Напоминание

"Культурные и методические требования к речи педагогов ДОУ"

Автор: Ишаева Наталья Ивановна

Должность: старший воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ДС №166

Населённый пункт: г.Челябинск

Наименование материала: Статья

Тема: "Культурные и методические требования к речи педагогов ДОУ"

Описание:

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=518

Опубликовано 16.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Культурные и методические требования к речи воспитателя ДОУ Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Профессиональные и личностные требования к нему в современных условиях очень высоки. Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности. Он организует их игры, говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в дошкольном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку,
внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно". Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка. В современных исследованиях проблема повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней. К компонентам профессиональной речи педагога относятся: • качество языкового оформления речи; • ценностно-личностные установки педагога; • коммуникативная компетентность; • четкий отбор информации для создания высказывания; • ориентация на процесс непосредственной коммуникации. 1. Уникальность: - не использует штампы, избитые фразы; - в речи проявляет яркие, красивые индивидуальные особенности личности (образованность, воспитанность, остроумие, раскованность, самостоятельность и др.); - уместно использует индивидуальные словоупотребления. 2. Осознанность: - речь продумана (слова произносятся обдуманно); - речь убедительна (используются доводы от фактов, от авторитета, от личного опыта и не используются доводы от угрозы, убеждения и обе- щания); - демонстрирует эрудицию, использует примеры из других сфер знаний; - речь точная (семантика, словоупотребление); - речь уместная (соответствует ситуации);
- речь краткая (по существу); - в речи не проявляет комплексы собственной неполноценности (ува-жает и любит себя). 3. Ответственность: - нет нарушения орфоэпических норм; - нет нарушения лексических норм; - нет нарушения грамматических норм; - нет нарушения стилистических норм; - уместно употребляет нелитературные формы речи (просторечия, диалекты, жаргонные слова). 4. Диалогичность: - говорит приятное, использует похвалу, создает ситуацию успеха; - речь эмоциональная (но не раздражительная); - речь ясная, понятная, доступная для слушателей; - использует речевые средства, выражающие уважение к собеседнику; - не использует приказного тона; - своей речью способствует созданию атмосферы обсуждения, стимулирует диалог. 5. Действенность: - нет расхождения вербальных и невербальных средств; - речь внутренне согласована, логически не противоречива; - поведение адекватно речи. 6. Эстетичность: - не употребляет «казенную» лексику; - использует образные средства языка (пословицы, поговорки, фра- зеологические обороты и др.); - говорит интонационно выразительно; - использует оптимальный темп, громкость голоса. Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют: • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
• Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому будущие педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка. В работе с детьми дошкольного возраста представление о стиле речи должно соотноситься, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство, проявляются в определенном речевом поведении). В свою очередь, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания. Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет развивать языковое чутье у детей. Обладать культурой речи — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи. Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ. Литература 1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Русский язык, 1993. – 927 с. 2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с. 3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1981. – 255 с.
4. Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3. 5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. – 223 с.


Яндекс.Метрика