"Культурные и методические требования к речи педагогов ДОУ"
Автор: Ишаева Наталья Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №166
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Культурные и методические требования к речи педагогов ДОУ"
Описание:
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми
Культурные и методические требования к речи воспитателя ДОУ
Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса в
дошкольном образовательном учреждении. Профессиональные и
личностные требования к нему в современных условиях очень высоки.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры
человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка,
поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не
только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога,
работающего с детьми
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в
хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности. Он организует их игры,
говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит с
речью авторов художественных произведений во время чтения.
Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в дошкольном
учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя.
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это
показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о
совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг
каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение
теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.
В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других
основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста
отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к
подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние
механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически
организованной речи взрослых.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не
только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но
также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина,
уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском
саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным
работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку,
внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и
беспрепятственно".
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого
развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности
воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого
общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного
учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема
повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте
повышения качества дошкольного образования.
Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам
орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным
традицией для литературного языка.
В современных исследованиях проблема повышения культуры речи
педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к
ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
•
качество языкового оформления речи;
•
ценностно-личностные установки педагога;
•
коммуникативная компетентность;
•
четкий отбор информации для создания высказывания;
•
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
1. Уникальность:
- не использует штампы, избитые фразы;
- в речи проявляет яркие, красивые индивидуальные особенности личности
(образованность, воспитанность, остроумие, раскованность,
самостоятельность и др.);
- уместно использует индивидуальные словоупотребления.
2. Осознанность:
- речь продумана (слова произносятся обдуманно);
- речь убедительна (используются доводы от фактов, от авторитета, от
личного опыта и не используются доводы от угрозы, убеждения и обе-
щания);
- демонстрирует эрудицию, использует примеры из других сфер знаний;
- речь точная (семантика, словоупотребление);
- речь уместная (соответствует ситуации);
- речь краткая (по существу);
- в речи не проявляет комплексы собственной неполноценности (ува-жает и
любит себя).
3. Ответственность:
- нет нарушения орфоэпических норм;
- нет нарушения лексических норм;
- нет нарушения грамматических норм;
- нет нарушения стилистических норм;
- уместно употребляет нелитературные формы речи (просторечия, диалекты,
жаргонные слова).
4. Диалогичность:
- говорит приятное, использует похвалу, создает ситуацию успеха;
- речь эмоциональная (но не раздражительная);
- речь ясная, понятная, доступная для слушателей;
- использует речевые средства, выражающие уважение к собеседнику;
- не использует приказного тона;
- своей речью способствует созданию атмосферы обсуждения, стимулирует
диалог.
5. Действенность:
- нет расхождения вербальных и невербальных средств;
- речь внутренне согласована, логически не противоречива;
- поведение адекватно речи.
6. Эстетичность:
- не употребляет «казенную» лексику;
- использует образные средства языка (пословицы, поговорки, фра-
зеологические обороты и др.);
- говорит интонационно выразительно;
- использует оптимальный темп, громкость голоса.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
•
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу
необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского
языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а
также нормы образования и изменения слов.
•
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации,
которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на
семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию
у детей навыков точности словоупотребления.
•
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и
отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует
учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления
о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки
использования различных способов внутритекстовой связи.
•
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей
дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий
механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу
необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо
использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
•
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и
создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность
речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение
педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп
речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию
произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному
осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать
свое отношение к предмету разговора.
•
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью
оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в
дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка,
поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только
расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него
навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
•
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации
и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего,
обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста
нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения
(навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами
речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное
использование педагогом невербальных средств общения, его умение не
только говорить с ребенком, но и слышать его.
Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому
будущие педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях
литературного языка.
В работе с детьми дошкольного возраста представление о стиле речи
должно соотноситься, прежде всего, с представлением о речевом этикете,
требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности,
как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность,
доброжелательность, собственное достоинство, проявляются в определенном
речевом поведении). В свою очередь, совершенствование стилистического
чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания.
Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь
осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается
определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в
области лингвистики. Это поможет и при отборе необходимого
дидактического материала, на котором он будет развивать языковое чутье у
детей.
Обладать культурой речи — значит не только понимать значение всех
элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных
типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться
в литературной речи. Культура речи каждого отдельного человека зависит от
того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного
учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное
совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по
речевому развитию детей в ДОУ.
Литература
1.
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка /
Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Русский язык, 1993. – 927 с.
2.
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб.
заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.
3.
Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие
для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» /
А.М. Бородич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1981. – 255 с.
4.
Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного
учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения, 2009. - №3.
5.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для
воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.:
Просвещение, 1979. – 223 с.