о своих наблюдениях; проявляют готовность создать благоприятные
условия для них: не шуметь возле гнезда, вести себя сдержанно и следовать рекомендациям
взрослых, подкармливать птиц; проявляют восторженное, бережное отношение к птенцам.
- Проявляют чуткость и заботу о молодых животных, бережное отношение к ним, готовность
ухаживать за ними, стремятся создать для них хорошие условия, готовы поступиться ради
них своими желаниями, радуются их играм и забавам, интересуются их жизнью, наблюдают
за ними, с удовольствием слушают рассказы о них, задают вопросы.
5.
Жизнь растений и животных в сообществе.
- Приходя в лес, соблюдают правила поведения. Умеют наслаждаться обстановкой леса.
Проявляют познавательный интерес к жизни леса: самостоятельно наблюдают разные
явления, задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в обсуждении.
- Проявляют интерес к рассказам о жизни водоема, задают вопросы, участвуют в
установлении связей между обитателями водно-прибрежной зоны, не оставляют мусор на
берегу, не бросают его в воду, любуются красотой водной поверхности, полетом стрекоз,
растениями, слушают шорохи и звуки обитателей пруда.
- Самостоятельно наблюдают за разными насекомыми, рассматривают цветы, слушают
стрекотание кузнечиков. Проявляют интерес к рассказам взрослого, не рвут большие букеты,
не бросают сорванные растения.
6. Взаимодействие человека с природой.
- Охотно включаются в оценку взрослыми обстановки, окружающих условий: тепло –
холодно, чисто – грязно, воздух свежий и приятный или плохой и душный и т.д. Реагируют
на красоту и чистоту помещения, участка, поддерживают их; радуются тишине, порядку,
чистоте, свежему воздуху в местах пребывания на природе.
- Не рвут и не пачкают бумагу, замечают сломанные деревянные вещи, обсуждают способы
их починки, закрывают кран с водой, если он течет. Любуются изделиями из дерева, бумаги,
интересуются процессом их изготовления.
- Проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со
взрослыми и самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.
Расширение традиций ДОУ:
- недели и Дни Здоровья (октябрь, январь, июнь);
- экологическая неделя (апрель):
- день Земли (апрель);
- проведение праздников «Осени», «Новый год», «Масленица»,
«Весна-красна»;
- акции «Птичья столовая» (декабрь), «Цветочная фантазия» (май, июнь);
- недели Зимних игр и развлечений (февраль);
- выставки детского творчества 2 раза в год;
- дни открытых дверей для педагогов города и родителей (февраль, апрель);
- организация библиотеки книг художественной литературы для детей о природе.
Предметно – развивающая среда ДОУ:
- развивающие, дидактические игры экологической направленности;
- аквариум с красно ухой черепахой;
- в группах оформлены центры (зоны) познавательно-экспериментальный, природы;
- «Экологические пространства» на территории детского сада: экологическая тропа, уголок
нетронутой природы, маршруты в природу.
Требования к уровню подготовки детей.
К концу седьмого года жизни ребенок должен знать представителей животного мира и разделять
их по видам. Аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой
обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое
отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка
природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и
растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки.
Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как
правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения
и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое
отношение к растениям.
Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные
характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть
использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности,
знать характерные признаки каждого времени года.
Диагностический инструментарий для детей 6 – 7 лет
по экологическому развитию.
Задание №1.
Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей животного мира,
распределить их по видам; соотносить представителей фауны со средой обитания и выявить
отношение ребенка к ним.
Инструкция к проведению.
Расселить животных на карте с учетом их проживания (картинки насекомых, рыб, птиц, диких и
домашних животных).
Выбрать 2 животных, 2 насекомых и 2 птиц и ответить на вопросы:
• Как называется животное, птица, насекомое?
• Что ты можешь рассказать о нем?
• Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными осенью, зимой, весной?
• Как человек может помочь птицам зимой?
• Что произойдет, если исчезнут птицы (насекомые, звери)?
• Что такое «Красная книга», какие животные (птицы, насекомые…) занесены в нее?
• Как надо относиться ко всем животным?
Задание №2.
Игра «Когда это бывает?»:
Дополни предложение:
• Светит яркое солнце, дети купаются в реке…;
• Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках…;
• С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края…;
• На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники…(вопросы могут
сопровождаться иллюстрированным материалом).
Назови времена года в чередующейся последовательности?
Задание №3 .
Ботаническое лото.
Рассмотри, покажи и назови:
• Деревья (6 – 7);
• Кустарники (4 – 5);
• Ягоды (6 – 7);
• Грибы (съедобные и ядовитые);
• Цветы сада, леса, комнатные растения (по 6 – 7).
Беседа.
Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений?
Как правильно ухаживать за растением?
Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые, человек?
Какие растения Тамбовского края занесены в «Красную книгу»?
Дидактическая игра .
Разложи правильно карточки (от семечки до взрослого растения).
Назови и покажи части растения (корень, стебель или ствол, листья, цветы, семена, плоды).
Задание №4.
Беседа.
Чем дышит человек?
Где можно обнаружить воздух?
Что загрязняет воздух?
Как человек использует воздух, ветер?
Зачем и кому нужна вода?
Где встречается вода? (ручей, озеро, река, море, океан)
Назови свойства воды? (прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха)
В каких состояниях бывает вода? (сосулька, снег, лед, дождь, роса, иней, туман, пар)
Надо ли беречь воду? Почему?
Что такое «почва»?
Задание №5.
Дидактическая игра .
Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное
взаимоотношение человека с природой (экологические знаки) и объяснить свой выбор.
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Низкий – 1 балл.
Высокий уровень
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой
выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные
признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно
ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь
между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое
отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия,
необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно
ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он
проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики.
Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно
называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки
каждого времени года.
Средний уровень
Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда
может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой
обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально
выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и
обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью
человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к
представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет
лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает
как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними
сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики.
Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти
всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной
последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года.
После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени
года.
Низкий уровень
Ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам.
Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой
обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес,
эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не знает, как нужно ухаживать за домашними
животными и обитателями уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между
деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется
выразить свое отношение к представителям животного мира.
Ошибается в классификации растений по видам, не может называть их характерные признаки.
Затрудняется в названии комнатных растений (называет с помощью воспитателя). Недостаточно
сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Затрудняется в названии отличительных характеристик объектов неживой природы. Неправильно
называет последовательность времен года.
Список литературы:
1. Л.Г. Петерсон программа «Мир открытий», Москва 2012
2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
3. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н. Николаева
4. Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа» Н.А. Рыжова
5. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Технология экологического
воспитания детей подготовительной группы – М.: Новая школа, 1995.
6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
7. Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.
8. Посвянская Н. П. Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.
9. Посвянская Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
10. Практическое пособие: «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Т.М. Бондаренко
11. Методическое пособие «Прогулки в детском саду» Т.М.Бондаренко
12. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О.В. –
2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
13. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс,
2002 г. – 192 с.
14. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. –
М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
15. Детская энциклопедия «Росмен», 1994 г.
16. Детская энциклопедия «Планета Земля», Москва, 2014 г.